Академик Ломоносов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Академик Ломоносов
Отправка ПАТЭС «Академик Ломоносов» в Певек из Мурманска (август 2019 года), рядом ледокол «50 лет Победы»Отправка ПАТЭС «Академик Ломоносов» в Певек из Мурманска (август 2019 года), рядом ледокол «50 лет Победы»
Страна  Россия
Местоположение Чукотский АО, г. Певек
Год начала строительства 2007
Ввод в эксплуатацию 19.12.2019
Эксплуатирующая организация Росэнергоатом
Основные характеристики
Электрическая мощность, МВт 70
Характеристики оборудования
Количество энергоблоков 1
Тип реакторов КЛТ-40С
Эксплуатируемых реакторов 2
Прочая информация
Сайт Плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС)
На карте
Академик Ломоносов (Чукотский автономный округ)
Красная точка
Академик Ломоносов
69°42′36″ с. ш. 170°18′18″ в. д.HGЯO
Макет ПАТЭС «Академик Ломоносов» (на заднем плане)

«Академик Ломоносов» — российская плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870, находящаяся в порту города Певека (Чаунский район, Чукотского автономного округа). Самая северная АЭС в мире. ПАТЭС состоит из плавучего энергетического блока (ПЭБ), береговой площадки с сооружениями, обеспечивающими выдачу электрической и тепловой энергии потребителям, а также гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку ПЭБ в акватории.

Проект реализовывался с 2007 года. Cдана в промышленную эксплуатацию 22 мая 2020 года[1].

Описание станции

Плавучий энергоблок

Плавучая атомная теплоэлектростанция предназначена для получения электрической и тепловой энергии. Также ПАТЭС может быть использована для опреснения морской воды (оценочно от 40 до 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки)[2].

Плавучий энергетический блок предназначен для работы в составе атомной теплоэлектростанции малой мощности и обеспечивает в номинальном режиме выдачу в береговые сети 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. Электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть без потребления берегом тепловой энергии, составляет около 70 МВт. В режиме выдачи максимальной тепловой мощности около 145 Гкал/ч электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть, составляет порядка 30 МВт. ПЭБ сможет обеспечивать электроэнергией населенный пункт с численностью населения около 100 000 человек[3].

Плавучий энергоблок представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойным дном и двойными бортами, с развитой надстройкой, предназначенной в носовой и средней частях для размещения энергетического оборудования, а в кормовой части — жилого блока. В состав энергетической установки ПЭБ входят две реакторные установки КЛТ-40С разработки ОКБМ им. Африкантова, две паротурбинные установки производства ОАО Калужский турбинный завод (ОАО «КТЗ»), вспомогательные системы и оборудование.

Основные характеристики ПЭБ:

  • длина по КВЛ 140,0 м;
  • длина наибольшая 144,2 м;
  • ширина наибольшая 30,0 м;
  • высота борта до ВП 10,0 м;
  • осадка по КВЛ 5,5 м;
  • водоизмещение ок. 21560 т.

Назначенный срок службы ПЭБ составляет 35-40 лет с ежегодным техническим обслуживанием и текущим ремонтом отдельного оборудования, которые выполняются без вывода ПЭБ из эксплуатации, и заводским (средним) ремонтом через 10-12 лет эксплуатации.

На ПЭБ предусматривается размещение обслуживающего персонала в количестве около 70 человек. Для этого предусмотрены жилые каюты, столовая, салон отдыха, библиотека, спортивный комплекс (спортивный зал, тренажерный зал, бассейн, сауна, баня), магазин, прачечная и др. Для приготовления пищи и хранения продуктов предусмотрены камбузный и провизионный блоки. Для оказания первой медицинской помощи предусмотрена амбулатория.

Оптимизированный проект

Росатом разработал проект оптимизированного плавучего атомного энергоблока (ОПЭБ)[3]. Вместо использования реакторной установки КЛТ-40С на ОПЭБ предполагается использовать две модернизированные реакторные установки РИТМ-200. Это позволит увеличить мощность плавучей АЭС до 100 МВт, а срок использования одной загрузки ядерным топливом до 10 лет.

