Правосудие в Древнем Египте

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Суд Осириса. Фрагмент папируса Хунефера, ок. 1275 года до н. э. Британский музей, Лондон

Правосудие в Древнем Египте находилось под покровительством богини вселенского порядка Маат. Поэтому все судьи и верховные чати были также её жрецами[1]. Во главе всех исполнителей воли богини стоял фараон, у кого была вся полнота власти[2]. Фараон был гарантом порядка в стране для общего процветания и мира.

Устройство

В древнейшие периоды истории Египта судебные заседания, бесспорно, протекали в присутствии самого фараона («Тексты пирамид»), но уже с III династии обязанности верховного судьи выполнял чати, доводя до слуха фараона только наиболее важные или конфликтные ситуации (государственная измена, разграбление царских гробниц, членовредительство). С IV династии в номах Египта складываются свои суды, которые возглавляли наместники. По меньшей мере было 6 видов судов (ḥwt-wrt) среди которых ḏȝḏȝt (возможно, провинциальный суд), sḥw-Ḥr (зал Гора, где присутствовал фараон)[3].

Обратиться в суд по тому или иному вопросу имели право все свободные граждане Египта[4]. Женщины обладали равными юридическими правами с мужчинами и могли свободно выступать на суде, становиться поручителями и свидетелями при заключении договоров[5].

Судебная иерархия

  • Фараон — живой бог, гарант порядка и справедливости;
  • Чати — визирь, правая рука фараона;
  • Хати — наместник нома;
  • Судья wpyw;
  • Советник dedet;
  • Дознаватель seb;
  • Секретарь-писец судебного заседания sr.

Слушание дел в колонном зале храма Фив устраивал главный чати, облачённый в белые одежды со скипетром в руке. Ему помогали советники и писцы, документировавшие процесс[6]. Слушание проходило перед лицами Совета Десяти.

Виды юридических текстов

Сцена наказания из гробницы Менны (TT69), XVIII династия
  • Семейное или частное право занималось разрешением конфликтов отдельных лиц за исключением вопросов наследования, что входило в общее право. Регулировались вопросы разводов, насилия или прелюбодеяния;
  • Финансовые сделки и кредитование;
  • Уголовное право: засвидетельствование преступления и установления виновного лица. Также судили злоупотреблявших властью должностных лиц. Сохранились свидетельства местных судебных разбирательств 2600 года до н. э.
  • Официальные документы дворца или храмов. В них значились списки титулованной знати, велась перепись населения, новобранцев, солдат или рабочих, налоговые сборы, перепись кадастра, хранились письма.

Виды наказаний

Сбитые надписи в храме Джесер-Джесеру с целью проклятья памяти о правлении Хатшепсут

Приговоры бывали следующих видов:

  • оправдание;
  • лишение свободы;
  • конфискация имущества или его части[4];
  • отправка на каторжные работы (в шахты, что почти всегда сулило смерть);
  • телесные наказания или членовредительство (например, Сахатуэмнеферу отрезали ухо[2]);
  • смертная казнь;
  • проклятье памяти (лат. Damnatio memoriae) за особо тяжкие проступки (затирание имён и картушей (например, фараона-еретика Эхнатона[7]); также преступника могли повесить или сжечь, не удостоить должного захоронения, чтобы лишить загробной жизни (например, покусившийся на жизнь фараона царевич Пентаур по делу «заговора в гареме»).

Источники

Не зафиксировано ни одного свода законов, а лишь отсылки к некому списку норм и установленных правил — нравоучительной «Литературы Маат»[4][8].

Велика справедливость, и устойчиво [всё] отличное. Неизменна она [справедливость] со времён [бога] Осириса, и карают нарушающего законы. («поучения Птаххотепа»)[9].

В «Речении Ипувера» говорится о бедствиях, постигших Египет в смутное время, и упоминаются «Дом тридцати» (судебная коллегия, состоявшая из крупных сановников), «судебные палаты», где хранились «свитки законов» и некие акты[10]:

Воистину: прекрасная судебная палата. Расхищены её акты, лишены хранилища её тайн [своего] содержания… Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрёстках. Бедные люди сламывают их печати на улицах. Воистину: бедные люди достигли положения Эннеады, [ибо] то ведение дел Дома тридцати лишилось своей замкнутости.

«Наставление визиря» отмечает обязанности и юридические обязательства чати при дворе фараона, который наставляет нового визиря исполнять обязанности непредвзято[11]. Хотя «Наставление визиря» относится к литературным произведениям жанра «поучения», а не юридическим документам, и сделано в устной форме, но остаётся важным материалом для понимания устройства административной службы при дворе[12]. Также оно может рассматриваться как царский декрет[12].

