Полудитон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Полудито́н (лат. semiditonus) — в пифагоровом строе музыкальный интервал, составленный из целого тона и лиммы.

Интервальный коэффициент полудитона — 32/27:

[math]\displaystyle{ \frac{9}{8}\times\frac{256}{243} = \frac{2^5}{3^3} = \frac{32}{27} \approx 294{,}13\;\mathrm{Cent} }[/math].

Исторический очерк

Термин «полудитон» появился гораздо позже исторических описаний и расчётов полудитона. В древнегреческой теории музыки (впервые у Аристоксена) этот интервал назывался «триполутоном» (др.-греч. τριημιτόνιον), в древнеримской (например, у Боэция) «несоставным триполутоном» (лат. triemitonium incompositum). В обоих случаях описывался как интервал в тетрахорде хроматического рода мелоса. Латинский термин semiditonus впервые отмечается в различных музыкальных трактатах XI века[1], наиболее систематически — в учениях Гвидо Аретинского и Адальбольда Утрехтского.

Начиная с позднего Средневековья (примерно с XIII века) на смену термину «полудитон» пришёл термин «малая терция» (tertia minor), который используется в учении о гармонии вплоть до наших дней. В современных исследованиях (ретроспективно) полудитон иногда называют «пифагорейской малой терцией».

Примечания

  1. Semiditonus // Lexicon musicum Latinum, hrsg. v. Michael Bernhard. München, 2015, col.1146-1160.

См. также