Причал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пирс в Пертозере (Карелия), 2006 год.
Речной причал в Таре (Омская область). Вид с Иртыша.

Прича́л — специально оборудованное место (пристань) у берега для швартовки судна или лодок с целью грузовых, пассажирских, ремонтных и прочих операций.

История

В процессе развития речного и морского дела у цивилизации появилась потребность в оборудованных местах для причаливания кораблей и судов.

В конце XIX столетия в России термин речного судоходстваПричал, имел два значения:

  • канат (верёвка[1]), при помощи которого причалившее судно крепится к берегу, пристани или к другому судну[2];
  • куст свай или кольцо на них, к которому крепится канат во время причаливания[2].

В морском деле канат, при помощи которого корабли в гавани чалятся к палам и сваямШвартов[3].

Кто и когда термин «Причал» расширил не известно, а ниже представлены другие сведения.

Название причала зависит от его предназначения. В зависимости от того, у какого терминала находится причал, происходит и название:

  • У морвокзала — «пассажирский причал».
  • Если причал оборудован кранами, железнодорожной веткой, неподалёку складские помещения — «грузовой причал».
  • На территории судоремонтного завода — «ремонтный причал».
  • Если у причала находится склад с холодильной установкой для хранения пищевых продуктов перед погрузкой с рефрижераторных судов или до погрузки на рефрижераторные суда — «риферный причал».
  • Если причал оборудован кранами для погрузки/выгрузки контейнеровозов и неподалёку есть площадка для складирования контейнеров — «контейнерный причал».

Также существуют названия: «зерновой причал» (в старые времена такой причал могли называть «хлебным»), «нефтяной», «угольный», «цементный», «причал для сыпучих (или навалочных) грузов».

Оборудованный причал обязательно в достаточном количестве оборудован специальными тумбами для крепления швартовных концов судна — эти тумбы называются «причальными пушками».

Необорудованный причал может не иметь причальных пушек (или иметь их в недостаточном количестве). Например, если на реке нужно причалить к берегу, концы заводят вокруг деревьев. Это тоже причал, вернее сказать, — необорудованное причальное место.

Понятия «оборудованный» и «необорудованный причал» могут рассматриваться намного шире. Если судно должно выгружать груз, а причал не имеет кранов и не предназначен специально для грузовых операций с этим грузом, то — это тоже необорудованный причал для этого судна с этим грузом.

Безопасный причал — причал, швартовка и стоянка у которого, для определённого судна, является безопасной с точки зрения непогоды, глубин (с учётом приливо-отливных явлений), конструкции причала, посещения его нежелательными лицами, нападения на него и так далее.

В больших портах причалам присваивают номер, что облегчает работу. Например, лоцману дано указание провести судно к причалу № 9. Стивидорам сказано начать выгрузку судна у причала № 9 в 8 утра. С этой целью создаются карты порта с номерами причалов, которые вывешивают в офисах начальников и лоцманов, в местах отдыха и раздевалках стивидоров и на территории порта в одном или нескольких местах.

Причал может быть устроен в виде пирса, набережной, пристани или дебаркадера. Если причал имеет длину, равную или большую, чем длина судна, выполнен из камня или железобетона и от кромки направлен вертикально вниз под воду или до уровня воды, — такой причал иногда называют причальной стенкой.

В настоящее время существуют электромагнитные или вакуумные причальные устройства, которые позволяют автоматизировать процесс швартовки корабля. Однако они весьма дороги и не на 100 % надёжны и поэтому они ещё не вытеснили докеров, осуществляющих эту работу вручную.

Типичная схема швартовки
Типичная схема швартовки
Номер Наименование Цель
1 Bow line — носовой продольный предотвращает движение судна назад (кормой)
2 Forward Breast line — носовой прижимной прижимает лучше остальных носовых концов к причалу
3 Forward Spring line — носовой шпринг предотвращает движение судна вперёд (носом)
4 Aft Spring line — кормовой шпринг предотвращает движение судна назад (кормой)
5 Aft Breast line — кормовой прижимной прижимает лучше остальных кормовых концов к причалу
6 Stern line — кормовой продольный предотвращает движение судна вперёд (носом)

В книге узлов Эшли описаны иные виды швартовок, отличающиеся от показанной выше схемы на рисунке.[4]

  • «Последний причал» — это последнее место швартовки судна или разборки на металлолом.

Причал в искусстве

Родительский дом — начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.

Примечания

  1. Причаливать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. 2,0 2,1 Причал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Швартов // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  4. Ashley, Clifford W. (1944). The Ashley Book of Knots, Doubleday, p.538, #3332-3335. ISBN 0-385-04025-3 «(#3332) Post and bollards on wharfs are never placed twice alike, so there is considerable variety in the ways of tying up, though the principle is always the same. This shows a boat tied up with a bowline, stern line and a forward spring line. This triangulates the mooring. (#3335) The greater the fall and rise of the tide, the farther apart the posts must be and the nearer parallel with the wharf the warps must led. The warps of lines must form triangles, with either the wharf or the boat acting as one side of each triangle. Larger vessels require more lines of the same sort along the middle length. Otherwise the principle of tying up is the same» «Палы и битенги на причалах всегда располагаются по-разному, поэтому существуют разнообразные способы швартовки, хотя принцип — одинаков. Можно швартовать носовым, кормовым и носовым шпрингом — это угловая швартовка. Чем сильнее приливы и отливы, тем далее должны быть разнесены палы, и швартовые концы должны быть, по возможности, параллельными причалу. Концы должны образовывать треугольник так, чтобы причал или судно выступали бы в роли стороны треугольника. Крупнотоннажные суда нуждаются в большем количестве концов по миделю. Хотя принцип швартовки и не изменяется»

Литература

Ссылки