Подводные лодки типа «Ожел»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Подводные лодки типа «Ожел»
Okręty podwodne typu Orzeł
Submarine Orzeł 1939 Profile.svg
Подводная лодка «Оржел» в Розайте в начале 1940 годаПодводная лодка «Оржел» в Розайте в начале 1940 года
Основные характеристики
Тип корабля подводная лодка большой дальности
Обозначение проекта тип «Оржел»
Разработчик проекта De Schelde
Скорость (надводная) 19,44 узла
Скорость (подводная) 8,9 узлов
Предельная глубина погружения 80 м
Экипаж 60 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 1110 т
Водоизмещение подводное 1650 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
84 м
Ширина корпуса наиб. 6,7 м
Силовая установка
2 двигателя высокого давления 6QD42Sulzer с мощностью 4740 л.с. (фабричные номера 480 и 481), 2 электродвигателя Brown Boveri с мощность 1100 л.с., 2 аккумулятора
Вооружение
Артиллерия 105-мм противокорабельное орудие и 40-мм зенитное орудие
Минно-торпедное
вооружение
20 торпед калибром 533 мм, 4 торпедных аппарата плюс один резервный

Подводные лодки типа «Ожел» (польск. Okręty podwodne typu Orzeł) — тип подводных лодок, построенных для ВМС Польши на голландской верфи De Schelde в Роттердаме. Созданы на основе голландских подлодок типа O16.

Описание

Конструкция подлодок разрабатывалась при участии польских военно-морских специалистов. В проекте использовались некоторые элементы конструкции голландских подлодок, в том числе и формы торпедных аппаратов. Корпус был полностью сварным, а большая часть элементов управления была гидравлической. Подлодки могли погружаться максимально на глубину до 80 метров, однако по записям в итогах испытаний они погружались на глубину до 100 м и больше[1]. Развивали скорость до 19 узлов. Изначально планировалось строить подлодки в Великобритании (скорость должна была составлять до 20 узлов), однако британские специалисты просто отказались это делать не только из-за высокой цены, но и из-за технических требований, которые они посчитали невыполнимыми[2].

Строительство

Были построены подлодки «Ожел» и «Сенп». Планировалось, по некоторым данным, построить подлодки «Куна» и «Ласица», однако эти сведения не подтверждаются чем-либо[3]. Обе построенные лодки состояли на службе в ВМС Польши: «Ожел» затонул в 1940 году (предположительно), а «Сенп» оставался в строю до 1969 года.

Примечания

  1. Orzel class for Poland (англ.). Dutch Export Submarines. Дата обращения: 25 марта 2012. Архивировано 16 сентября 2012 года.
  2. MDK 2 - Okręt Lublin. Дата обращения: 25 марта 2012. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  3. Krzysztof Rokiciński. Okręty uniwersalne. Możliwości i ograniczenia (польск.) (недоступная ссылка). Zeszyty Naukowe Akademii Marynarki Wojennej. Дата обращения: 25 марта 2012. Архивировано 16 сентября 2012 года.

Литература

  • С. Трубицин. Подводные лодки типа Ожел // Морская коллекция : журнал. — 2012. — № 01.
  • Paul E. Fontenoy: Submarines: An Illustrated History of Their Impact (Weapons and Warfare). ABC-CLIO, marzec 2007. ISBN 1851095632.
  • Jackson, Robert. Submarines of the World. Barnes and Noble Books, New York.

Ссылки