Погодин, Николай Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Фёдорович Погодин
ПогодинН.Ф.jpg
Имя при рождении Николай Фёдорович Стукалов
Псевдонимы Погодин
Место рождения станица Гундоровская,
Область войска Донского,
Российская империя
Род деятельности сценарист, драматург
Годы творчества 19201962
Направление социалистический реализм
Жанр пьеса, сценарий
Язык произведений русский
Премии
Ленинская премия — 1959 Сталинская премия — 1941 Сталинская премия — 1951
Награды
Орден Ленина Орден Ленина SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1949

Никола́й Фёдорович Пого́дин (настоящая фамилия — Стука́лов; 3 [16] ноября 1900, станица Гундоровская, Область Войска Донского, Российская империя19 сентября 1962, Москва, СССР) — русский советский сценарист и драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1951). Кавалер двух орденов Ленина (1939, 1960).

Биография

Н. Ф. Стукалов родился 3 (16) ноября 1900 года в станице Гундоровская (ныне микрорайон Гундоровский города Донецка Ростовской области). Добровольцем служил в РККА. С 1920 года работал репортёром в ростовской газете «Трудовая жизнь», в 1921—1924 жил в здании на Социалистической улице. Был разъездным корреспондентом газеты «Правда» в 1922—1932 годы. С 1925 года в Москве. В 1926 году опубликовал сборники очерков «Кумачовое утро», «Красные ростки».

В 1951—1960 годы — главный редактор журнала «Театр».

Н. Ф. Погодин умер 19 сентября 1962 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Семья

Сын Погодина Олег Стукалов (1928—1987) — драматург и киносценарист, в частности автор сценария фильма «Кремлёвские куранты» по пьесе отца. Дочь Погодина Татьяна вышла замуж за внука К. И. Чуковского Николая.

Творчество

Тематикой своих произведений Погодин всегда откликался в духе социалистического реализма на актуальные в тот или иной момент проблемы развития Советского Союза; его пьесы свидетельствуют о незаурядном драматургическом даровании писателя, но по качеству все они очень различны. <…> Погодин в 1955 написал пьесу «Сонет Петрарки» (1956), ставшую его вкладом в дело либерализации советской литературы; в ней автор требует признания человека независимым от его общественной или профессиональной функции, прав личности на неприкосновенность её духовного мира без контроля партии; показана здесь и гнусность доносительства.[1]

В 1934 году была поставлена пьеса «Аристократы», ставшая популярной.

В ней показана «перековка» уголовников на строительстве Беломорканала.

После проведения в 1936 году показательного первого Московского процесса официальная идеология от исправления заблуждавшихся граждан резко перешла к беспощадному искоренению врагов, поэтому из репертуара убрали и пьесу Погодина[2].

Варлам Шаламов указывал, что полностью ложная государственная политика «перековки» и перевоспитания блатных (блатарей) была популяризована в том числе и этой пьесой, и потому «один Костя-капитан перевоспитался, а десять тысяч блатных вышли из тюрем раньше времени и совершили двадцать тысяч убийств и сорок тысяч ограблений». Вот цена, которую заплатили за «Аристократов» и «Дневник следователя» Шейнина[3].

Спектакль «Третья патетическая», поставленный в 1958 году М. Кедровым (художник — Л. Батурин), явился новым этапом в решении ленинской темы. В пьесе, по словам Погодина, была изображена «труднейшая пора в истории советского государства: 1923—1924 годы, нэп, период сложного и напряженного положения в партии. Острая политическая обстановка в стране усугублялась тяжелой неизлечимой болезнью Ильича. Все это определяло трагедийное звучание произведения, трагический пафос драмы. Отсюда родилось и название — «патетическая»[4].

Своеобразным вкладом в «оттепельную литературу является пьеса «Сонет Петрарки» (1955). Главный герой, начальник строительства плотины Суходолов, произносит знаменательные слова:

«...классовую ненависть я считаю чувством святым и достойным. Но теперь у нас враждебных классов действительно нет. Спрашивается, кого же ненавидеть? Есть негодяи, отребье, воры… они достойны разве что презрения, а иногда и сожаления. Я ведь говорю сейчас о большой ненависти. Кого я должен ненавидеть в своей стране? Может быть, пора учиться любить…»

Пьесы

Комедии

  • «Джиоконда» (1938),
  • «Моль» (1940),
  • «Когда ломаются копья» (1953),
  • «Рыцари мыльных пузырей» (1955),
  • «Заговор Локкарта» («Вихри враждебные», 1953),
  • «Багровые облака» (1955);
  • «Сотворение мира» (1945),
  • «Минувшие годы» (1948),
  • «Мы втроём поехали на целину» (1955),
  • «Сонет Петрарки» (1957),
  • «Цветы живые» (1960),
  • «Верность» («Чёрные птицы», 1961, Театр имени Евг. Вахтангова),
  • историко-революционные пьесы, драмы.

