Поворотный пункт (фильм, 1977)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поворотный пункт
The Turning Point
Жанр драма/мелодрама
Режиссёр Герберт Росс
Продюсер Нора Кэй, Артур Лорентс, Херберт Росс
Автор
сценария
Артур Лорентс
В главных
ролях
Энн Бэнкрофт
Ширли Маклейн
Михаил Барышников
Лесли Браун
Том Скерритт
Марта Скотт
Оператор Роберт Сёртис
Композитор звучит музыка Адольфа Адана, Фредерика Шопена и др.
Хореограф Мариус Петипа, Джордж Баланчин, Алвин Эйли и др.
Кинокомпания 20th Century Fox
Длительность 118 мин.
Страна  США
Год 1977

«Поворо́тный пункт» (англ. The Turning Point — поворотный момент, точка невозврата) — американский художественный фильм об артистах балета с Энн Бэнкрофт и Ширли Маклейн в главных ролях, дебют в кино танцовщика Михаила Барышникова. Фильм получил наибольшее количество номинаций на премию «Оскар» (11) среди тех фильмов, которые в итоге не были удостоены ни одной награды (делит этот рекорд с фильмом «Цветы лиловые полей»).

Аннотация

Две подруги, вместе когда-то начинавшие в балете, встречаются спустя много лет. Эмма Джеклин стала звездой, а Диди Роджерс — домохозяйкой и учительницей танцев, чья дочь теперь в свою очередь начинает балетную карьеру.

В ролях

Актёр Роль
Энн Бэнкрофт Эмма Джеклин Эмма Джеклин
Ширли Маклейн Диди Роджерс Диди Роджерс
Михаил Барышников Юрий Копейкин Юрий Копейкин
Лесли Браун Эмилия Эмилия
Том Скерритт Уэйн Уэйн
Марта Скотт Аделаида Аделаида
Джеймс Митчелл[en] Майкл Кук Майкл Кук
Антуанетт Сибли Севилла Хаслам Севилла Хаслам
Александра Данилова Мадам Дахарова Мадам Дахарова
Маршалл Томпсон Картер Картер

В балетных сценах фильма снимались Фернандо Бухонес[en], Люсетт Альдус[en], Сьюзен Фаррелл, Марсия Хайде, Питер Мартинс[en], Марианна Черкасская, Александр Минц и другие артисты Американского театра балета.

В фильме использовалась фрагменты спектаклей из репертуара Американского театра балета. Также специально для фильма хореографию делали балетмейстеры Джордж Баланчин и Алвин Эйли.

Прототипом директора труппы Майкла Кука (Джеймс Митчелл[en]) стал балетмейстер Джером Роббинс. Исполнительница роли Эмилии Лесли Браун — крестница балерины Норы Кей[en], жены режиссёра Герберта Росса. Свою дебютную роль в картине она получила благодаря тому, что от неё отказалась прима-балерина Гелси Керкланд[en]. Основой для сценария была история двух балерин — жены Росса Норы Кей[en] и её подруги Изабель Мирроу-Браун[en], дочь которой только начинает свою балетную карьеру — таким образом, Лесли сыграла роль, прототипом которой была она сама.

Для Михаила Барышникова это также была первая роль в художественном кино. В одной из сцен фильма поёт под гитару фрагмент песни своего друга Владимира Высоцкого «Если я богат как царь морской…» («Дом хрустальный»)[1]. И Браун, и Барышников были номинированы на премии «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую роль второго плана.

Награды и номинации

Премия Категория Номинант Результат
«Оскар» Лучший фильм Герберт Росс, Артур Лорентс Номинация
Лучший режиссёр Герберт Росс Номинация
Лучшая женская роль Энн Бэнкрофт Номинация
Ширли Маклейн Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Михаил Барышников Номинация
Лучшая женская роль второго плана Лесли Браун Номинация
Лучший оригинальный сценарий Артур Лорентс Номинация
Лучшая операторская работа Роберт Сёртис Номинация
Лучший монтаж Уильям Рейнольдс Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Альберт Бреннер, Марвин Марч Номинация
Лучший звук Теодор Содерберг, Пол Уэллс, Дуглас О. Уильямс, Джерри Джост Номинация
«Золотой глобус» Лучший фильм — драма Победа
Лучший режиссёр Герберт Росс Победа
Лучшая женская роль — драма Энн Бэнкрофт Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Михаил Барышников Номинация
Лучшая женская роль второго плана Лесли Браун Номинация
Лучший сценарий Артур Лорентс Номинация
BAFTA Лучшая женская роль Энн Бэнкрофт Номинация
Национальный совет кинокритиков США Лучший фильм Победа
Лучшая женская роль Энн Бэнкрофт Победа
Лучшая мужская роль второго плана Том Скерритт Победа
Премия Гильдии режиссёров США Лучший режиссёр Герберт Росс Номинация
Премия Гильдии сценаристов США Лучшая оригинальная драма Артур Лорентс Победа

Примечания

  1. Цыбульский М. Высоцкий в США. — В Интернете статья опубликована впервые 18.07.2003 (дополнена 24.09.2012), первоначальный вариант — в газете «Контакт», Лос-Анджелес, 24.01.1997, стр. 10.