Подзамче (Львов)

Материал из энциклопедии Руниверсалис

Подза́мче — местность в Шевченковском районе Львова и одноимённая железнодорожная станция и железнодорожный вокзал Львовской железной дороги.

Станция (код — 37020) производит приём и выдачу повагонных и мелких грузов и отправок, продаёт пассажирские билеты[1]. На станции останавливаются электропоезда, которые направляются в сторону Ровно, Червонограда и Тернополя[2].

Львів Підзамче.jpg
Алмазинструмент.jpg
Львовский хлебокомбинат.jpg
Железнодорожная станция Подзамче Завод «Алмазинструмент», корпус постройки 1783 года Львовский хлебокомбинат

Подза́мче — историческая местность Львова в западной и северной окраине Високого Замка. У ХІІІ—XIV ст. в ее границах сформировался центр Княжего города(подол). У XIV—XVIII ст. его территорию виведено за ее предел и действия магдебурзького права , организовано Старостинську юрисдикцию.[1]. Посля 1772 виделена в отдельное Жолковское передместие.

Посля строительства в 1869 железнодорожной станции и вокзала они получили одноименное название местности : "Подзамче" , которое разширилось на прилегающие кварталы,что размещены на северо- восток от древнего  центра Львова.

Район Подзамче находится севернее Высокого Замка и охватывает улицы Богдана Хмельницкого (старую часть), Татарскую,Папарівку, Гайдамацкую, Подзамче, Школьную, Якова Остряницы, Скидана, Стримкую, Караимскую, Жолковскую, Заводскую[3].

В административном плане Подзамче входит в Шевченковский район Львова и охватывает исторические микрорайоны:Подзамче, Габриеловку, Замарстинов ( частично), Новое Знесиння (частично), Жолковскую Рогатку. Раньше, когда построили железную дорогу в 1860х годах и вокзал станции Подзамче в 1869р., она розделила Подзамче на "Ближнее Подзамче" в границах Галицкого района ( от площади Осмомысла и ул.Леси Украинки - ранее Краковська Брама -до железной дороги: вул.Татарськая) и "Дальнее Подзамче" за железной дорогой (сейчас оно просто "Подзамче" )в границах Шевченковського району кторое начинается от ул.Долинского до ул.Опрышковськая . А далее шла Жолковськая Рогатка и Новое Знесиння. Сейчас согласно генплану города Львова:1) микрорайон "Ближнє Підзамче" имеет название "Центр" 2) "Дальнє Підзамче" имеет название "Подзамче" і охватывает исторические микрорайони : Подзамче, Габриеловку, Жолковскую Рогатку, Новое Знесиння ( частично)и Замарстинов ( частично). Современное Подзамче ограничено улицами : Б.Хмельницкого- ул.Липынского- пр.Чорновола - ул.Долинского. Охранная Зона Юнеско в границах Современного Подзамче представлена в границах улиц: Папаривка,Татарская, Гайдамацкая, Заводская, Жолковськая, Остряницы, Караимськая, Стримкая, Подзамче, Огуречная, Школьная , Лобачевс кого , площадь Криничная и ул.Б.Хмельницкого.

В княжеском Львове Подзамчем называли район, непосредственно прилегавший к древнерусскому замку, то есть околицы церкви Святого Николая.

Подзамче расположилось под Княжеской горой, где находилась крепость, построенная основателем Львова Данилом Галицким. Высокий Замок и Подзамче связывал подземный ход[4], остатки которого были открыты рабочими при прокладке и ремонте линий электрического трамвая в 1900 и 1912 годах[5]. В 1880 году район был связан конным трамваем с центральной частью города и железнодорожным вокзалом[6]. Название Подзамче впервые вспоминается украинским историком Иваном Крипьякевичем, который указывает, что «украинский первопечатник Иван Федоров с Подзамче» був похоронен в 1583 в монастире Св. Онуфрия во Львове.[2] (с. 533—534, 541, 542). В 20 ст.,1910г. кварталы в границах нынешних улиц Жолковськой, Донецкой и Промышленной называли Гавриловкой(Ґабриеловкой) — название происходить от семьи Ґабриеллов, багатых мещан,которые имели тут поместья у XVII ст. Первые трамвайные маршруты имели отдельные остановки «Габриеловка» и «Подзамче»что нашло отображение на схемах трамвайних линий 1911р: [3][4][5]

Однако, с прокладкой железной дороги и строительством железнодорожной станции и вокзала Подзамче, район стали называть созвучно названию вокзалу станции, и это название закрепилось.
Здание вокзала станции Подзамче до 1914 г.

После прокладки в 1861 году железной дороги до Львова в северных районах города вдоль железной дороги стали активно строиться промышленные предприятия, что усилило приток жителей и закрепило в районах севернее Высокого Замка тенденцию расселения в них рабочих и вообще менее обеспеченных жителей. В целом до сих пор центр львовской промышленности остаётся смещённым к северу, несмотря на активное строительство промышленных предприятий в других районах в годы советской власти.

Церковь Параскевы Львов.jpg
Костел Мартина.jpg
Улица Жовковская Львов.jpg
Церковь Святой Параскевы, 1645 год Храм евангельских христиан , бывший костёл Св. Мартина, 1736 Ул. Жолковская

См. также

Примечания

  1. Подзамче (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2007. Архивировано 28 сентября 2007 года.
  2. Львовская область (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2007. Архивировано 10 мая 2007 года.
  3. Подзамче (на укр.). Дата обращения: 14 февраля 2008. Архивировано 14 апреля 2008 года.
  4. Как писал Игорь Клех: «Над сиротским, оставшимся вне стен русским княжьим городом — Подзамче, над городом Льва — Леополисом, Лембергом и над всем ландшафтом до горизонта господствовал, заняв вершину утёса, сторожевой форт — сложенный из грубых каменных блоков Высокий Замок. Тайный подземный ход связывал его с Подзамче. Посреди двора вырыт был глубокий колодец. В четыреста десятом году в его подземельях дожидались выкупа взятые в плен при Грюнвальде рыцари». Цитируется по Игорь Клех. Поминки по Каллимаху Архивная копия от 15 июля 2007 на Wayback Machine
  5. Львовские подвалы (на укр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2007. Архивировано 10 мая 2007 года.
  6. Конным трамвая (на укр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2007. Архивировано 26 сентября 2007 года.

Ссылки