Праздник середины осени

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Праздник середины осени
Иначе Праздник луны, Праздник лунных пряников
Отмечается Восточная Азия
Дата 15-й день восьмого лунного месяца китайского календаря
В 2023 29 сентября
Связан с цукими, чхусок, Бон Ом Тук

Праздник середины осени — один из праздников народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Отмечается в полнолуние 15-го дня восьмого лунного месяца китайского календаря. Китайское название праздника — кит. трад. 中秋節, упр. 中秋节, на севернокитайском языке это читается чжунцю-цзе, на кантонском языке — чунчхау-чит, на южноминьском языке — тьёнгчхиу-цэ. Под разными названиями праздник также известен в других азиатских странах: в Японии он называется цукими, в Корее — чхусок, во Вьетнаме — тет чунг тху. История этого праздника связана с легендой о богине луны Чанъэ и насчитывает более 3000 лет. Неизменными атрибутами праздника считаются фонари и лунные пряники[1][2][3].

Символизм

Праздник середины осени символизирует три основные идеи[2]:

  • Собрание людей, особенно родственников, изначально для осенней жатвы. Яркую полную луну видят символом собравшейся вместе семьи.
  • Благодарение за собранный урожай.
  • Пожелания разного рода, в том числе о долголетии, счастье, детях или женитьбе.

Вокруг этих идей сформированы мифы и традиции праздника, хотя в современном мире, с отходом большинства людей от сельскохозяйственного труда, Праздник середины осени стал больше ассоциироваться с воссоединением семей, чем со сбором урожая[2].

История

Первые сведения о праздновании осенней жатвы у китайцев появляются в период Шан (1554—1046 гг. до н. э.). Слово «середина осени» (中秋) впервые употребляется в «Ритуалах Чжоу». Формальные же традиции праздника, включая праздничные фонари, стали складываться только в период Тан (618—907 гг. н. э.), а фиксированная дата, 15-й день 8-го месяца, установилась только в Северной Сун (около 11-го века). К эпохе Мин (после 14-го века) Праздник середины осени стал одним из главных народных праздников, по своей значимости он уступает только Китайскому Новому году, знаменуя собой середину годичного цикла в представлении народов Восточной Азии[2][4].

Традиции

Празднование в парке Виктория, Гонконг

У Праздника середины осени существует множество традиций в разных регионах Азии. Часто они включают воскуривание благовоний в честь богини Чанъэ. В Южном Китае принято также устраивать уличные представления с танцами львов и драконов[4][3].

Важным элементом Праздника являются фонари. На Праздник середины осени фонари часто украшают надписями-загадками — такие фонари называют 燈謎 (севернокит. дэнми, кант. танмай) или, в Фуцзяни и на Тайване, 燈猜 (южноминь. тинцхай). Постепенно на традиции фонарей на Праздник середины осени влиял Фестиваль голодных духов, который проводится месяцем ранее — в некоторых регионах на оба праздника фонари запускают в реку, провожая души утопленников[4][2][3].

Другой атрибут праздника — лунные пряники. Обычно их пекут небольшими, диаметром в несколько сантиметров, но ранее к императорскому столу подавались и гигантские декорированные пряники диаметром до восьми метров. Также лунные пряники принято складывать в форме пагоды, обычно для этого берут 13 пряников, символизируя 13 месяцев лунного года. Символизм «круга семьи» присутствует как в разделении пряников на всех, так и в употреблении в пищу помел (в южных регионах), с последующими играми с круглой кожурой, легко снимающейся с этого фрукта. Также в качестве еды или подношений богам используют яблоки, виноград, арбузы, апельсины и другие фрукты[3][5].

Легенды, связанные с праздником

Хоу И и Чанъэ

Хоу И и Чанъэ

Хоу И — легендарный лучник, живший в древнем Китае со своей красавицей-женой Чанъэ. В то время существовало десять солнечных воронов, однажды вышедших на небосвод одновременно, что привело к возникновению огромного пожара. Император Китая попросил Хоу И сбить девять звёзд. Хоу И успешно справился с заданием и получил в награду эликсир жизни. Император посоветовал не принимать эликсир сразу, а сначала подготовиться и провести год в молитвах. Хоу И принёс эликсир домой, спрятал его на стропилах и начал готовиться. Но через некоторое время император вновь призвал его. В отсутствие мужа Чанъэ обнаружила эликсир и выпила его. Она стала подниматься в воздух и улетела на луну. После смерти Хоу И вознёсся на солнце. Раз в год 15-го дня 8-го месяца Хоу И и Чанъэ встречаются, и в этот день Луна особенно красива[6].

Свержение династии Юань

Существует легенда, что в XIV веке с помощью лунных пряников удалось поднять восстание против династии Юань. Китайское население было недовольно правлением династии. Правительство запрещало проводить собрания, поэтому согласовать план восстания было невозможно. Тогда Лю Футун (кит. трад. 劉福通, упр. 刘福通), который был активистом Общества Белого лотоса, испёк большое количество лунных пряников и попросил разрешения распространить эти пряники среди китайцев в честь праздника середины осени. В каждом прянике лежала записка с призывом восстать против монголов 15-го числа 8-го месяца. Восстание способствовало свержению династии Юань и приходу к власти династии Мин.

Примечания

  1. Roy, Christian. Traditional Festivals: A Multicultural Encyclopedia, Volume 1. — ABC-CLIO, 2005. — P. 282–286. — ISBN 978-1576070895.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Siu, K. W. Michael (1999). «Lanterns of the mid-Autumn Festival: A Reflection of Hong Kong Cultural Change». The Journal of Popular Culture 33 (2): 67–86. doi:10.1111/j.0022-3840.1999.3302_67.x.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Stepanchuk, Carol. Mooncakes and hungry ghosts: festivals of China / Carol Stepanchuk, Wong, Charles. — San Francisco : China Books & Periodicals, 1991. — P. 51–60. — ISBN 978-0835124812.
  4. 4,0 4,1 4,2 Lemei, Yang (2006). «China's Mid-Autumn Day». Journal of Folklore Research 43 (3): 263–270. doi:10.2979/JFR.2006.43.3.263. ISSN 0737-7037.
  5. Tom, K.S. Echoes from old China: life, legends, and lore of the Middle Kingdom. — Honolulu : University of Hawaii Press, 1989. — ISBN 978-0824812850.
  6. Yang, Lihui. Handbook of Chinese mythology / Lihui Yang, Deming An. — Santa Barbara, Calif. [u.a.] : ABC-Clio, 2005. — P. 89–90. — ISBN 978-1576078068.