Полис (античность)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ибо хорошо управляемый город есть величайший оплот; в нём всё заключается, и пока он сохраняется, всё цело, а погибает он, [с ним вместе] и всё гибнет.

По́лис (др.-греч. πόλις, πολιτεία; лат. civitas) — исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра, обозначаемая в греческом языке словом «полис» (греч. «город», в лат. — «цивитас», «гражданская община»), особая форма политической организации общества (довольно часто государства)[2]. Оба слова обозначают, по сути, одно и то же: особую форму государственного устройства — город-государство, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности[3].

Полис как общественная форма античной городской гражданской общины наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой — индивидуальная собственность каждого гражданина. В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством: «ойкосом» (домом)[4].

Их образование относят к концу 8-го века до н. э.[5] Как отмечает засл. проф. МГУ А. А. Тахо-Годи: «Слово «полис» семантически аналогично рус. понятию «город». Оно может последовательно обозначать примитивное городище, служившее убежищем для племени, более развитый город как центр ремесла и торговли, общину населяющих его граждан и, наконец, образованное этой общиной государство». Согласно Тахо-Годи, «формирование греческих полисов в основных чертах завершилось к концу VI в.»[6].

Честер Старр отмечал, что полис возник и существовал как физическое воплощение политического единства полисной общины, ее главный сакральный центр и ее основная укрепленная резиденция[7].

Политическая система

Территория полиса обычно включала собственно агору — городской центр и хору (пригород) — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периэки, вольноотпущенники, рабы. Государственный строй в полисах был различен: олигархия, демократия, монархия (последняя была типична для полисов в период архаики) и др.

Экономика

И большие, и малые греческие полисы чеканили собственную монету[8].

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов «города-государства». В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — это не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур. Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период[9]. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э.. Профессор Арсений Чанышев пишет:

«На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис — город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу»

[10].

Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (римский аналог фемы — триба) в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.

Римский период

История ряда древнегреческих государств и история Рима на определённой ступени его развития — это история отдельных полисов[2]. В период римского господства полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий.

Согласно профессору Михаилу Сюзюмову, то, что кризис античной цивилизации сказался прежде всего на состоянии города, обосновано тем, что крушение рабовладельческого строя затронуло, прежде всего, те институты, которые активнее всего были с ним связаны[11].

Историческое значение

В полисах впервые появилась концепция равенства граждан перед законом. Греки отказались от почитания царской власти в качестве ключевой ценности общественной организации, что было характерно для большинства цивилизаций того времени. В городах-государствах важнейшие решения принимались с участием всех граждан мужского пола, получавших это право в обмен на участие в военных действиях[a]. При этом принцип равноправия распространялся лишь на граждан города (они же были и членами фаланги во время войн), не касаясь женщин и рабов[12][b].

Примечания

Комментарии

  1. Радикальное изменение политической системы было связано с появлением нового военного строя — фаланги, все члены которой во время боя имели равные обязанности.
  2. Соотношение свободных граждан и рабов в городах-государствах составляло от 1:5 до 1:10 в разных полисах. Наибольшая доля рабов наблюдалась в Спарте.

Источники

  1. Антология мировой политической мысли (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
  2. 2,0 2,1 Античность // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1961—1976.
  3. д. ю. н. В. А. Томсинов. Всеобщая история государства и права. — М.: ИКД "Зерцало-М", 2011. — Т. 1. — С. 97—115. — 640 с. — ISBN 978-5-94373-194-5.
  4. Античный полис как уникальное явление. http://www.bibliotekar.ru/. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 23 июня 2019 года.
  5. The Swineherd and the Bow: Representations of Class in the "Odyssey" | Semantic Scholar. Дата обращения: 16 июня 2022. Архивировано 16 июня 2022 года.
  6. Древняя Греция
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-poiska-smysla-ponyatiya-gorod
  8. Медведев А. П. Был ли греческий полис государством?. ancientrome.ru. Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 3 марта 2020 года.
  9. Боннар. А.: Греческая цивилизация. Предисловие. antique-lit.niv.ru. Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 15 марта 2022 года.
  10. Чанышев А. Н.Курс лекций по древней философии. Тема 23. www.infoliolib.info. Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 20 февраля 2020 года.
  11. Поляковская М. А. Ученый и время: к 100-летию со дня рождения М. Я. Сюзюмова // Византийский Временник. — 1993. — Т. Том 54 (79). — С. 170—182.
  12. Мартин, 2020, с. 20.

Литература

  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. — Л.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
  • Томас Мартин. Древняя Греция. От доисторических времен до эпохи эллинизма = Thomas R. Martin. Ancient Greece: From Prehistoric to Hellenistic Times. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — ISBN 978-5-00139-246-0.