Притеснения Украинской православной церкви на Украине

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Притеснения Украинской православной церкви на Украине — политика постмайданного режима в Киеве по систематической дискриминации и выдавливанию Украинской православной церкви из общественной жизни, противозаконному отчуждению её имущества и организации репрессий по отношению к её прихожанам и священникам. При этом в акциях давления на сторонников Украинской православной церкви задействуются как рычаги государственной власти, так и различные негосударственные общности. В этих рядах особо выделяются боевики националистических военизированных формирований .

Исторический контекст

Нападки на православные общины УПЦ со стороны Украинской греко-католической церкви можно отследить ещё до объявления независимости страны. На Западной Украине эти действия выливались в погромы православных епархий и захваты храмовой недвижимости, которые проходили при полном бездействии правоохранительных органов и активной силовой поддержке боевиков правоэкстремистской организации УНА-УНСО[1]. Первым таким примером стал захват Преображенского собора во Львове, осуществлённый униатами 29 октября 1989 года[2]. Как следствие, если в 1989 году во Львовской епархии было 1237 общин УПЦ, то в 1992 году их стало 15. В Ивано-Франковской епархии в 1990 году было 369 приходов УПЦ, а в 2004 их осталось 28[1]. Помимо греко-католиков в захватах собственности УПЦ также принимали участие функционеры Киевского патриархата и неканонической Украинской автономной православной церкви[3]. В ходе этих акций украинские праворадикалы приобретали боевой опыт и навыки, которые они впоследствии станут применять после переворота 2014 года[1].

Майданная «Молитва за Украину» 10 декабря 2013 года

В ходе кровавых беспорядков Евромайдана стала очевидной разница в отношении к ним со стороны различных религиозных сообществ Украины. Если Украинская православная церковь, как самая многочисленная конфессия страны, всеми силами пыталась снизить накал противостояния, то неканонический Киевский патриархат и Украинская греко-католическая церковь открыто поддержали сторону промайданной оппозиции, предоставили им свои храмы и в полном составе мобилизовали на протесты студентов и преподавателей своих духовных учебных заведений. Не вызывает сомнений, что это было сделано в предвкушении последующего передела церковной собственности, который нетрудно провернуть под силовым прикрытием радикалов из военизированных формирований украинских националистов[3].

Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов в книге «Сакральные смыслы Новороссии» подчёркивает, что пассионарность греко-католической Галиции объясняется тем, что она не знала длительного и принудительного насаждения атеизма, полную меру которого испытали на себе Новороссия, Малороссия и Таврия[4].

Политика давления и притеснения

Временной период, последовавший после переворота 2014 года в Киеве, ознаменовался хаосом политической динамики и непредсказуемыми изменениями украинского социума, которые не могли не отразиться на его церковной жизни. В период с 2014 по 2015 годы количество захватов храмов УПЦ, в которых принимали участие украинские националисты и боевики добровольческих батальонов, исчислялось десятками[5]. Причём первые такие попытки начались уже в двадцатых числах февраля 2014 года под прикрытием информационной кампании центральных и региональных СМИ Украины, которые выставляли Украинскую православную церковь в образе главного внутреннего врага, который финансирует терроризм, укрывает диверсантов, сотрудничает с российской разведкой и принимает участие в уничтожении мирных жителей[6].

Вопрос о дискредитации Украинской православной церкви в украинских средствах массовой информации заслуживает отдельного большого исследования. Данные статистического анализа украинского медиа-пространства показывают, что за 2014—2015 годы украинские СМИ каждый день генерировали не менее двух-трёх информационных «поводов», направленных против Украинской церкви Московского патриархата. По общему объёму это составляло от 100 до 250 публикаций в сутки без учёта тематических ресурсов греко-католиков и Киевского патриархата[7].

В 2016 году характер прессинга на Украинскую православную церковь трансформировался и принял вид систематического давления на законодательном и государственном уровнях. Для этого в Верховной Раде началось рассмотрение сразу целого пакета законопроектов, которые дискриминировали УПЦ как агента недружественной страны и способствовали принудительной смене юрисдикции церковной недвижимости и храмов. Иными словами, создавалась юридическая база для государственного рейдерства[8].