Береговая инфраструктура

Береговые сооружения ПАТЭС, предназначенные для приёма и распределения выдаваемой с ПЭБ электроэнергии и горячей воды (для отопления города) расположены в Певеке. Для защиты ПЭБ в период эксплуатации от морского волнения и навала дрейфующих льдов предусмотрен защитный мол-причал, который представляет собой преграду сплошного типа с пропускными отверстиями для обеспечения нормальных для эксплуатации ПЭБ гидротермических параметров акватории.

Стоимость проекта

Изначально полная стоимость строительства ПАТЭС оценивалась в 9,1 млрд рублей. В процессе строительства стоимость станции многократно возросла и по состоянию на 2015 год оценивалась уже в 37,3 млрд рублей с учетом береговой инфраструктуры — из этой суммы на неё потрачено около 7 млрд рублей[4].

История проектирования, строительства и эксплуатации

Проектирование

Проектирование АЭС малой мощности началось в СССР в 1970-х годах. Активное участие в разработке этих проектов принимало ОКБМ в городе Горьком (ныне АО «ОКБМ им. Африкантова»). На основе опыта создания и эксплуатации судовых и корабельных реакторов в ОКБМ разрабатывался ряд проектов реакторных установок для автономных атомных энергоисточников малой мощности в диапазоне от 6 до 100 МВт. Наиболее готовые к реализации проекты малой мощности АБВ-6Э и КЛТ-40С предполагали размещение атомной энергетической установки на суше и на несамоходных плавучих средствах.

Хроника строительства

  • 19 мая 2006 г. победителем тендера на строительство ПЭБ объявлено предприятие АО «ПО „Севмаш“» (город Северодвинск Архангельской области).
  • 15 апреля 2007 г. на «Севмаше» заложен плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». Сроком окончания строительства назывался 2010 год.
  • в августе 2008 г. из-за неоднократного переноса сроков строительства принято решение о передаче работ на АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербург.
  • В мае 2009 г. на АО «Балтийский завод» доставлен первый из двух реакторов КЛТ-40с. Второй реактор доставлен в августе 2009 года.
  • 30 июня 2010 г.: спуск на воду ПЭБ, начало достройки на плаву.
  • 15 сентября 2011 г. проект размещения ПАТЭС в Певеке получил положительное заключение государственной экологической экспертизы[5].
  • 27 сентября и 1 октября 2013 г. 220-тонные парогенерирующие блоки, изготовленные по проекту АО «ОКБМ им. Африкантова» были транспортированы из эллинга цеха № 6 Балтийского завода к достроечной набережной, где их погрузили в отсеки ПЭБ.
  • 4 октября 2016 г. началось строительство береговой инфраструктуры ПАТЭС[6]
  • с 28 апреля по 19 мая 2018 г. ПЭБ «Академик Ломоносов» был отбуксирован к месту проведения комплексных испытаний на базу ФГУП «Атомфлот» в Мурманск[7][8].
  • 24 июля 2018 г. начало загрузки ядерного топлива.
  • 2 ноября 2018 г. произведён физический пуск реактора № 1; 20 ноября произведён физический пуск реактора № 2.
  • 31 марта 2019 г. первая и вторая реакторные установки выведены на 100 % мощность[9].
  • 24 апреля 2019 г. завершились комплексные испытания ядерной энергетической установки[9].
  • 26 июня 2019 г. Ростехнадзор дал разрешение на эксплуатацию ПЭБ до 2029 года[10][11].
  • 23 августа 2019 г. была начата буксировка ПЭБ «Академик Ломоносов» по Северному морскому пути из Мурманска до Певека (расстояние 5000 км). Операция проводилась двумя буксирами и ледоколом «Диксон».
  • 9 сентября 2019 г. ПЭБ досрочно (прибытие ожидалось во второй половине сентября) прибыл в Певек[12][13]. 15 сентября плавучий энергоблок взят под охрану сотрудниками Росгвардии[14].

Хроника эксплуатации

  • 19 декабря 2019 г. теплоэлектростанция выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского автономного округа и символично зажгла городскую ёлку[15][16].
  • 22 мая 2020 года плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» введена в промышленную эксплуатацию[17]. 30 июня тепло от плавучей АЭС впервые подано в городскую тепловую сеть города Певека[18].
  • в ноябре 2023 года началась перегрузка ядерного топлива, доставленного в Певек по Северному морскому пути. Производителем ядерного топлива для ПАТЭС «Академик Ломоносов» является предприятие Росатома «Машиностроительный завод»[19].

