Пояс Афродиты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пояс Венеры, пояс Афродиты (др.-греч. κεστὸς ἱμάς, лат. Cingulum Veneri, cestus) — в античной мифологии могущественный атрибут богини любви и красоты[1]. В честь него получило название метеорологическое явление Пояс Венеры.

Этот пояс обладал силой наделять того, кто его наденет, необычайной сексуальной привлекательностью.

Встречаются указания, но редкие, что его сделал Гефест[2].

В античной литературе

Гай Хэд. «Юнона, одалживающая пояс у Венеры»

В «Илиаде»[3] Гомер описывает, как царица богов Гера занимает его у Афродиты, чтобы очаровать Зевса и отвлечь его от покровительства троянцам. Эта любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землёй, оплодотворяемой благодатным весенним дождём, напоминая о величии матриархального женского божества[4].

                ...на персях иглой испещрённый
Пояс узорчатый: все обаяния в нём заключались;
В нём и любовь, и желания, шёпот любви, изъясненья,
Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных.

«Илиада»

Его упоминает Апулей в «Золотом осле»[5]: «… если бы у самых прекраснейших женщин снять с головы волосы и лицо лишить природной прелести, то пусть будет с неба сошедшая, морем рождённая, волнами воспитанная, пусть, говорю, будет самой Венерой, хором, грацией сопровождаемой, толпой купидонов сопутствуемой, поясом своим опоясанной, киннамоном благоухающей, бальзам источающей, — если плешива будет, даже Вулкану своему понравиться не сможет».

Новое время

Упоминается у Эдмунда Спенсера в «Королеве фей» (3,7). В средневековой поэме «Освобождённый Иерусалим» Торквато Тассо аналогичный волшебный пояс носила Армида.

Винкельман анализирует способ его изображения[6].

В культе

Женщины, вступая в брак, дарили Афродите вытканные пояса.

См. также

Примечания

  1. Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. С. 449
  2. Ebenezer Cobham Brewer. Character Sketches of Romance, Fiction and the Drama: Volume II : [англ.]. — The Minerva Group, Inc., 2004. — ISBN 978-1-4102-1334-1.
  3. Илиада. 14:214 и далее
  4. ГЕРА // Мифы народов мира. М., 1991—92. В 2 т. Т. 1. С. 275—277. ancientrome.ru. Дата обращения: 18 октября 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.
  5. Апулей, Золотой осел, 2. 8 ff
  6. Johann Joachim Winckelmann. Essays on the Philosophy and History of Art : [англ.]. — Bloomsbury Academic, 2006. — P. 13. — ISBN 978-0-8264-8813-8.