Полёт (предприятие)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
ПО «Полёт»
Файл:Polyot logo.svg
Тип дочерняя компания
Год основания 1941
Расположение  Россия: Омск
Ключевые фигуры В. М. Шулико (директор ПО «Полёт»),
В. М. Колобков (главный инженер)
Отрасль Космическая и авиационная промышленность
Продукция Космические аппараты, Ракеты-носители
Число работников 4,5 тыс. (2008)[1]
Материнская компания ГКНПЦ им. М. В. Хруничева
Награды Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени
Сайт www.polyot.su

Производственное объединение «Полёт» — одно из крупнейших машиностроительных предприятий России. Специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники.

История

24 июля 1941 года, на базе эвакуированных во время Великой Отечественной войны московских авиационных заводов № 156 (ныне ОАО «Туполев») и № 81 (ныне ОАО «Тушинский машиностроительный завод»), был образован[где?] самолётостроительный завод № 166. Первым директором был назначен лётчик, Герой Советского Союза А. В. Ляпидевский. В 1941—1943 гг. при заводе работало опытно-конструкторское бюро авиаконструктора А. Н. Туполева. За годы Великой Отечественной войны завод № 166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9. Всего с 1942 по 1945 годы завод изготовил более 3800 самолётов разных марок и модификаций.

После войны на заводе производились: реактивный бомбардировщик Ил-28 (произведено 758 машин) и первый в СССР гражданский реактивный самолёт Ту-104 (произведена 61 машина).
В конце 1950-х годов завод № 166 перешёл на выпуск боевых баллистических ракет.

В 1970-е годы завод был преобразован в производственное объединение (ПО), в состав которого вошли также заводы по производству ракетно-космической техники и товаров народного потребления. Первым гендиректором ПО «Полёт» был С. С. Бовкун.

С 1968 года в ПО началось производство ракеты-носителя лёгкого класса «Космос-3М». Впоследствии в задачи ПО было добавлено производство космических аппаратов связи и навигации.

РФ

В начале 1990-х годов на ПО «Полёт» был освоен выпуск многоцелевого самолёта Ан-74 и налажено серийное производство лёгкого многоцелевого самолёта Ан-3Т. Совместно с АНТК им. Антонова в начале 2001 года на ПО «Полёт» был восстановлен экспериментальный образец военно-транспортного самолёта Ан-70.

3 февраля 2007 года указом президента РФ В. В. Путина ПО «Полёт» было присоединено к ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». В конце 2007 года ПО «Полёт» было преобразовано в филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» и было переименовано в ПО «Полёт» — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева».

В мае 2008 года началась модернизация производства. Станочный парк цехов предприятия пополнился установками «Лиана Р100Е» и обрабатывающими центрами «Hurco VMX50»[2].

Выпускаемая продукция

Освоение полного цикла сборки «Ангары» на территории предприятия.
Производство ракет-носителей "Ангара".jpg

Ракетно-космическая техника

На «Полёте» создано более 250 различных космических аппаратов: 87 аппаратов навигационной системы ГЛОНАСС, космический аппарат «Надежда» (основной элемент международной спутниковой системы «КОСПАС-САРСАТ», с 1982 года запущено 10 КА).

На ПО «Полёт» разработан малый космический аппарат нового поколения «Стерх», который призван заменить КА «Надежда» и обеспечить дальнейшее развитие и более эффективное использование системы «КОСПАС-САРСАТ». Аппарат выведен на орбиту в июле 2009 года[3]. Второй подобный аппарат выведен на орбиту в сентябре того же года. Заявленный срок их активного существования составляет пять лет. Реально же «Стерхи» штатно отработали менее одного года.[4]

В январе 2005 года был запущен малый космический аппарат «Университетский» для исследования радиационного пояса Земли и солнечной активности.

ПО «Полёт» вошло в состав Центра им. Хруничева в 2007 году. Первый этап реконструкции и модернизации ПО «Полёт» был начат в 2009 году, на этой стадии инвестиции составляли 6 млрд рублей (по другим данным — 7 млрд рублей[5]). Второй этап предусматривает вложения в 10 млрд рублей[6]. Затраты на третий этап пока неизвестны, он должен завершиться переходом на производство более 20 универсальных ракетных модулей для «Ангары» в год[7].

В июне 2015 года было принято решение о переоснащении производственных цехов ПО «Полёт» под выпуск ракетных модулей для нового семейства отечественных ракет-носителей «Ангара»[8], комплектующих и конструкций для ракет-носителей «Протон-М» и «Рокот»[9].

В 2023 году Роскосмос планирует развернуть на ПО «Полёт» серийное производство РН «Ангара-А5», которые в 2024 году полностью заменят «Протоны»[10].

Награды

Деятельность ПО «Полёт» неоднократно отмечалась правительственными наградами:

См. также

Примечания

  1. Новости | ПО «Полёт» — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» в городе Омск. Дата обращения: 4 апреля 2010. Архивировано 7 октября 2014 года.
  2. Омское ПО «Полёт» начало модернизацию производства Архивная копия от 3 марта 2016 на Wayback Machine // Регнум
  3. ПО «Полёт» — История предприятия. Дата обращения: 4 апреля 2010. Архивировано 11 сентября 2011 года.
  4. Роскосмос может сменить производителя спутников «Стерх» — Перминов. Дата обращения: 8 октября 2010. Архивировано 21 января 2010 года.
  5. «Ангара» проблем Куда уехал цирк. Журнал «Огонёк» (12 января 2020). Дата обращения: 2 февраля 2020. Архивировано 12 января 2020 года.
  6. «Ангара» проблем. Почему новая ракета-носитель до сих пор не летает?: Куда уехал цирк Архивная копия от 2 февраля 2020 на Wayback Machine Коммерсантъ-Огонёк
  7. Омский «Полёт» с 2020 г. будет производить до 100 модулей для «Ангары» в год. ТАСС (26 августа 2016). Дата обращения: 2 февраля 2020. Архивировано 25 мая 2019 года.
  8. Построенная в Омске «Ангара» заменит ненадёжный «Протон». Дата обращения: 17 июля 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
  9. «Полёт», История предприятия. Дата обращения: 4 апреля 2010. Архивировано 11 сентября 2011 года.
  10. В Роскосмосе заявили, что не отказываются от ракет-носителей «Ангара». ТАСС (2 ноября 2019). Дата обращения: 11 января 2020. Архивировано 15 января 2020 года.

Литература

  • Высота «Полёта»: исторический очерк. Э. В. Каня, Л. В. Елтышева. Издание «Лео». Омск. 2001.
  • Постановление ГКО СССР № 1480 сс о производстве самолета "103" на заводе № 166 в г. Омске, с приложением записки Шахурина А. И. Сталину И. В. 1942

Ссылки