Поворотный круг (театр)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Поворотный круг — часть планшета, выполненная в форме круга, вращающегося вокруг центральной оси. Сценический круг предназначен для перемещения по окружности декораций и исполнителей. Он позволяет производить быструю смену объемных декораций, дает возможность развертывать действие в изменяющемся пространстве, осуществлять приемы кинематографической панорамы, крупного плана, построение динамических мизансцен. Это сильное средство усиления эмоционального воздействия на зрителя.

По конструкции круги разделяются на три типа — врезные дисковые, барабанные и накладные. Врезной дисковый круг — это плоский диск, врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга точно совпадает с уровнем настила всей сцены. Вращающийся диск снабжается съемными щитами для образования люков. Барабанный круг представляет собой двух- или трехэтажную конструкцию, верхний этаж которой находится на одном уровне с планшетом сцены. В плоскость круга вписываются отдельные площадки, поднимаемые и опускаемые при помощи электропривода или гидравлики. Подъем и спуск площадок может производиться одновременно с вращением круга. Сочетание вертикального и вращательного движения значительно повышает художественные возможности поворотной сцены. Наряду с этими стационарными устройствами большое распространение получили накладные круги. Само их название говорит о том, что это временные сооружения, накладываемые поверх основного планшета. Несложные конструкции разборных кругов легко монтируются на планшете во время установки декораций и убираются по окончании спектакля. Они не связаны законом соотношения диаметра к ширине портала и могут быть использованы на сценах любых размеров. Количество накладных кругов, применяемых в одном спектакле, в принципе, неограниченно. Известны случаи использования трех, четырех и даже пяти вращающихся дисков. Их местоположение не зафиксировано раз и навсегда, как у врезного или барабанного круга, а может меняться в зависимости от желания художника и режиссёра. В этом большое преимущество системы временных, переносных конструкций поворотных кругов.

Однако данная система имеет свои недостатки. В накладных кругах довольно затруднительно, а подчас и совсем невозможно применение не только подъемно-опускных площадок, но и простых люков-провалов. Кроме этого, уровень настила круга всегда выше уровня основного планшета сцены. Следовательно, чтобы уничтожить перепад высот между кругом и сценой, нужны специальные станки-выстилки, как бы приподнимающие неподвижные части сцены в пределах игровой площадки. Строительство этих дополнительных станков зачастую приводит к значительным материальным и трудовым затратам.

Поворотный круг изобретён в Японии драматургом Намики Сёдзо в 1758 году для театра Кабуки[1], а в 30-х годах XIX в. там же появилось устройство для двойного вращения сцены[2], что создавало широкие возможности для сценического воплощения пьес. В 1896 году поворотный круг был впервые применён на европейской сцене, с его помощью в «Резиденц-театре» (г. Мюнхен) была поставлена опера «Дон Жуан». Поворотный круг мюнхенского театра представлял собой накладной деревянный 16-метровый круг из 16 отдельных сегментов, вращавшийся непосредственно по планшету сцены. Однако подобная конструкция предполагала и сегментарную установку декораций, что делало невозможным использование глубокой перспективы. Добиться эффекта глубокой перспективы на круге удалось К. С. Станиславскому и М. Рейнхардту за счёт установки декораций не на отдельных сегментах, а на круге в целом[3]. В постановках Станиславского поворотный круг вообще играл достаточно важную роль. Например, в описании постановки оперы «Севильский цирюльник», осуществлённой в Оперном театре им. Станиславского в 1933 году, отмечено, что «круг определил ритм, „подтолкнул“ и ускорил действие, завертел его в такт фиоритурам и пассажам Россини. Круг определил строй сценического существования артистов, обусловил воздушность их перемещений, быстроту реакций, легкость принятия решений, готовность к моментальному переходу из обороны в наступление — и из наступления в оборону. Круг сделал подвижным и „музыкопроницаемым“ традиционный сценический павильон, подробно обставленный Станиславским»[4]. Более того, некоторые литературоведы одной из причин сравнительно неудачных попыток обращения Станиславского к шекспировскому репертуару считают отсутствие во времена Шекспира поворотного круга[5]. В наше время поворотный круг является необходимой принадлежностью сцены драматического театра, кроме того, иногда он применяется и в оперно-балетных театрах в виде сборно-разборной установки[3].

Примечания

  1. Поворотный круг // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Редько Т. И. Драматургия и театр: Японская литература первой половины XIX в. // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — Т. 6. — 1989. — С. 627—629. Дата обращения: 17 февраля 2014. Архивировано 23 февраля 2014 года.
  3. 3,0 3,1 Статья в Театральной энциклопедии. Дата обращения: 17 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  4. Анна Смирина, Театральная жизнь, 6 июня 2007. Дата обращения: 17 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  5. Статья о Станиславском в энциклопедии «Мир Шекспира». Дата обращения: 17 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.

Литература

  • В. М. Виноградов, В. Д. Красильников. Современное театральное здание. — 1986.