Православие в Молдавии

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Православие в Молдавии — крупнейшее направление христианства в стране. В ходе переписи населения в 2004 году 93,3 % населения Молдавии (без учёта Приднестровья) отнесли себя к православным христианам[1]. На территории Приднестровья, не контролируемой молдавскими властями, православными считаются 80 % населения[2].

Молдавское православие не представляет единства в вопросах юрисдикции и распадается на десяток церквей и групп.

История

Первые сведения о христианстве в низовья Дуная проникли с римскими колонистами в Ι—ΙΙΙ веках. До V века епископы Дакии находились в ведении архиепископа архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Римского епископа. После разрушения Сирмии гуннами (V век) церковная область Дакии перешла в юрисдикцию архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. По учреждении в VI веке императором Юстинианом I в родном своём городе — первой Юстиниане (Justiniana prima) — центра церковной администрации Дакия была подчинена последнему.

В XII—XIII веках земли от Днестра до Дуная и Серета находились под контролем восточнославянского Галицкого княжества.

После образования Молдавского княжества к концу XIV века (или в 1401 году) была учреждена Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата на правах автономии. Большинство священнослужителей митрополии долгое время происходили из соседних славянских княжеств (Болгарии, Сербии, Великого княжества Литовского, Русского царства). Церковнославянский язык стал языком церкви и официальных актов. Митрополит был вторым после господаря лицом в государстве. Церковь положила начало славяно-молдавскому летописанию и стала инициатором образования в княжестве: в 1639 году в Яссах, при поддержке митрополита Киевского Петра Могилы, была открыта первая молдавская школа — Славяно-греко-латинская академия.

В результате русско-турецких войн в XVIII веке православные молдаване вошли под покровительство Российской империи. В 1813 году на территории Бессарабии, отошедшей к России, была образована Кишинёвская епархия в составе Российской церкви.

Каноническое православие

Крупнейшее православное объединение в стране — Православная церковь Молдовы. Церковь является самоуправляемой частью Русской православной церкви и объединяет 70 % жителей Молдавии и Приднестровья[3]. Православная церковь Молдовы разделена на 6 епархий и насчитывает 1277 приходов.

В 1993 году в стране была учреждена Бессарабская митрополия Румынской православной церкви. Видный общественный деятель и учёный-историк В.Н. Стати считал, что это было сделано в подрывных политических целях. Регистрация этой митрополии, предупреждал ученый, «приведёт к расколу… на „своих“, которые защищают свою церковь, свою историю, свои земли, и „чужих“ — румын, которые опять идут, чтобы захватить церкви, испоганить историю Молдовы, захватить земли молдаван»[4].

Власти не посмели воспротивиться иностранному вторжению на каноническую территорию Молдавской церкви, однако и не регистрировали новую метрополию. Это было сделано только в 2002 г. под нажимом сессии ПАСЕ. В. Н. Стати осудил церковную агрессию Румынии и капитулянтскую позицию руководства своей страны[5].

По официальным данным, Бессарабская митрополия объединяет около 10—20 % православных верующих. По состоянию на 2014 год она насчитывала свыше 300 зарегистрированных приходов и 10 монастырей; часть их имеет фиктивный характер[6].

Неканоническое православие

Часть верующих страны являются прихожанами православных церквей, не признанных мировым (каноническим) православием. Подобные церкви весьма малочисленны и, зачастую, представлены в Молдове лишь одной группой.

Русская православная церковь заграницей распалась в Молдавии на три ветви. РПЦЗ (Агафангела) состоит из пяти приходов и возглавляется архиепископом Кишинёвским и Молдавским Георгием (Кравченко)[7]. РПЦЗ (Владимира) сохранила за собой храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в Бельцах (иерей — Василий Андроник)[8]. Истинно-православная церковь Молдавии возглавляется архиепископом Белцьким и Молдавским Антонием и состоит из 6 приходов в Сынжерейском районе; центр движения расположен в Старые Биличены[9].

В селе Стойканы действует община Молдавской православной автокефальной церкви (входит в Российскую православную церковь (Дамаскина). Руководит церковью архиепископ Кишинёвский и Молдавских земель Андриан (Замлинский)[10].

Украинская православная церковь Киевского патриархата создала в стране одну епархию — Православную епархию восточной Молдовы. По данным молдавского Минюста, юридический адрес епархии зарегистрирован в Страшенах. Руководит церковью епископ Фалештский и Восточно-Молдавский Филарет (Панку)[11].

В Тирасполе действует приход Апостольской православной церкви. Русская истинно-православная церковь представлена одним приходом в селе Тецканы. С 2013 года епископ Диодор (Шевчук) представляет в Молдавии Российскую Православную Автономную Церковь (Варсофония)[12].

В 2010 году Министерство юстиции Молдовы зарегистрировало «Старостильный православный религиозный культ в Республике Молдова». Руководителем культа является Павел Доди, бывший священник Бессарабской митрополии. Центром движения стал Гидигич, где расположен мужской монастырь с резиденцией архиерея. Сторонники данного движения ещё в 2008 году объявили о подчинении бывшему Иерусалимскому патриарху Иринею и открыли на Буюканах подворье неканонического Иерусалимского патриархата — мужской монастырь Святого гроба Господа Иисуса Христа. Организации принадлежит два монастыря — в Кишинёве и Гидигиче[13].

В июле 2013 года правительство страны зарегистрировало «Независимую катакомбную церковь в Молдове»; кафедральным собором церкви стал Димитриевский храм в Сороках. Его настоятель Диодор Шевчук получил в 2012 году от главы Российской истинно-православной катакомбной церкви Венедикта титул «епископ Кишинёвский и Молдавский».

