Православие в Чехии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Правосла́вие в Че́хии представлено двумя епархиями Православной церкви Чешских земель и Словакии (Пражской и Оломоуцко-Брненской), 88 приходами и шестью монастырями, Русской православной церковью и тремя миссиями различных зарубежных Православных церквей. Предстоятелем Православной церкви Чешских земель и Словакии является митрополит Чешских земель и Словакии, архиепископ Прешовский Ростислав (Гонт).

История христианства на территории Чехии начинается в IX веке, когда здесь были с миссией святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Впоследствии эти земли подчинялись Римско-католической церкви, и только в XIX веке начали возникать первые православные приходы (Русской православной церкви). В 1921 году была создана Чешская православная епархия Сербской православной церкви, которую возглавил епископ Горазд (Павлик) и в которую вошла часть Чехословацкой гуситской церкви. После Второй мировой войны чешские православные вместе с русскими эмигрантами перешли в юрисдикцию Московского патриархата, от которого в 1951 году получили автокефалию.

История

Миссия святых Кирилла и Мефодия

Начало христианству на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века, когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства[1].

В 862 году святой Ростислав, князь Моравский (846870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Патриарха Константинопольского Фотия, для этого дела были избраны учёные братья Константин (Кирилл) и Мефодий. В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана азбука — глаголица, переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Православной Церкви. Всё это способствовало массовому крещению народа. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии, святые братья планировали отправить на посвящение в Константинополь. Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку[1].

Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клира, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси[1].

В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867—872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Риме умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл[1].

Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабию. Святитель вышел на свободу только через два с половиной года[1].

После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравию папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник святого Ростислава, который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплён и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Велокоморавской державе, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой, его жена Людмила и двое их сыновей. Мефодий провёл в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 4 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Святые Климент, Наум и Ангелар пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд на Русь[1].

Славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала XII века, а в Восточной Словакии не прерывалось никогда[1].

После изгнания святого Мефодия и его учеников в конце IX века память об их миссии в Чешских землях не была уничтожена. Здесь всегда оставалось стремление к возрождению славянского богослужения[1].

Восточный обряд в Римско-католической церкви

В 1346 году моравский граф, впоследствии чешский король и император Священной Римской империи Карл IV, обратился к римскому папе Клименту VI с просьбой о разрешении осуществлять в разных местах Чешского королевства славянское богослужение. Папа высказался против этой идеи, но, исходя из конкретной ситуации и благодаря личной дружбе с Карлом, дал согласие на открытие в Праге Эмауского монастыря, в который были поселены монахи из Хорватии, подчинявшиеся Римскому престолу и осуществляли богослужение на славянском языке. Монастырь был открыт в 1347 году и получил название «На Слованех». Он играл особую роль в духовной жизни чехов XIVXV веков[1].

Гуситская церковь и православие

Стремление к большей независимости и в частности к возрождению славянского богослужения привело в начале XV века к гуситским войнам. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году, Чехия вышла из повиновения Римско-католической церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы[1].

Известно, что гуситы искали союза с Православной церковью. В 14511453 годах в Константинополе велись переговоры о возможности воссоединения чешских «утраквистов» (или «подобоев», которые ратовали за причащения под обоими видами) с Православной церковью. В 1451 году Константинополь посетил «благочестивый иерей» Константин Ангелика, представивший от имени чехов «Книгу веры». Исповедание гуситов было признано вполне православным и Константинополь обещал прислать в Чехию православное духовенство. Завоевания Константинополя турками в 1453 году прервало начатые переговоры. Гуситы стали после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI веке вошли в союз с немецкими протестантами[1].

Первые православные верующие

Первые православные после раскола с Римской церковью появились в Чехии благодаря сербам, словакам и карпатороссам.

В революционном 1848 году в Праге состоялся Славянский съезд, во время работы которого 4 июня сербский священник Павел Стоматович с диаконом Никанором Гружичем совершил Божественную литургию на церковнославянском языке перед каменной скульптурой святого Вацлава (Вячеслава) в Нове Месте в Праге (территория нынешней Вацлавской площади). Во время этой Литургии возносились молитвы о духовном пробуждении славянских народов[1].

В 1870 году после Первого Ватиканского собора группа чехов из 12 человек обратилась к петербургскому митрополиту Исидору с просьбой воссоединить их с Православной церковью. Чин присоединения был совершён в Александро-Невском соборе Санкт-Петербурга в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1870 году[1].

Православные храмы Русской православной церкви

В начале 1860-х годов Пражский магистрат предложил передать Русской православной церкви пустой храм святого Микулаша (Николая) на Староместской площади, ранее принадлежавший ордену славянских бенедиктинцев. В 1874 году состоялось освящение этого храма, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы). Наличие православного храма в центре чешской столицы способствовало знакомству с православием этнических чехов. В конце XIX — начале XX века были также открыты русские храмы в Франтишковых Лазнях, Карловых Варах и Марианских Лазнях[1].

Православные чехи

В 1867 году на Волыни на льготных условиях была основана чешская земледельческая община. К началу XX века сюда переселилось около 30 000 чехов, из них 27 000 приняли православие. Многие из них, вернувшись в Чехию, остались православными[1].