Подготовка персонала

В 2007 году между ректоратом Нижегородского государственного технического университета и Федеральным агентством по атомной энергетике достигнута договорённость, что техуниверситет станет базовым ВУЗом по подготовке специалистов по разработке и эксплуатации плавучих АЭС[20].

Подготовка персонала для ПАТЭС ведётся в учебно-тренировочном подразделении ПАТЭС на базе Санкт-Петербургского филиала АНО ДПО «Техническая академия Росатома».

Безопасность

Станция разработана с большим запасом прочности для противодействия внешним угрозам. По словам руководителя дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций «Росэнергоатома» Виталия Трутнева безопасность была главным приоритетом при сооружении ПАТЭС, поэтому набор мощности реакторной установки происходил поэтапно, с проведением необходимых испытаний оборудования станции для её дальнейшей безопасной эксплуатации[21].

Перспективы

Изначально при разработке проекта ПАТЭС рассматривались варианты размещения станции в Северодвинске Архангельской области и Вилючинске на Камчатке.

Ранее, в 2015 году, представители Росатома говорили, что намерены построить не менее семи плавучих АЭС[22]. Госкорпорация уже работает над вторым поколением плавучих атомных станций. Она планирует оптимизировать плавучий энергоблок, сделав его меньше и мощнее. Предполагается, что он будет оснащен двумя реакторами типа РИТМ-200M общей мощностью 100 МВт. Также «Росатом» планирует экспортировать технологию и ведёт переговоры с потенциальными покупателями из Латинской Америки, Африки и Азии[21].

30 августа 2022 года в Китае состоялась закладка корпуса первого атомного плавучего энергоблока (ПЭБ) в арктическом исполнении на базе реакторных установок РИТМ-200. Корпуса первых двух энергоблоков из четырёх запланированных к производству будут изготовлены в Китае в связи с загруженностью отечественных верфей. Достройка и установка энергетического оборудования будут производиться на отечественной верфи. По плану корпус будет доставлен в Россию до конца 2023 года.

Длина корпуса — 140 м, ширина — 30 м, вес корпуса без оборудования — 9549 тонн, с оборудованием — 19088 тонн. На энергоблоке будут установлены два реактора РИТМ-200С с установленной суммарной электрической мощностью 106 МВт. Реакторы являются модульными, то есть сам реактор, парогенераторы и циркуляционные насосы выполнены в одном корпусе, полностью изготавливаемом на заводе. Параллельно со строительством корпуса идёт изготовление оборудования ядерной энергетической установки. Заготовки корпуса реактора отливаются под Петербургом на «АЭМ-Спецсталь», мехобработка и финальная сборка корпуса производятся на подмосковном заводе «ЗиО-Подольск».[23]

Критика проекта

Станция критикуется за крайне высокую стоимость, что вызывает сомнения в её окупаемости. Еще на старте проекта в 2007 году министр экономического развития и торговли Герман Греф отметил:[24]

Стоимость одного киловатта установленной мощности плавучей атомной станции (ПАТЭС) — $7200. Это никогда не окупится. Это в семь раз выше, чем в теплогенерации.

За время продолжительного (12 лет) строительства ПАТЭС её стоимость значительно увеличилась по сравнению с оценками 2007 года.

Технологический цикл ПАТЭС подразумевает 12-летнюю кампанию, после чего плавучий энергоблок необходимо отбуксировать на специализированное предприятие для среднего ремонта и перегрузки ядерного топлива, на что отводится год. В результате ПАТЭС не может быть единственным источником энергоснабжения и требует строительства резервного энергоисточника, обеспечивающего снабжение потребителей электроэнергией и теплом в то время, когда ПАТЭС проходит ремонт и перезагрузку топлива. Для резервирования ПАТЭС в Певеке запланировано строительство новой ТЭЦ мощностью 48 МВт, ориентировочной стоимостью 18,9 млрд рублей[25].