С 2017 года к притеснениям УПЦ подключается Служба безопасности Украины, проводившая систематические обыски у оппозиционных правозащитников и журналистов, освещавших захваты церковной недвижимости и храмов. Давление со стороны СБУ было тесно скоординировано с действиями радикалов и уличных активистов. Например, сразу после вызова на беседу в СБУ митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки (Коваленко) радикальные националисты провели агрессивный пикет у его дома. С конца 2018 года обыски и допросы в СБУ священнослужителей (в том числе и епископов УПЦ) приняли массовый характер[9].

1 декабря 2022 года президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Совет национальной безопасности и обороны принял меры против Украинской православной церкви Московского патриархата. В связи с этим парламенту было поручено выработать законопроект о запрете «аффилированных с центрами влияния в РФ религиозных организаций» для того, чтобы способствовать борьбе с российскими спецслужбами, «окопавшимися» в УПЦ МП[2].

Захваты храмов

Давление на каноническую Украинскую православную церковь значительно усилилось после «Объединительного собора» и создания «ПЦУ» в декабре 2018 года.

28 января 2019 года президент Украины Пётр Порошенко подписал закон, легализующий переход православных общин в «новую церковь»[10]. Руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов назвал принятие документа беззаконием: «Очевидно, что этот закон противоречит конституции и закону Украины „О свободе совести и религиозных организациях“ — государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела церкви. У каждой общины есть свой устав, который зарегистрирован и создан в полном соответствии с нашим украинским законодательством. Взять и поменять что-то внутри этого устава для того, чтобы кому-то было легче завладеть церковным имуществом или заниматься другими антизаконными действиями — это преступно»[11]. Захваты храмов представителями «новой церкви» осуществлялись с самого момента создания «ПЦУ»[12], данный документ лишь легализовал этот процесс.

Отчуждение храмовой собственности УПЦ МП практически всегда протекало по единому шаблону. Сначала в населённом пункте высаживается десант из церковного актива УПЦ КП, который инициирует сбор подписей о переходе общины под юрисдикцию УПЦ КП или среди жителей инсценируется постановочное голосование. Одновременно с этим в местных СМИ запускается кампания по шельмованию местных священнослужителей УПЦ МП, которых обвиняют в антиукраинской деятельности, «финансировании терроризма», нежелании поминать в молитвах «героев антитеррористической операции» и т. п. На инсценированном голосовании мнение любого жителя, которое не укладывается в рамки украинского законодательства, интерпретируется как мнение всей общины УПЦ МП, что даёт право на изъятие храмовых объектов, юридическую ликвидацию общины или её переподчинение УПЦ КП. Полученные подписи сельсовет направляет в областную администрацию с требованием легализовать рейдерский захват путём перерегистрирации или ликвидации общины УПЦ МП. Если должностные лица в области выявляют нарушения законодательства и отказываются регистрировать новую общину УПЦ КП, то радикалы начинают терроризировать областную администрацию, сельсоветы и районных чиновников для силового выбивания нужного решения[13].

19 июня 2019 года на собрании представителей епархиальных юридических отделов УПЦ управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний заявил, что представители «новой церкви» совершили более 80 захватов храмов канонической церкви. Митрополит сообщил о большом количестве нарушений прав верующих и духовенства, которые правоохранители не фиксировали и не расследовали[14][15].

Известен ряд случаев, когда захват храмов канонической Украинской православной церкви происходил насильственным путём, против воли прихожан и священников[16][17][18][19].

К весне 2019 года к «ПЦУ» присоединились около 500 приходов, причём только 42 из них сделали это добровольно[20].

После ухода Порошенко в мае 2019 года захваты резко затормозились, поскольку их организовывали, по преимуществу, местная власть и спецслужбы, ориентированные на Киев. В то же время в ряде западных регионов, где партия Порошенко сохранила своё влияние, попытки захватов продолжились и после его ухода[21][22].

Попытки переименования

27 декабря 2018 года на Украине вступил в силу закон, согласно которому религиозная организация, имеющая свой центр за пределами Украины, должна в именовании содержать название этого центра[23][24]. Представители УПЦ назвали этот закон нарушающим Конституцию: «Все эксперты и международные организации, которые уже получают текст этого закона, видят, что он нарушает права человека и имеет целью осуществление незаконного давления на одну конфессию — Украинскую православную церковь», — сказал глава представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Виктор Барышевский[25]. Глава синодального юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов заявил, что Закон Украины о переименовании церквей не может распространяться на каноническую Украинскую православную церковь, потому что соответствующая религиоведческая экспертиза не была введена в правовое поле[26].

