Постимпрессионизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поль Сезанн, «Натюрморт», (1893—1895), Национальная галерея искусств, Вашингтон

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное[1] обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской живописи[2]; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства[3] начиная со второй половины 1880-х годов до начала XX века.

Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.

К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн (известный как «отец постимпрессионизма»)[4]. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.

Характеристика

Термин «постимпрессионизм» ввёл в обиход английский критик Роджер Фрай[5][6], говоря о впечатлении от устроенной им в Лондоне в 1910 году выставке современного французского искусства «Мане и постимпрессионизм» (Manet and the post-impressionists)[7][8], на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников[1].

Поль Гоген, «Автопортрет» (1889), Музей Орсе, Париж

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда, в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов-неоимпрессионистов. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название) существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал, и отвергал некоторые принципы своего предшественника.

Монмартр, улица Кортот, вид на Сен-Дени. Максимильен Люс (ок. 1900 г.)

Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём как материальные, так и духовные. Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определённого духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей[2]. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.

«Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы „подражания природе“. Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в.»[3].

Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений, из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др.), принципы Сезанна, и проч. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.

Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объёма, структуры, весомости; в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объёмной формы, её обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты[9].

Уолтер Сикерт. Спальня Джека-Потрошителя, около 1907

В Великобритании постимпрессионисты входили с 1911 по 1914 год в творческое объединение «Кэмден Таун». Лидером этой группы был художник Уолтер Сикерт. Широкую известность он получил в конце XIX века изображениями сцен в британском мюзик-холле. Часто на картине были изображены не реальные события, а их отражение в зеркале («Крошка Дот Хетерингтон в Старом Бедфорде»). Для целого ряда его произведений начала XX века характерны шокирующие сюжеты и мрачное безысходное настроение («Спальня Джека-потрошителя», «Убийство в Кэмден-Тауне»). Современники воспринимали его полотна как пугающие и неоднозначные[10].

Направления и художники

Примечания

  1. 1,0 1,1 Постимпрессионизм // Изобразительное искусство. Стили и направления (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2014. Архивировано 19 сентября 2013 года.
  2. 2,0 2,1 «Популярная художественная энциклопедия». Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
  3. 3,0 3,1 «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия». Под ред. проф. Горкина А. П.; М.: Росмэн; 2007.
  4. Metropolitan Museum of Art Timeline, Post-Impressionism. Дата обращения: 26 сентября 2019. Архивировано 7 июля 2019 года.
  5. Richard R. Brettell, Modern Art, 1851—1929: Capitalism and Representation, Oxford University Press, 1999, p. 21. Дата обращения: 26 сентября 2019. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  6. Peter Morrin, Judith Zilczer, William C. Agee, The Advent of Modernism. Post-Impressionism and North American Art, 1900—1918, High Museum of Art, 1986
  7. Caroline Boyle-Turner, Post-Impressionism, History and application of the term, MoMA, From Grove Art Online, Oxford University Press, 2009. Дата обращения: 26 сентября 2019. Архивировано 14 мая 2015 года.
  8. Manet and the post-impressionists; Nov. 8 to Jan. 15, 1910-11, Grafton Galleries, London
  9. Сезаннизм // Изобразительное искусство. Стили и направления (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2014. Архивировано 21 марта 2017 года.
  10. Walter Richard Sickert. British artist (англ.). Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 8 апреля 2021. Архивировано 17 апреля 2021 года..

Литература

Ссылки