Роман «Янтарное ожерелье» (1960).

Киносценарии

Признание и награды

Могила Погодина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Память

Издания

  • Простые анапесты о рабочем. Павловский Посад, изд. автора, 1927
  • Красные ростки. Очерки, 1926
  • Казаки. М., «Огонёк», 1926
  • Кумачовое утро. Очерки. М., 1926
  • Темп, 1931
  • Поэма о топоре, 1932
  • Аристократы // «Красная новь», 1935, № 4
  • Человек с ружьём // «Октябрь», 1937, № 12
  • Кремлевские куранты, 1941, перераб. изд.: «Театр», 1955, № 4
  • Пьесы, 1948 (содержание: Темп; Поэма…; После бала; Мой друг; Аристократы; Человек…; Сотворение мира; Минувшие годы)
  • Пьесы, 1952 (содержание: Мой друг; Аристократы; Человек…; Миссурийский вальс)
  • Сонет Петрарки // альманах «Литературная Москва», 1956, № 2
  • Третья патетическая // «Театр», 1958, № 9
  • Маленькая студентка // альманах «Современная драматургия», № 6, 1959
  • Цветы живые // «Театр», 1960, № 7
  • Янтарное ожерелье. Роман // «Юность», № 1, 1960
  • Голубая рапсодия // «Театр», 1966, № 11
  • Альберт Эйнштейн // «Театр», 1968, № 9
  • С чего начинается пьеса. Статьи, 1969
  • Трилогия: Человек с ружьем, Кремлевские куранты, Третья патетическая. М., «Художественная литература», 1969. Серия: «Библиотека произведений удостоенных Ленинской премии»
  • Собрание драматических произведений. В 5-ти тт., 1960—1961
  • Неизданное. В 2-х тт., 1969
  • Собрание сочинений. В 4-х тт., 1972—1973

Примечания

  1. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 322.
  2. Илья Венявкин. Погодин. «Аристократы» // Курс № 24. Русская литература XX века. Сезон 3 // Arzamas.
  3. В. Шаламов. «Сучья» война Архивная копия от 25 марта 2017 на Wayback Machine // Очерки преступного мира. 1959 [опубл. в 1989].
  4. МХАТ к 75 летию часть 3 (МХАТ и советская драматургия) [1] Архивная копия от 29 июля 2017 на Wayback Machine.
  5. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  6. Вл. Пименов, «Всегда молодой», Огонёк №  17 апрель 1959, стр. 14.. Дата обращения: 16 июля 2018. Архивировано 17 июля 2018 года.
  7. НИКОЛАИ ПОГОДИН - ЖУРНАЛИСТ, ДРАМАТУРГ И КРИТИК. Дата обращения: 26 ноября 2018. Архивировано 26 ноября 2018 года.

Литература

  • Погодин Н. Ф. Собрание драматических произведений в пяти томах. М., Искусство, 1960—1961.
  • Погодин Н. Ф. Собр. соч., т. 1—4, М., 1972—73.
  • Погодин Н. Ф. Театр и жизнь, М., 1953.
  • Погодин Н. Ф. Искать, мыслить, открывать, М., 1966.
  • Погодин Н. Ф. Неизданное, т. 1—2, М., 1969.
  • Погодин Н. Ф. Автобиографическая заметка // Советские писатели, т. 2, М., 1959.
  • Юзовский Ю. Вопросы социалистической драматургии. М., 1934.
  • Гурвич А. Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон. М., 1936.
  • Гурвич А. В поисках героя. Л.—М., 1938.
  • Зайцев И., Николай Федорович Погодин, М.—Л., 1958.
  • Быкова Ф. М. Драматургическая трилогия Н. Погодина о Ленине. Л.-М., 1960.
  • Рудницкий К. Портреты драматургов. М., 1961.
  • Попов А. Д. Воспоминания и размышления о театре, М., 1963.
  • Явчуновский Я. И. Театр Николая Погодина. Проблемы характера. Саратов, 1964.
  • Анастасьев А., Трилогия Погодина о Ленине на сцене. М., 1964.
  • Караганов А., Огни Смольного, М., 1966.
  • Холодов Е., Пьесы и годы. Драматургия Н. Погодина, М., 1967.
  • Слово о Погодине. Воспоминания, М., 1968.
  • Потапов Н., Живее всех живых. Образ В. И. Ленина в советской драматургии, М., 1969.

Ссылки