После принятия закона Министерство культуры Украины обязало ряд религиозных организаций изменить свои названия, однако УПЦ удалось оспорить этот приказ в суде. При президенте Владимире Зеленском действие дискриминационных законов было заблокировано, но они не были отменены, несмотря на многочисленные протесты верующих[27]. В 2021 году прихожане УПЦ передали петицию с более чем миллионом подписей прихожан в офис президента страны Владимира Зеленского с просьбой отменить дискриминационные законы в отношении канонической церкви и верующих, однако их обращение осталось без ответа[28].

Усиление преследований с 2022 года

В 2022 году после начала специальной военной операции России на Украине власти Украины возобновили репрессии против УПЦ.

27 мая 2022 года экстренно созванный Собор Украинской православной церкви объявил о «полной самостоятельности и независимости» от Московского патриархата[29]. 29 мая Патриарх Кирилл на проповеди в храме Христа Спасителя заявил, что попытки разорвать духовную связь между РПЦ и УПЦ исходят не от Бога, такие цели никогда не будут достигнуты, и что РПЦ с пониманием относится к тому, что УПЦ должна вести себя так, чтобы не осложнять жизнь своей паствы[30].

Дистанцирование от Московского патриархата не остановило репрессии против УПЦ. Продолжились захваты храмов сторонниками ПЦУ, нападения националистов на священников и мирян[2][31][32].

С конца 2022 года СБУ под предлогом поиска доказательств «антиукраинской деятельности» стала заводить уголовные дела против духовенства УПЦ, проводить обыски у епископов и священников, в храмах и монастырях[2]. По сообщению Службы безопасности Украины, за 2022—2023 год против клириков Украинской православной церкви возбуждены 70 уголовных производств, в том числе 16 — против митрополитов. Из общего числа производств 20 — по статьям о «госизмене» и «коллаборационизме»; 18 — о «нарушении равноправия граждан в зависимости от их религиозных убеждений». Двадцати шести иерархам и клирикам предъявлены обвинения, 19 получили судебные приговоры. Митрополит Иоасаф (Губень) и бывший секретарь Кировоградской епархии протоиерей Роман Кондратюк 11 мая 2023 года приговорены к трём годам тюрьмы условно с испытательным сроком в два года, без права занимать руководящие должности в религиозных организациях. Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) 7 августа 2023 года приговорён Винницким городским судом к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества. Митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу 1 апреля 2023 года предъявлены подозрения в «нарушении равноправия граждан» и «оправдании вооруженной агрессии» на основании публичных выступлений против раскола и записей прослушивания телефонных разговоров; 13 июля он помещён в предварительное заключение, 7 августа отпущен под баснословный денежный залог 33 миллиона гривен (более 900 000 долларов США), собранный украинскими верующими. 20 февраля 2023 года митрополиту Черкасскому и Каневскому Феодосию предъявлено подозрение в «нарушении равноправия граждан» на основании его публичных выступлений с осуждением раскола; в апреле 2023 года в связи с предъявлением нового подозрения в «оправдании вооружённой агрессии» мера пресечения была изменена судом на круглосуточный домашний арест[33].

19 января 2023 года правительство Украины внесло в Раду проект изменений к закону «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которым становится невозможной «деятельность на Украине религиозных организаций, руководящий центр которых находится за пределами Украины в государстве, осуществляющем вооруженную агрессию против Украины». Фактически речь идёт о запрете деятельности УПЦ на Украине. 31 марта 2023 советник офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что в стране должна остаться одна православная церковь (то есть ПЦУ)[34].

В различных регионах Украины местные власти стали запрещать деятельность УПЦ, ссылаясь на её связь с Россией[2]. В апреле 2023 Хмельницкий, Ровенский и Волынский облсоветы проголосовали за запрет деятельности УПЦ в своих областях[35][36][37].

В Раду внесён ещё один законопроект, подготовленный Службой безопасности Украины. Он позволит ликвидировать через суд религиозные организации, если их представители совершили преступления по статьям о разжигании межрелигиозной розни, терроризме, планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны, нарушении законов и обычаев войны, геноциде и наёмничестве. Именно по статьям о разжигании межрелигиозной розни и оправдании действий РФ украинские спецслужбы обычно возбуждают дела против священников УПЦ[38].

19 октября 2023 года Верховная рада приняла в первом чтении законопроект о запрете УПЦ. Документ поддержали 267 депутатов при 226 необходимых[39].