В 1903 году в Праге было создано общество «Православная беседа», включавшее в себя 27 членов. На основе этого неполитического союза планировалось создать в будущем православный приход. Австрийская власть расценивала интерес к православию как политическую неблагонадёжность, которая могла перейти в «панславизм» и «русофильство», и поэтому каждый случай массового перехода в православие расследовала полиция[1].

В 1905 году православие приняло 104 чешских старокатолика, во многом благодаря Русской православной церкви. По переписи 1910 года в Чехии насчитывалось 1063 православных[2].

Преследования во время Первой мировой войны

После начала Первой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. Храм святого Микулаша в Праге был отнят у Русской Православной церкви. Российский священник Николай Рыжков, служивший настоятелем храма, в 1917 году был приговорён к смертной казни по обвинению в государственной измене. Этот приговор не был приведён в исполнение только потому, что российское правительство согласилось обменять отца Николая на униатского митрополита Андрея Шептицкого, попавшего в плен после взятия русской армией Львова. Получив свободу, отец Николай Рыжков выехал в Петроград, где и умер в 1920 году[1].

Чешская православная епархия

В 1921 году произошло возрождение Чехословацкой гуситской церкви, которая сначала также желала объединения с Православной церковью. После переговоров с Сербским патриархатом был рукоположён епископ Горазд (Павлик). Впоследствии большая часть гуситской церкви пошли путём самоизоляции и отказа от апостольской преемственности, а епископ Горазд с меньшинством создал Чешский православную епархию в юрисдикции Сербской православной церкви. Во время Второй мировой войны он был убит фашистами, а православные подверглись преследованиям[1].

Юрисдикция Константинопольского патриархата

В 1923 году в Константинополе был рукоположён во епископа Пражского Савватий (Врабец). Его юрисдикция действовала параллельно с юрисдикцией Сербской, а впоследствии Русской церкви. Он умер в 1959 году, после чего эта юрисдикция прекратила существование[1].

Автокефальная церковь

После войны Чешская православная епархия, как и юрисдикция русских эмигрантов, перешли к Московскому патриархату, от которого в 1951 году получила автокефалию. Первым предстоятелем был Елевферий (Воронцов). Однако акт провозглашения автокефалии Чехословацкой церкви не был признан Константинопольским Патриархатом, который продолжал считать её автономной в своём подчинении[1].

После краха коммунистической системы до конца 1992 года стал очевидным скорый распад Чехословацкой федеративной республики на два независимых государства. В связи с этим Поместный собор Чехословацкой православной церкви, проходивший 11-12 декабря в Прешове, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. Однако, в соответствии с новой политической ситуацией, было принято решение об изменении официального наименования Церкви. Отныне она стала называться «Православная Церковь в Чешских землях и Словакии». Был принят новый Устав Церкви, по которому единый Митрополичий совет была разделён на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и митрополичий совет Словакии в Прешове. Предстоятелем Церкви отныне мог быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Пряшевской. Едиными для всей Церкви остались Священный Синод и Поместный Собор. Пряшевской собор 1992 года принял решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора Кирилло-Мефодиевской миссии среди славян. Торжества по случаю канонизации проходили 29-30 октября 1994 в Прешове и Брно[1].

1 января 1993 года Чехословацкая Республика разделилась на два государства — Чехию и Словакию, на территорию которых распространяется каноническая власть единой поместной Православной церкви.

27 августа 1998 года Константинопольским патриархом Варфоломеем был издан «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной Церкви в Чешских землях и Словакии», который рассматривается Чехословацкой церковью скорее как акт признания Константинополем автокефалии, полученной в 1951 году от Русской православной церкви[1].

Современное состояние

Каноническое православие на территории Чехии представлено двумя епархиями Православной церкви Чешских земель и Словакии: Пражской и Оломоуцко-Брненской[источник не указан 3672 дня].

Предстоятелем Церкви является архиепископ Прешовский Ростислав (Гонт). Оломоуцко-Брненскую епархию возглавляет Симеон (Яковлевич). Митрополит Христофор (Пулец) пребывает на покое.

На территории Чехии действуют 82[источник не указан 1893 дня] прихода, а православных верующих насчитывается 20 533 человека[3]. Кафедральным собором Пражской епархии и основным православным храмом Чехии является Собор святых Кирилла и Мефодия.

Неканонические юрисдикции на территории Чехии практически отсутствуют. Есть сведения лишь об одном приходе и миссии греческой старостильной юрисдикции «Синода противостоящих».

Монастыри

Соборы

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 Православная церковь чешских земель и Словакии. Православие.ру. Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано 31 марта 2014 года.
  2. В. В. Бурега. Православная Церковь Чешских земель и Словакии: Исторический экскурс (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2010. Архивировано 3 июля 2004 года.
  3. Náboženská víra obyvatel podle výsledků sčítání lidu — 2011 (чешск.) (PDF). Český statistický úřad (17 февраля 2014). — Религиозные верования населения в соответствии с результатами переписи населения (2011) на сайте Чешского статистического управления. Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано 13 мая 2018 года.

Ссылки