Плетнёв, Пётр Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Плетнев, Петр Александрович»)
Пётр Алекса́ндрович Плетнёв
Пётр Александрович Плетнёв.jpg
Место рождения Теблеши, Бежецкий уезд, Тверская губерния
Род деятельности поэт, литературный критик
Жанр стихотворение, поэма, лирическая драма
Язык произведений русский

Пётр Алекса́ндрович Плетнёв (01 [12] сентября 1791, Тверская губерния — 29 декабря 1865 [10 января 1866], Париж) — русский литератор, поэт и критик пушкинской эпохи; профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета.

Биография

Происходил из семьи духовного звания. Родился 10 (21) августа 1792 года, по его собственному свидетельству — в Твери; по показанию же его биографов — в Теблеши, в Бежецком уезде Тверской губернии.

Образование получил в тверской семинарии (1811) и в Главном Педагогическом институте (1814). Работал учителем словесности в женских институтах, кадетских корпусах и в Санкт-Петербургском Благородном пансионе. По рекомендации В. А. Жуковского, с 1828 года Плетнёв преподавал литературу наследнику престола Александру II и великим княжнам[1]. В 1832 году занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 года состоял ректором.

Плетнёв принадлежал также к составу второго отделения академии наук со времени его образования в 1841 году; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и другим особам царского дома. Очень рано Плетнёв близко сошёлся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнёв был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь; всем им Плетнёв служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили.

Творчество

В «Книге Тверской епархии Бежецкого уезда села Теблеши церкви Рождества Христова… 1791 года», хранящейся в Тверском областном архиве, есть запись: «В сентябре. 1-е. Села Теблеши у диакона Александра Петрова жена Агрипина Никитина родила сына Петра, которой крещён 8-го числа. Восприемником был Бежецкого уезда сельца Носилова господин Михайло Александров сын Чаплин»[2].

Плетнёв, Пётр Александрович. Гравюра Иоганна Эйзенгардта[3].

Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в «Соревнователе просвещения и благотворения», «Трудах Вольного общества любителей российской словесности», «Северных цветах» и других журналах и альманахах и которые при гладкости стиха местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнёв вскоре перешёл к литературной критике, став выразителем теоретических воззрений пушкинского кружка.

П. А. Плетнёв. Гравюра 1870 г.
Герб Плетнёва (1840 г.) внесён в Часть 11 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 137

Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова («Соревнователь», 1822), Плетнёв доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врождённый талант должен потратить массу труда чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию, изящество, красоту.

Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма с его стремлением путём риторики и пиитики искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачею которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга Плетнёва заключалась в том, что уже в начале 1820-х годов, ещё ранее критических очерков не только Веневитинова, Киреевского, Надеждина, но и Полевого, он ввёл характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся ещё в 1822 году оценки Жуковского и Батюшкова.

Плетнёв уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать, наконец, на народную почву. В статье по поводу идиллии Гнедича «Рыбаки» (1822) он делит поэзию на «всеобщую», или «неопределенную», и «народную» и отдаёт предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе Плетнёв в 1833 году посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х годов Плетнёв составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, о её связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости «красок и жизни», без которых литература стала бы «сухим изложением отвлечённостей».

Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, Плетнёв не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, Плетнёв всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и вообще признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя с его сильными и слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок «Мёртвых душ» («Современник», 1842).

Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило Плетнёву с восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840-х годов — Тургенева, Достоевского, Писемского, Островского, Плещеева, Аполлона Майкова, Полонского, Белинского.

В течение семи лет (с конца 1824 года) с бароном Дельвигом, а с 1832 года — с Пушкиным, Плетнёв разделял труды по редактированию «Северных цветов», а в 1838—1846 гг. был преемником Пушкина по редактированию «Современника»; журнал в руках Плетнёва мало принимал участия в новом литературном движении.

«Сочинения и переписка» Плетнёва изданы Я. Гротом в трёх томах (СПб., 1885)[4]. Много материалов для характеристики Плетнёва в «Переписке Я. К. Грота с П. А. Плетнёвым» (СПб., 1896).

Семья

Первая жена - Степанида Александровна Раевская (1795-1839). В браке родилась дочь Ольга Петровна (1830-1852), с 1851 - жена А.Б.Лакиера. Плетнев называл ее "секретарем своим и другом".

Вторая жена (с 1849 г.) - Плетнева Александра Васильевна, урожденная княжна Щетинина (1826-1901). Дети:

Александр Петрович (1852-1911), с 1880 года женат на Леониде Аполлоновне Скальковской (1860—?), дочери действительного статского советника Аполлона Александровича Скальковского[5].

Алексей Петрович (1854-1934) - поэт, журналист, критик, оставил воспоминания об отце (1910).

Адреса в Санкт-Петербурге[6]

Примечания

  1. Родился поэт и критик Пётр Александрович Плетнёв. Дата обращения: 6 сентября 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  2. Литературная карта Тверского края (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 апреля 2009. Архивировано 9 июля 2010 года.
  3. Эйзенгардт, Иоганн Архивная копия от 19 февраля 2022 на Wayback Machine / ЭСБЕ
  4. Плётнев П. А. Сочинения и переписка. Т.1 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine, Т.3 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine, Т.3. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine — СПб., 1885.
  5. Венчание 5 ноября 1880 года в церкви Апп. Петра и Павла при Санкт-Петербургском университете; поручители по женихе: действительный тайный советник Александр Петрович Озеров и надворный советник Михаил Дмитриевич Умнов, а по невесте: присяжный поверенный округа С.-Петербургской судебной палаты Николай Иванович Измайлов и майор, адъютант графа Лорис-Меликова Николай Михайлович Литвинов (ЦГИА СПб. Ф. 19.— Оп.125.— Д. 338.— Л. 11).
  6. По книге: Шубин В. Ф. Поэты пушкинского Петербурга. — Л.: Лениздат, 1985.
  7. Дом А. М. Сухаревой — Особняк Л. Г. Салтыкова — Особняк А. Г. Матушевич. Дата обращения: 5 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  8. Дом Н. А. Строганова — Здание Волжско-Камского банка. Дата обращения: 5 ноября 2017. Архивировано 1 сентября 2011 года.
  9. «С 1841 по 1861 годы Плетнёв продолжал свои литературные вечера по новому месту жительства (Университетская набережная, 9). Эти вечера были олицетворением живой связи нового литературного поколения с пушкинским, уходившим в прошлое. У Плетнёва бывали П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь (когда он бывал в Петербурге), романист И. И. Лажечников, поэт И. П. Мя́тлев, В. И. Даль, И. И. Панаев, В. Г. Белинский. С середины 1840-х гг. у Плетнёва стали появляться Ф. И. Тютчев, а несколько раньше он приобщил к своему кругу питомцев университета, молодых поэтов Аполлона Майкова и Алексея Плещеева. В 1863 г. Плетнёв из-за болезни уехал с семьей в Париж, где в конце 1865 г., в возрасте 73 лет скончался. Гроб с телом был доставлен в Петербург. Погребён Плетнёв в Александро-Невской Лавре: Тихвинское кладбище — Некрополь мастеров искусств» — Шубин В. Ф. Поэты пушкинского Петербурга. Л., 1985.
  10. СПбГУ. Комплекс зданий на Стрелке ВО. Ректорский флигель. Дата обращения: 5 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.

Литература

Ссылки