Попытки изгнания УПЦ из Киево-Печерской лавры

В конце 2022 года началось давление силовиков и националистов с целью изгнания УПЦ из Киево-Печерской лавры. В лавре неоднократно проводились обыски, монахам и священникам были предъявлены уголовные обвинения политического характера. По инициативе Министерства культуры Украины дирекция заповедника «Киево-Печерская лавра» расторгла договор с УПЦ о бессрочной аренде Верхней лавры. Монахам было предписано покинуть территорию до конца 29 марта. Наместник лавры митрополит Павел (Лебедь) был обвинён в «разжигании религиозной вражды и оправдании действий России» и помещён под домашний арест в ожидании суда[40].

6 июля представители заповедника «Киево-Печерская лавра» при поддержке полиции захватили корпуса лавры, взломали замки и опечатали помещения, в том числе резиденцию предстоятеля УПЦ митрополита Онуфрия[41][42].

11 августа дирекция музея-заповедника запретила вход на территорию Нижней лавры посетителям, кроме священников, монахов и работников монастыря. Киевская духовная академия и семинария были вынуждены переехать в Голосеевский монастырь, так как Минкультуры Украины запретило студентам и преподавателям находиться на территории Киево-Печерской лавры, приравняв их к посетителям[43].

Преступления против Украинской православной церкви

Общеизвестно, что район, охваченный вооружённым конфликтом на востоке Украины давно превратился в место, где процветает полное беззаконие. В зоне боевых действий фиксируются многочисленные нападения на священнослужителей Украинской православной церкви Московского патриархата, совершаемые военнослужащими ВСУ и боевиками добровольческих батальонов. В ходе этих инцидентов имели место многочисленные факты избиений и ограблений церковных служителей, их часто похищали или заставляли рыть себе могилу. Первым случаем применения пыток при участии сотрудников СБУ стало похищение луганского священника Владимира Марецкого в мае 2014 года, который после освобождения из застенков украинской спецслужбы заявил о многократных избиениях и издевательствах. В марте 2015 года сотрудники СБУ похитили иеромонаха Свято-Успенской обители Феофана Кратирова, который за месяц пребывания в заключении испытал на себе многочисленные истязания и пытки. Имеются также сведения об убийствах священослужителей в зоне боевых действий, например такими жертвами стали заштатный священник Павел Жученко, Владимир Креслянский и Георгий Никишев[44].

