Постлюдия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Постлюдия (через позднелатинское postludium, от «пост-» и лат. ludus, «игра») — в католическом богослужении, органная пьеса, исполняемая по завершении богослужения. Постепенно название постлюдий перешло на инструментальные заключения вокальных произведений[1].

В классической музыке — аналог послесловия в литературе; у П. Хиндемита в его «Ludus Tonalis» постлюдия представляет собой зеркально-ракоходное повторение прелюдии[2].

Как самостоятельное сочинение постлюдия получила распространение в XX веке, когда «на смену формам, отражающим жизнь-музыку, приходят формы, комментирующие её»[3]. О. В. Шмакова выделяет среди этих «эмансипированных» произведений творчество В. В. Сильвестрова с его циклом из четырёх постлюдий, а также финал III симфонии К. Сикорского, «Три постлюдии» для оркестра В. Лютославского, «Постлюдию» для арфы с оркестром ор. 118 Е. О. Фирсовой, «Четыре постлюдии» для симфонического оркестра Ф. Караева, постлюдию С. В. Павленко к картине Врубеля «Сирень»[1].

Постлюдия является жанровым отражением финальности, близким жанром-окончанием является эпилог[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Шмакова, 2013.
  2. Ракоход / Фраёнов В. П. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 202. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  3. слова В. В. Сильвестрова цит. по Демешко, Г. А. Портрет композитора в кросс-культурном пространстве XXI века Архивная копия от 31 декабря 2018 на Wayback Machine // Проблемы музыкальной науки № 2 (2016) doi:10.17674/1997-0854.2016.2.007-014

Литература