Порпора, Никола

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Никола Порпора
Nicola Porpora
Nicola Antonio Porpora.jpg
Основная информация
Дата рождения 17 августа 1686(1686-08-17)
Место рождения Неаполь
Дата смерти 3 марта 1768(1768-03-03) (81 год)
Место смерти Неаполь
Страна  Италия
Профессии композитор, капельмейстер, педагог
Годы активности XVIII век
web.archive.org/web/2004…

Нико́ла Анто́нио (Анто́ний) Джачи́нто (Иаки́нф) По́рпора[1] (итал.  Nicola Antonio Giacinto Porpora, 17 августа 1686, Неаполь — 3 марта 1768, там же) — итальянский композитор и педагог, представитель неаполитанской оперной школы.

Биография

Никола Порпора родился в Неаполе. Начал учиться музыке в возрасте десяти лет в неаполитанской консерватории dei Poveri di Gesu Cristo.

Первая его опера, «Агриппина» (Agrippina), была поставлена в Неаполе в 1708 году. Вторая опера, «Береника» («Berenice»), была с успехом поставлена в Риме в 1710 году. Порпора служил придворным капельмейстером у различных аристократов, в том числе у принца Гессен-Дармштадтского.

Преподавал в неаполитанской Conservatorio di S. Onofrio (17151721). Был выдающимся учителем вокала. Среди его учеников — знаменитые певцы и певицы Фаринелли, Каффарелли, Катарина Габриелли[2], Реджина Минготти, Антонио Уберти (прозванный «Порпорино»), а также композитор Иоганн Адольф Хассе, ставший затем одним из его главных и постоянных соперников в оперном жанре.

Многие его оперы ставились в Риме, Милане, Венеции, Вене, Лондоне и других городах Европы.

С 1725 года Порпора жил в Вене, затем в Дрездене. В 1729 году был приглашён в Лондон в качестве дирижёра оперного театра. Однако он не выдержал творческого соперничества с Г. Ф. Генделем и был вынужден вернуться в Италию.

С 1736 года Порпора жил в Венеции и Неаполе, с 1747 года в Дрездене, а с 1751 года в Вене, где Йозеф Гайдн брал у него уроки композиции. В 1758 году Порпора возвратился в Неаполь, став директором Conservatorio di S. Onofrio.

Последние годы его жизни были омрачены забвением и бедностью. Скончался и похоронен в Неаполе.

Творчество

Большинство сочинений Порпоры принадлежит к вокальным жанрам. Среди его сочинений более 40 опер, 12 серенад, 4 пастиччо, 14 «священных опер» или ораторий, около 135 кантат, 40 церковных произведений для хора, 7 месс, 9 сольных мотетов, 12 антифонов в честь Девы Марии, а также ламентации и дуэты. Из произведений инструментальных жанров выделяются Виолончельный концерт соль мажор, Виолончельная соната фа мажор, 6 камерных симфоний (6 sinfonie da camera a 3, op. 2, 1736, Лондон), скрипичные сонаты, клавирные фуги и др.

Сочинения

Оперы

  • Агриппина (Agrippina) (либр. N. Giuvo; Неаполь, 1708)
  • Ариадна и Тезей (Arianna e Teseo) (либр. Pietro Pariati; Вена, 1714)
  • Флавий Аниций Олибрий (Flavio Anicio Olibrio; Неаполь, 1711)
  • Фарамунд (Faramondo; Неаполь, 1719)
  • Эвмен (Eumene); (либр. Apostolo Zeno; (Рим, 1721)
  • Аделаида (Adelaide) (Рим, 1723)
  • Сифак (Siface) (либр. Метастазио: Милан, 1725)
  • Покинутая Дидона (Didone abbandonata; Реджо-нель-Эмилия, 1725)
  • Мерида из Селинунта (Meride e Selinunte; Венеция, 1727)
  • Аэций (Ezio) (либр. Метастазио; Венеция, 1728)
  • Гипсипила (Issipile; Рим, 1733)
  • Узнанная Семирамида (Semiramide riconosciuta) (либр. Метастазио: Венеция, 1729, новая ред. Неаполь, 1739)
  • Митридат (Mitridate) (либр. Filippo Vanstryp; (Рим, 1730)
  • Тамерлан (Tamerlano; Турин, 1730)
  • Александр в Индии (Alessandro nelle Indie; др.назв. Poro; Турин, 1731)
  • Ганнибал (Annibale; Венеция, 1731)
  • Германик в Германии (Germanico in Germania) (либр. N. Coluzzi; Рим, 1732)
  • Ариадна на Наксосе (Arianna in Nasso) (либр. Paolo Antonio Rolli; Лондон 1733)
  • Эней в Лации (Enea nel Lazio; либр. Rolli; Лондон, 1734)
  • Полифем (Polifemo) (либр. Rolli; Лондон 1735)
  • Луций Папирий (Lucio Papirio; Венеция, 1737)
  • Карл Лысый (Carlo il Calvo) (либр. anonym; Рим, 1738)
  • Триумф Камиллы (Il trionfo di Camilla) (либр. Silvio Stampiglia; 1-я ред. Неаполь 1740, 2-я ред. Неаполь 1760)
  • Ифигения в Авлиде (Ifigenia in Aulide; Лондон, 1735)
  • Статира (Statira) (либр. Francesco Silvani; Венеция, 1742)
  • Филандр (Filandro) (либр. Vincenzo Cassani; Дрезден, 1747)

Серенады

  • Анжелика и Медор (Angelica e Medoro; Неаполь, 1720)
  • Сады Гесперид (Gli orti Esperidi; Неаполь, 1721)
  • Гименей (Imeneo; Неаполь, 1723; 2-я ред. под назв. «Гименей в Афинах» (Imeneo in Atene; Венеция, 1726)
  • Празднества Гименея (Festa d’Imeneo; Лондон, 1736)
  • Le nozze di Ercole ed Ebe (Неаполь, 1739)

Dubia

  • Фемистокл (Temistocle; Вена, 1718)
  • Фердинанд (Ferdinando; 1734)
  • Партенопа (Partenope; Неаполь, 1742)
  • Rosmene (Лондон, 1742)

Оратории

  • Gedeone
  • Il martirio di Santa Eugenia
  • I martìri di San Giovanni Nepomuceno
  • Il verbo incarnato
  • Davide
  • Il trionfo della divina giustizia

Инструментальная и камерная музыка

  • 6 sinfonie da camera a 3, op. 2 (1736, Лондон)
  • 6 sonate per 2 violini, 2 violoncelli e basso continuo (clavicembalo) (1745, Лондон)
  • 12 sonate per violino e basso (1754, Вена)
  • Ouverture roiale per orchestra (1763)
  • Concerto in sol maggiore per violoncello e archi
  • Concerto per flauto e archi
  • Sonata in fa maggiore per violoncello e basso continuo
  • 2 fughe per clavicembalo

Утраченные сочинения

  • Berenice (Рим, 1710)
  • Василий, царь Востока (Basilio, re di Oriente)

В художественной литературе

Является одним из главных героев романа Жорж Санд «Консуэло».

Примечания

Литература

  • Бочаров Ю. С. Никола Порпора // Большая российская энциклопедия. Т.27. Москва, 2014, с.176.

Ссылки