Древние примеры правовых документов

  1. Стела Гизы (Каирский музей IE 42.787), обнаруженная в 1910 году немецким египтологом Георгом Штайндорфом, относится к IV или V династии и является древнейшим из известных правовых документов. Включает в себя информацию о заключении сделки о покупке с перечнем предметов и именами партнёров. Договор свидетельствует о существовании в те времена гражданского законодательства[13].
  2. Постановление Нефериркара Какаи обеспечивало защиту жрецам от физической расправы.
  3. Указ Пиопи II упомянут в «Речении Ипувера» и доказывает существование правовых норм при VI династии ок. 2200 года до н. э.
  4. Указ Неферкаухора VIII династии касательно коптского номарха и верховного жреца храма Мина Иди, где за последним закреплялась переданная от отца должность правителя Верхнего Египта.
  5. Эдикт Хоремхеба 1300 года до н. э. на пилоне Карнакского храма из 9 частей, основанных на имевшихся законах. Задачей стояло пресечь деятельность коррумпированных чиновников, реформировать судебную систему. Продажным судьям отрезали носы и ссылали в Суэц[14]. Ужесточение закона для злоупотребляющих властью, обкрадывающих крестьян под предлогом сбора налогов, сводилось к наказанию 100 ударами плетьми или отрезанию носа. Если судья вступал в сговор со сборщиком налогов, его казнили[15].
  6. Гермопольский кодекс содержит кодифицированные нормы египетского законодательства, написанные демотическим письмом[16].
  7. Папирус Эббота описывает судебное разбирательство по делу разграбления царских гробниц в правление фараона Рамсеса IX[17].

См. также

Примечания

  1. Morenz, Siegfried. Egyptian Religion. — Cornell University Press, 1973. — 379 с. — ISBN 0801480299. — ISBN 978-0801480294.
  2. 2,0 2,1 Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI —X вв. до н. э.. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1960. — 354 с.
  3. Hamilton, Caleb R. Aspects of the Judiciary in the Egyptian Old Kingdom (англ.) // Monash University. — Oxford: Archaeopress, 2013. — 18–20 октябрь. — ISBN 978-1-4073-1426-6. Архивировано 27 февраля 2021 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 E.O. Blunsom. The Past And Future Of Law. — Xlibris Corporation, 2013. — С. 68—71. — 387 с. — ISBN 1462875165. Архивная копия от 24 октября 2017 на Wayback Machine
  5. Joshua J. Mark. Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : статья. — 2016. — 4 ноября. Архивировано 29 августа 2017 года.
  6. M. Teresa Soria Trastoy. Xm(w) nTr mAat nTr mAat : DERECHO Y ADMINISTRACIÓN DE JUSTICIA EN EL ANTIGUO EGIPTO. MOTIVOS QUE NOS INDUCEN A LA REALIZACIÓN DE ESTE ESTUDIO (исп.) // Instituto Internacional para el Estudio del Derecho, Tecnología y Ciencia en el Antiguo Egipto. — 2007. Архивировано 4 марта 2018 года.
  7. Peter James Brand. The Monuments of Seti I: Epigraphic, Historical, and Art Historical Analysis. — BRILL, 2000. — С. 24. — 612 с. — ISBN 9789004117709.
  8. Black, James Roger. The Instruction of Amenemope: A Critical Edition and Commentary - Prolegomenon and Prologue (англ.) // University of Wisconsin-Madison : диссертация. — 2002.
  9. Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Вышэйшая школа, 2014. — ISBN 9789850624123.
  10. Перевод и комментарии Струве B.B. Речение Ипувера // Энгурра. — 2016. — 28 февраля. Архивировано 20 июля 2017 года.
  11. István Czachesz. Commission Narratives: A Comparative Study of the Canonical and Apocryphal Acts. — Peeters Publishers, 2007. — Т. 8. — С. 28. — 322 с. — (Studies on early Christian apocrypha). — ISBN 9042918454. Архивная копия от 7 ноября 2017 на Wayback Machine
  12. 12,0 12,1 Christopher Eyre. Instructions and te Definition of Function. — The Use of Documents in Pharaonic Egypt. — OUP Oxford, 2013. — 425 с. — ISBN 0199673896. Архивная копия от 7 ноября 2017 на Wayback Machine
  13. Fernández del Pozo, Luis. La propiedad inmueble y el Registro de la Propiedad en el Egipto faraónico (исп.) // Anales de la Academia Nacional de Derecho y Ciencias Sociales de Córdoba. — Córdoba. — С. 139.
  14. Maspero, Gastón. Histoire ancienne des peuples de l'Orient classique. — Hachette, 1895. — С. 347.
  15. Alonso Royano, Félix. Conceptos de Justicia, Ley y Derecho en el antiguo Egipto (исп.). — 2008. — 1 марта. Архивировано 29 мая 2017 года.
  16. Mattha, Hughes. Demotic Legal Code of Hermopolis West. Annuity and inheritance laws (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 мая 2017. Архивировано 6 апреля 2008 года.
  17. Монтэ, Пьер. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов = La vie quuotidienne en Egypte aux temps des Ramses / О.В. Томашевич. — Главная редакция восточной литературы. — М.: Наука, 1989. — (По следам исчезнувших культур Востока).

Литература

  • Буткевич Ольга. У истоков международного права. — 2017. — ISBN 5457864413.
  • Лурье И. М. Очерки древнеегипетского права XVI—X вв. до н. э.. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960.
  • Томсинов В. А. Государство и право Древнего Египта (Монография). — 2011.
  • Blunsom E.O. The Past And Future Of Law. — Xlibris Corporation, 2013. — 387 с. — ISBN 1462875165.