Плагальный оборот

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Плага́льный оборот (позднелат. plagalis, от греч. πλἀγιος — боковой, косвенный) — гармонический оборот из двух созвучий, в котором нижний голос совершает ход от основного тона первого созвучия к основному тону второго созвучия на кварту вниз или на квинту вверх. В мажорно-минорной тональности классического типа плагальный оборот состоит из последовательности субдоминантового трезвучия и тонического трезвучия.

Краткая характеристика

Пример 1. К. Джезуальдо. Miserere (транскрипция Г. Уоткинса; в оригинале тактовых черт нет). Плагальный оборот подсвечен жёлтым цветом

Плагальный оборот — один из наиболее типичных гармонических оборотов в звуковысотной системе, известной как мажорно-минорная тональность. В музыкальной форме (конструкции) плагальный оборот располагается как правило на месте каденции. По этой причине в музыковедческих трудах (отечественных и зарубежных) термины «плагальный оборот» и «плагальная каденция» зачастую употребляются как синонимы[1].

Пример 2. Гармонический оборот слева в тональности a-moll интерпретируется как автентический, гармонический оборот справа в тональности E-dur — как последовательность тоники и минорной субдоминанты

В тактовой акцентной метрике, которая лежит в основе мажорно-минорной тональности классико-романтической эпохи, аккорд субдоминантовой группы обычно располагается на слабом времени такта, а аккорд тонической группы — на сильном[2]. Перемена метрического акцента, а также ритмического оформления длительностей в одном и том же гармоническом обороте влияет на его ладофункциональную трактовку (см. нотный пример 2 и статью Автентический оборот).

Рецепция

Пример 3. Плагальность в песне Битлз 'She's leaving home' (редукция). Лад целого — ми-мажор с модализмами; специфику гармонии в начале пьесы составляют три плагальных оборота: E-h, h-fis, fis-cis

Неоднократное и маркированное употребление плагальных оборотов (плагальных каденций) в музыке того или иного стиля, того или иного конкретного композитора музыковеды называют «плагальностью»[3]. Например, они говорят о плагальности гармонии Глинки[4] и гармонии С.С. Прокофьева[5], о плагальности русской народной песни[6] и т.д. Плагальность также свойственна многим произведениям неакадемической музыки, например, песням «Битлз»[7] (см. нотный пример 3).

Примечания

  1. Такое синонимическое употребление не совсем верно, поскольку плагальный оборот может встретиться где угодно, необязательно в каденции. Некаденционное использование плагального оборота, в частности, отмечается в старомодальной гармонии — системе, в которой написаны тысячи музыкальных произведений доклассической эпохи.
  2. В мензуральной музыке доклассической эпохи, где не было такта, ритмический акцент аккорда (конкорда) определяется динамическим словесным ударением (см. нотный пример 1) и/или местоположением созвучий в тактусе.
  3. Протопопов В.В., Холопов Ю.Н. Плагальная каденция // Музыкальная энциклопедия. Т.4. М., 1978, стлб. 301-302. Термин «автентичность» (в сходном значении, для автентических оборотов) почти не используется.
  4. Берков В.О. Гармония Глинки. М.-Л., 1948.
  5. Протопопов В.В., Холопов Ю.Н. op.cit., стлб. 302
  6. Трамбицкий В.Н. Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии // Вопросы музыкознания. Вып.2. М., 1955.
  7. Pedler D. The songwriting secrets of The Beatles. London: Omnibus, 2003

Литература

  • Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 1965; с. 22-24 (так называемый бригадный учебник; репринт 4-го издания 1955 г.)
  • Протопопов В.В., Холопов Ю.Н. Плагальная каденция // Музыкальная энциклопедия. Т.4. М., 1978, стлб. 301-302.

Ссылки