Портрет Марии Лопухиной

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Vladimir Borovikovskiy - Портрет М.И.Лопухиной - Google Art Project.jpg
В. Л. Боровиковский
Портрет М. И. Лопухиной. 1797
Холст, масло. 73,5 × 59 см
Третьяковская галерея, Москва

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных[1][2] женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского.

Модель

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина (14 марта 1779—1803) урождённая Толстая, старшая из пяти дочерей[3] графа Ивана Андреевича Толстого (1747—1811) и Анны Федоровны Майковой, сестра Фёдора Толстого-Американца. С 1797 года[4] (ошибочная дата — 1801 год) она была женой егермейстера и действительного камергера Степана Авраамовича Лопухина (1769—1814), сына орловского наместника А. С. Лопухина. В связи с их свадьбой Павел I дарует Лопухину звание егермейстера. В качестве свадебного подарка Лопухин приобретает село Богородское (Мосальское) во 2-м стане Богородского уезда Московской губернии. До 1801 года молодые живут в Петербурге. После гибели Павла I Лопухин выходит в отставку и переезжает в имение Богородское.

«Скончалась от чахотки», — писал Я. И. Булгаков 11 мая 1803 года из Москвы к сыну[5]:

Князь С. И. Голицын в новой печали: умерла жена у его двоюродного брата Степана Авраамовича Лопухина, на которой он женился около года назад, от чахотки, а не от пения, которым уморил Мускети[6] меньшую Ладомирскую.

Её похоронили в фамильной усыпальнице рода Лопухиных на территории Спасо-Андрониковского монастыря к юго-востоку от Спасского собора.

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения.

Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки, причем цветы имеют важное символическое значение[7]. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склонённым колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Справа внизу, на карнизе пьедестала, подпись: «Писалъ Боровиковскiй 1797. Года»[4]. Живопись переведена на новый холст[4].

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Известно, что он хранился у племянницы Марии Ивановны — дочери Федора Толстого Прасковьи. Она стала супругой московского губернатора Перфильева, в их доме портрет впервые увидел Павел Михайлович Третьяков между 1885 и 1890 годами[8][4] и приобрёл его.

Из воспоминаний дочери Павла Третьякова: «Должна указать на любовь и восхищение Павла Михайловича „стариками“, любовь, которую он в полной мере передал и нам. У него было несколько чудесных портретов работы Боровиковского, из которых особенно любили мы Лопухину»[9][10].

В культуре

Русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя, в январе 1885 года, посвятил картине стихотворение «К портрету»:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Примечания

  1. Ольга Георгиевна Чайковская. «Как любопытный скиф--»: русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — Книга, 1990. — 304 с. — ISBN 978-5-212-00220-2. Архивная копия от 24 мая 2021 на Wayback Machine
  2. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825). 250 лет со дня рождения Владимира Лукича Боровиковского : «Красоту Боровиковский спас». www.nasledie-rus.ru. Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 7 мая 2021 года.
  3. Её сестры: Вера Хлюстина (1783—1879), Анна (1784 — ?), Александра фон Моллер (1786 — ?), Екатерина Шупинская (1788 — ?).
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Живопись XVIII века. Каталог ГТГ. М., 2015. С. 69
  5. Письма Я. И. Булгакова к сыну // Русский Архив. 1898. Вып. 1-4. — С. 369.
  6. Пьетро Мускетти — известный в России в XVIII веке итальянский певец-кастрат (сопрано), преподававший вокал в Москве.
  7. А. А. Карев. «Недочитанные строки» в произведениях русской живописи XVIII века // Русское искусство II. Неучтенные детали (сборник статей) / науч. ред. Вл. В.Седов; сост. А. П. Салиенко. — СПб.: Алетейя, 2020
  8. Andreĭ Sterligov. Портрет в русской живописи 17--первой половины 19 века. — Goznak, 1986. — 160 с. Архивная копия от 25 мая 2021 на Wayback Machine
  9. Парижский Боровиковский | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ». www.tg-m.ru. Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 24 мая 2021 года.
  10. Л.П. Боткина. «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве» :: Глава V. Женитьба. www.tphv-history.ru. Дата обращения: 25 мая 2021. Архивировано 4 июня 2013 года.

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII—XIX веков. — М.: Искусство, 1975.
  • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
  • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. — М.: Наш дом, 1999.
  • Евсеева, Е. Д. Владимир Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной». М.,: Государственная Третьяковская галерея, 2019. (История одного шедевра).; ISBN 978-5-89580-231-1
  • Маркина Л. А. «… Красоту её Боровиковский спас»: Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825: К 250-летию со дня рождения художника. — М., 2008.
  • Маркина Л. А. У цветов есть понятный язык // Цветы — остатки рая на земле. М., 2012. С. 78
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. — 2002. — № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М.: Книга, 1990.

Ссылки