Проведение под ярмом

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Медальон, изображающий римских солдат (справа), которых самниты (слева) после битвы в Кавдинском ущелье заставляют пройти под ярмом (Псевдо-Мелиоли, ок. 1500)

Проведе́ние под ярмо́м, прохожде́ние под и́гом (лат. sub iugum missio, sub iugum intratio) — ритуал публичного унижения пленённого войска, практиковавшийся в Древнем Риме и у ряда италийских племён, затем и у народов, взаимодействовавших с Римом.

Описание

В случае захвата вражеского войска у полководцев древней Италии были три возможности: 1) убить всех пленных, 2) продать их в рабство и 3) освободить пленных с наложением на них и/или их государство тех или иных условий. Одним из таких условий, применявшимся в войнах, в которых участвовали римляне и другие народы этого региона, было прохождение под ярмом.

Вначале этот обряд был очистительным. Тит Ливий описывает его[1] впервые в отношении одного из Горациев, единственного оставшегося в живых после боя Горациев и Куриациев. Воин, убивший сестру, которая оплакивала своего жениха Куриация, должен был очиститься от преступления, пройдя с покрытой головой под балкой, специально перекинутой через улицу (этот «брус сестры», sororium tigillum, сохранялся на склоне Оппийского холма в Риме ещё во времена Ливия, то есть как минимум до начала нашей эры). С этим связан и другой очистительный обряд, применявшийся римлянами к собственному войску, которое возвращалось из похода, — прохождение под триумфальной аркой (porta triumphalis). Обычай возведения подобных сооружений восходит к культуре древних этрусков в Италии и народов Ближнего Востока. Согласно обычаю войско после сражения не могло войти в город без очищения от пролитой крови и должно было оставаться вне городских стен на «поле мёртвых» (campus mortius). Для процедуры очищения возводили ворота из двух вертикальных столбов и горизонтальной балки, окрашенных в красный цвет.

Проведение под ярмом как позорящий ритуал впервые описано у Ливия в эпизоде, когда в 458 году до н. э. римский диктатор Луций Квинкций Цинциннат разбил эквов[2]. «Ярмо» для обряда, описанного Ливием, представляло собой два воткнутых в землю копья и третье, прикреплённое к ним горизонтально. Разоружённые солдаты, без воинских отличий, со своими вождями во главе должны были пройти под ярмом, одетые лишь в нижние туники (одежда, характерная скорее для раба, чем для свободного гражданина). Считалось, что прохождение под ярмом очищает врага от его злых намерений, но одновременно этот обряд был унижением как для самих проходящих под ярмом воинов, так и для их народа и государства.

Обряд проведения под ярмом применялся и противниками Рима по отношению к потерпевшим поражение римским войскам, например после битвы в Кавдинском ущелье[3] (321 г. до н. э.) и во время Югуртинской войны[4] в 110 г. до н. э.

Источники

Примечания

  1. «…Чтобы явное убий­ство было все же искуп­ле­но очи­сти­тель­ной жерт­вой, отцу пове­ле­ли, чтобы он совер­шил очи­ще­ние сына на обще­ст­вен­ный счет. Совер­шив осо­бые очи­сти­тель­ные жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рые с той поры заве­ща­ны роду Гора­ци­ев, отец пере­ки­нул через ули­цу брус и, при­крыв юно­ше голо­ву, велел ему прой­ти слов­но бы под ярмом. Брус суще­ст­ву­ет и по сей день, и все­гда его чинят на обще­ст­вен­ный счет; назы­ва­ют его „сест­рин брус“» Тит Ливий. История от основания города, I, 26: текст на латинском и русском
  2. «...Пол­ко­во­д­ца Грак­ха Кле­лия вме­сте с дру­ги­ми пред­во­ди­те­ля­ми [диктатор] при­ка­зал при­ве­сти к себе в око­вах, а город Кор­бион очи­стить. Кро­ви эквов он-де не жаж­дет, пусть себе ухо­дят, но, чтобы они нако­нец при­зна­ли, что поко­рен и сми­рен их народ, прой­дут они под ярмом. Ярмо это дела­ет­ся из двух копий, воткну­тых в зем­лю, и третье­го, слу­жа­ще­го пере­кла­ди­ной. Под таким ярмом и про­гнал дик­та­тор эквов». Тит Ливий. История от основания города, III, 28: текст на латинском и русском
  3. Кавдинское ущелье // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XIIIa (1894): Исторические журналы — Калайдович. — С. 803.
  4. Каринский Д. Д. Югурта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XLI (1904): Эрдан — Яйценошение. — С. 283—285.