Особняком стоит вопрос о систематических артиллерийских обстрелах, которым украинские военные подвергают культовые сооружения Украинской православной церкви в Донецкой и Луганской народных республиках. Очевидцы этих преступлений подчёркивают, что украинские артиллерийские части намеренно бьют по крупным храмам в моменты утренних воскресных богослужений, то есть — в то время, когда они максимально заполнены верующими[45]. Причиной этих артиллерийских ударов может быть как намерение запугать гражданское население, так и желание «выплеснуть» ненависть к идеологически чуждой «московской» церкви. По данным на 2016 год достоверно известно как минимум о 30 таких случаях, когда зафиксирована информация о дате обстрела, описан характер повреждений и имеются документальные видео- и фотоподтверждения[46].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Рогатин, 2017, Введение, с. 8.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 История притеснений Украинской православной церкви. ТАСС (2 декабря 2022). Дата обращения: 26 марта 2023.
  3. 3,0 3,1 Мальцев, 2016, Как и почему появилась эта книга, с. 8.
  4. Фролов, 2015, Православная Украина против отделения от Русской Церкви, с. 255.
  5. Мальцев, Рогатин, Лактюшин, 2019, От хаотических нападений — к организованному преследованию, с. 7.
  6. Мальцев, 2016, Как и почему появилась эта книга, с. 9.
  7. Рогатин, 2017, Антицерковная кампания в СМИ, с. 13.
  8. Мальцев, Рогатин, Лактюшин, 2019, От хаотических нападений — к организованному преследованию, с. 9.
  9. Мальцев, Рогатин, Лактюшин, 2019, От хаотических нападений — к организованному преследованию, с. 10.
  10. Порошенко подписал закон о переходе общин в новую украинскую церковь. РБК (28.01.2019).
  11. В УПЦ прокомментировали принятый Радой закон, позволяющий отнимать храмы. МИА «Россия Сегодня» (17.01.2019).
  12. Священник объяснил, почему приходы УПЦ не могут перейти в "новую церковь". РИА Новости (21.01.2019).
  13. Рогатин, 2017, Захваты храмов, с. 16.
  14. Представители "новой церкви" захватили более 80 храмов, заявили в УПЦ. РИА Новости (19.06.2019).
  15. Патриарх Кирилл передал в СЕ материалы о нарушении прав верующих на Украине. РИА Новости (27.05.2019).
  16. На Украине радикалы и раскольники избили прихожан и захватили храм УПЦ. РИА Новости (04.03.2019).
  17. В Закарпатской области сторонники "новой церкви" напали на прихожанок УПЦ. РИА Новости (27.02.2019).
  18. УПЦ сообщила о захвате радикалами храма в Черниговской области. РИА Новости (05.04.2021).
  19. Верующие УПЦ попросили Зеленского защитить их от церковных рейдеров. РИА Новости (15.03.2021).
  20. "Новая волна насилия". Украинские раскольники заявили о скорой победе. РИА Новости (13.01.2021).
  21. В УПЦ отмечают "некоторое затишье" в давлении на Церковь. РИА Новости (01.12.2020).
  22. Попытки захватов храмов на западе Украины участились, заявили в РПЦ. РИА Новости (22.03.2021).
  23. На Украине вступил в силу закон о переименовании УПЦ. РИА Новости (27.12.2018).
  24. "Пришли к Раде с оружием". К чему приведет переименование УПЦ. РИА Новости (21.12.2018).
  25. УПЦ хочет в суде оспорить попытки Киева принудительно переименовать церковь. РИА Новости (28.12.2018).
  26. В УПЦ пояснили, кто подпадает под закон о переименовании церквей. РИА Новости (20.12.2021).
  27. Попытки захватов храмов на западе Украины участились, заявили в РПЦ. РИА Новости (22.03.2021).
  28. Более миллиона украинцев обратились к Зеленскому из-за гонений на УПЦ. РИА Новости (01.04.2021).
  29. Собор Украинской православной церкви объявил о независимости. РИА Новости (27.05.2022). Дата обращения: 13 апреля 2023.
  30. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя. Патриархия.ru (29.05.2022). Дата обращения: 13 апреля 2023.
  31. В РПЦ заявили о репрессиях Киева против Украинской православной церкви. РИА Новости (22.01.2023). Дата обращения: 12 апреля 2023.
  32. В Черновицкой епархии УПЦ сообщили подробности нападения на епископа Никиту. Союз православных журналистов, 11.04.2023.
  33. Кипшидзе В. Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви. Патриархия.ру, 15.11.2023.
  34. В офисе Зеленского заявили о шансе "физически зачистить" духовенство УПЦ. tass.ru (31.03.2023). Дата обращения: 13 апреля 2023.
  35. Власти Хмельницкой области запретили деятельность УПЦ. РИА Новости (04.04.2023). Дата обращения: 13 апреля 2023.
  36. Депутаты Ровенской области проголосовали за запрет деятельности УПЦ. Коммерсант.ru (11.04.2023). Дата обращения: 13 апреля 2023.
  37. Депутаты Волынской области запретили деятельность УПЦ. Коммерсант.ru (11.04.2023). Дата обращения: 13 апреля 2023.
  38. Верховная рада приняла в первом чтении законопроект о запрете УПЦ. ТАСС (19 октября 2023). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  39. В партии Зеленского назвали позволяющий запретить УПЦ законопроект не приоритетным. ТАСС (16 октября 2023). Дата обращения: 16 октября 2023.
  40. Что известно о Киево-Печерской лавре. ТАСС. Дата обращения: 12 апреля 2023.
  41. В Киеве началась силовая зачистка Киево-Печерской лавры. EADaily (6 июля 2023). Дата обращения: 7 июля 2023.
  42. В Русской Православной Церкви осудили действия силовиков в Киево-Печерской лавре. Православие.Ru (6 июля 2023). Дата обращения: 7 июля 2023.
  43. Что известно о притеснениях Украинской православной церкви с 2022 года. ТАСС (19 октября 2023). Дата обращения: 21 октября 2023.
  44. Рогатин, 2017, Преступления в зоне «АТО», с. 22.
  45. Рогатин, 2017, Преступления в зоне «АТО», с. 21.
  46. Мальцев, 2016, Как и почему появилась эта книга, с. 16.

Источники