Постколониальная теория

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Постколониальная теория (постколониализм) — междисциплинарное направление исследований, состоящие из анализа культурного наследия колониализма. Постколониализм включает в себя множество теорий в различных областях: философии, кино, политических науках, социально-экономической географии, социологии, феминизме, религиозных и богословских исследованиях, и литературе.

Постколониальная теория возникла в 1980-е годы под влиянием идей постструктурализма Мишеля Фуко, Жака Деррида, Жиля Делёза. Предшественником современного постколониализма был Франц Фанон. К основным представителям постколониальной теории относят Эдварда Саида, Гаятри Спивак, Хоми Бхабха. Смежными постколониальной теории дисциплинами являются дискурс-анализ, гендерная теория, культурные исследования, медиа-исследования.

Постколониальное литературоведение

В качестве литературной теории постколониализм имеет дело с литературой, созданной народами, которые когда-то были колонизированы европейскими имперскими державами (например, Великобританией, Францией и Испанией), и литературой деколонизированных стран, вовлечённых в современные, постколониальные союзы (например, Франкофонии и Содружества наций) со своими бывшими метрополиями[1].

Постколониальное литературоведение делится на две категории: изучение постколониальных народов и изучение наций, продолжающих конструировать постколониальную национальную идентичность[1].

В большинстве случаев это англоязычная литература (американская, британская, индийская), а также французская, польская, болгарская, сербская и другая. Русская литература не часто выступает объектом колониального и постколониального дискурса. По советской традиции Российская империя и СССР не считаются колониальными странами, хотя это и не соответствует действительности[1][нейтральность?]. Вопрос о колониализме СССР подробно разбирал профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин: «Есть сильные аргументы как за то, что СССР был колониальной империей, так и против этого. Многие формы отношений действительно носили колониальный характер, но советское время не сводилось к колониальным отношениям, а содержало в себе другие элементы»[2][3].

См. также

Примечания

Литература

  • Бхабха Х. Местонахождение культуры // Перекрестки: Журнал исследований восточноевропейского пограничья. 2005. № 3-4.
  • Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя / Отв. ред. А. Б. Давидсон. М.: ГУ-ВШЭ, 2009
  • Prem Poddar and David Johnson, A Historical Companion to Postcolonial Liteartures in English, 2005
  • John Thieme, The Arnold Anthology of Post-Colonial Literatures in English
  • Chelsea 46: World Literature in English (1987)
  • Poetry International 7/8 (2003—2004)
  • Eugene Benson and L. W. Conolly (eds.), Encyclopedia of Post-Colonial Literatures in English
  • John McLeod, Beginning Postcolonialism, second edition (MUP, 2010).
  • Alamgir Hashmi, Commonwealth Literature: An Essay Towards the Re-definition of a Popular/Counter Culture
  • Elleke Boehmer, Colonial and Postcolonial Literature: Migrant Metaphors
  • Britta Olinde, A Sense of Place: Essays in Post-Colonial Literatures
  • Peter Thompson, Littérature moderne du monde francophone. Chicago: NTC (McGraw-Hill), 1997
  • Postcolonial Theory and the Arab-Israeli Conflict edited by Philip Carl Salzman and Donna Robinson Divine, Routledge (2008)

Ссылки