В январе 2014 несколько бывших священников Бессарабской митрополии зарегистрировали в Минюсте Молдовы Митрополию Кишинёва и восточной Молдовы[14]. Главой митрополии избран отец Георге Василиу, секретарём — Вячеслав Афанасьев.

3 марта 2015 года правительство зарегистрировало «Традиционную православную церковь в Молдове» с центром в селе Новый Сагайдак.

Старообрядчество

В 20-х годах XVIII века на территории Бессарабии возникают поселения липован, к которым вскоре присоединяются некрасовцы. В XIX общины староверов действуют в Кишинёве, Бендерах, Тирасполе, Оргееве, Сороках; старообрядческие поселения, населённые русскими переселенцами, возникают на севере и в центре страны. В первой половине XX века старообрядцами края руководил Иннокентий (Усов).

В настоящее время Кишинёвская старообрядческая епархия насчитывает 18 приходов (официально зарегистрированы 16) белокриницкого согласия. В селе Кунича действует женский монастырь.

С середины XIX века в Единцах существует община поморцев. В 1972 году на старообрядческом кладбище города был построен храм, который и по сей день остаётся единственной в стране общиной Древлеправославной поморской церкви.

Общее число старообрядцев оценивается в 5 тыс. человек[15].

Околоправославные группы

Молокане

Первая община молокан возникла в Кишинёве в 1806 году. К началу XX века в ней насчитывалось 200 членов. Во время румынского правления число молоканских общин в Бессарабии достигло пяти. После присоединения Молдавии к СССР официальную регистрацию прошли лишь кишинёвская и бендерская общины; обе они принадлежали к молоканам-воскресникам «тамбовского толка». Помимо этих двух общин молоканские группы имелись в Бельцах и селе Гыска.

В августе 1995 года молдавским правительством был зарегистрирован «Союз общин духовных христиан-молокан»[16], который в настоящее время представлен лишь одной общиной в Кишинёве.

Иннокентьевцы

Секта иннокентьевцев зародилась в начале XX века в Балте, откуда вскоре широко распространилась по Бессарабии. В 1927 году в Бессарабии общины иннокентьевцев существовали в 105 горордах и сёлах, число последователей движения составляло 20 тысяч.

К 1973 году в крае осталось 200 верующих, г.о. в сёлах Чок-Майдан, Томай, Барабой, Рауцел и Главан[17].

После провозглашения независимости Молдавии, иннокентьевцы вновь активизировались. На окраине Кишинёва появился самостройный храм. В 2000 году в стране действовало 10 групп иннокентьевцев, число верующих оценивалось в 300 человек[18]. При этом, в государственной регистрации иннокентьевцам было отказано.

См. также

Примечания

  1. КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ОСНОВНЫХ ВЫВОДОВ Отчета о свободе вероисповедания в Республике Молдова (недоступная ссылка). Информационный Центр по Правам Человека. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 30 мая 2013 года.
  2. И. Крамаренко. ОГЛАШЕНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ (недоступная ссылка). «Новости Приднестровья», официальное информагентство Приднестровской Молдавской Республики (2005). Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 5 ноября 2012 года.
  3. Молдавия. Иерархия церквей. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  4. Шорников, Петр Михайлович. Хранитель молдавской традиции // Русин. — 2009. — № 3. — С. 158—160.
  5. Стати В. Православная традиция и фарисейство. //Moldova Mare. 2008. 11 марта.
  6. С. В. Ильвицкая, Т. Ставила, К. Чобану. Кишиневская епархия // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. XXXV : «Кириопасха — Клосс». — С. 182-213. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-041-7.
  7. Архиереи РПЦЗ. Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 27 июля 2013 года.
  8. Списокъ Архіереевъ, Священнослужителей и Приходовъ Русской Православной Церкви Заграницей. Русская Православная Церковь Заграницей. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 30 мая 2013 года.
  9. Русская Православная Церковь За границей (Молдавия). Иерархия церквей. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 5 декабря 2013 года.
  10. Список епархий и приходов. Официальный сайт Российской православной церкви. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 2 июня 2013 года.
  11. Епископ Фалештский и Восточно-Молдовский ФИЛАРЕТ. Інформаційне управління УПЦ Київського Патріархату. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 30 мая 2013 года.
  12. Российская Православная Автономная Церковь (Варсофония). Иерархия церквей. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 4 апреля 2015 года.
  13. Câte Biserici Ortodoxe avem în Moldova? (рум.) (недоступная ссылка). Moldova Creştină (22 апреля 2011). Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 30 мая 2013 года.
  14. Молдавские раскольники основали новую церковь. ООО «Лента.Ру» (3 февраля 2014). Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 4 февраля 2014 года.
  15. Старообрядцы просят помощи у правительства. Газета «Панорама» (23 апреля 2010). Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 30 мая 2013 года.
  16. Правительство Республики Молдова. Постановление Nr. 567 об утверждении Устава организации и деятельности Союза Духовных Христиан-Молокан Республики Молдова. LEXBD (11 августа 1995). Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано 31 мая 2013 года.
  17. В. Ф. Гажос. Иннокентьевцы // Эволюция религиозного сектантства в Молдавии. — Кишинёв: Штиинца, 1975. — С. 114. — 140 с. — 1500 экз.
  18. National Human Development Report. Republic of Moldova 2000 (англ.) / Gheorghe Balan, Andrei Munteanu, Andrei Þurcan. — Кишинёв: Программа развития ООН, 2000. — 136 p. — ISBN 9975-9581-2-5.

Ссылки