Подлунная сфера

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Подлунная сфера — одна из концепций древнегреческой астрономии, описанная в трудах Аристотеля[1]. Обозначает область геоцентрической системы мира, расположенную ниже Луны, состоящую из четырёх стихий: земли, воды, воздуха и огня[2] и подверженную постоянным изменениям, в отличие от неизменной сферы эфира, которая простирается от Луны до границ вселенной, и в которой расположены планеты и звёзды[3].

Эволюция концепции

Концепцию подлунной сферы изначально сформулировали Платон и Аристотель[4], их идеи лежали в парадигме геоцентрической системы мира. В Средние века аристотелевские идеи развивал Авиценна[5]. Средневековый схоласт Фома Аквинский, отмечал разницу между небесной и подлунной сферами в своём труде Сумма теологии, а также упоминал, что Цицерон и Лукан осознавали границы между Природой и Небом, подлунной и эфирной сферами[6]. Результатом этого стало средневековое представление о том, что К. С. Льюис назвал «„великим разделением“ … между эфиром и воздухом, „небом“ и „природой“, царством богов (или ангелов) и царством демонов, царством необходимости и сопряжённости, нетленным до тленным».

Разработка Коперником гелиоцентрической системы мира нанесла серьёзный удар концепции подлунной сферы. Наблюдения Тихо Браге сверхновой звезды и комет в якобы неизменной сфере эфира окончательно подорвали аристотелевские представления[7]. Томас Кун приводит крушение концепции подлунной сферы в качестве наглядного примера появления новых возможностей, возникающих при смене научной парадигмы[8].

В художественной литературе

Данте в «Божественной комедии» помещает гору Чистилище выше подлунной сферы, поэтому её склоны не подвержены природным изменениям[9].

Примечания

  1. Aristotle, Ethics (1974) p. 357-8
  2. Stephen Toulmin, Night Sky at Rhodes (1963) p. 38 and p. 78
  3. C. C. Gillespie, The Edge of Objectivity (1960) p. 14
  4. Gillespie, p. 13-5
  5. J. J. E. Garcia, Individuation in Scholasticism (1994) p. 41
  6. W. Hooper, C. S. Lewis (1996) p. 529-31
  7. R. Curley, Scientists and Inventors of the Renaissance (2012) p. 6-8
  8. Thomas S. Kuhn, The Structure of Scientific Revolutions (1970) p. 116-7
  9. Dante, Purgatory (1971) p. 235

Литература

  • J. Barnes, Aristotle (1982)
  • M. A. Orr, Dante and the Medieval Astronomers (1956)
  • Thomas Kuhn, The Copernican Revolution (1957)

Ссылки