Из-за территориальной удалённости Певека от Билибино, ПАТЭС не сможет в полной мере заместить выводимую из эксплуатации Билибинскую АЭС (в первую очередь, в части теплоснабжения Билибино). В связи с этим в Билибино запланировано строительство резервной дизельной электростанции мощностью 24 МВт и водогрейной котельной, работающей на дизельном топливе, общей стоимостью 13,1 млрд рублей. Кроме того, для выдачи мощности ПАТЭС в район Билибино необходимо строительство линий электропередачи стоимостью 30,2 млрд рублей[26].

Реакторы

Реактор Тип реакторов Тепловая
мощность
Электрическая
мощность
Начало
строительства
Физический
пуск
Подключение к сети Ввод в эксплуатацию Закрытие
Чистая Брутто
Академик Ломоносов-1[27] КЛТ-40С (водо-водяной с водой под давлением) 150 МВт 32 МВт 38 МВт 15.04.2007 02.11.2018 19.12.2019 22.05.2020[1]
Академик Ломоносов-2[28] КЛТ-40С (водо-водяной с водой под давлением) 150 МВт 32 МВт 38 МВт 15.04.2007 20.11.2018 19.12.2019 22.05.2020[1]

Участники проекта

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Россия ввела в промышленную эксплуатацию первую в мире плавучую АЭС. Дата обращения: 22 мая 2020. Архивировано 29 мая 2020 года.
  2. Нет источников энергии? Новая АЭС плывёт к вам. Дата обращения: 8 сентября 2010. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  3. 3,0 3,1 Первый в мире энергоблок плавучей АЭС отправляется из Мурманска на Чукотку. ПРАЙМ (23 августа 2019). Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано 22 августа 2019 года.
  4. А ледоколы подождут.... Российская газета. Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 22 февраля 2019 года.
  5. Информация об объектах государственной экологической экспертизы (по состоянию на 19.09.2011) : эл. док. форм. Microsoft Word. — Росприроднадзор. — С. 45. — 45 с.
  6. В самом северном городе России — Певеке началось сооружение береговой инфраструктуры для первой в мире плавучей АЭС. Росатом (4 октября 2016). Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 3 июля 2019 года.
  7. Плавучий атомный энергоблок для Чукотки пришвартовался в Мурманске. ТАСС (19 мая 2018). Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 3 июля 2019 года.
  8. Росэнергоатом: плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» прибыл для загрузки ядерным топливом в Мурманск. Росатом (19 мая 2018). Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 3 июля 2019 года.
  9. 9,0 9,1 Росэнергоатом: плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» готов к началу эксплуатации (недоступная ссылка). Росатом (24 апреля 2019). Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 24 апреля 2019 года.
  10. В России разрешили эксплуатацию первой плавучей АЭС. РБК (27 июня 2019). Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 29 июня 2019 года.
  11. Уникальный атомный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» получил лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию (недоступная ссылка). Росэнергоатом (27 июня 2019). Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 1 июля 2019 года.
  12. Ведомости. Первая в мире плавучая атомная ТЭС отправляется на Чукотку. www.vedomosti.ru (22 августа 2019). Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано 23 августа 2019 года.
  13. «Академик Ломоносов» досрочно прибыл на место работы на Чукотке Архивная копия от 1 ноября 2019 на Wayback Machine // Sputnik
  14. Росгвардия взяла под охрану плавучий атомный блок "Академик Ломоносов". РИА Новости (15 сентября 2019). Дата обращения: 19 декабря 2019. Архивировано 19 декабря 2019 года.
  15. На Чукотке начала работу плавучая АЭС "Академик Ломоносов". РИА Новости (19 декабря 2019). Дата обращения: 19 декабря 2019. Архивировано 19 декабря 2019 года.
  16. Плавучая атомная теплоэлектростанция выдала первую электроэнергию в сеть Чукотки. www.rosenergoatom.ru. Дата обращения: 19 декабря 2019. Архивировано 19 декабря 2019 года.
  17. Росатом. Единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция введена в промышленную эксплуатацию. www.rosatom.ru. Дата обращения: 22 мая 2020. Архивировано 11 августа 2020 года.
  18. Росатом. Тепло от плавучей АЭС впервые было подано в городскую тепловую сеть города Певека. www.rosatom.ru. Дата обращения: 30 июня 2020. Архивировано 30 июня 2020 года.
  19. На единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции начали первую в истории перегрузку топлива. Росатом (24.11.2023).
  20. «НГТУ подготовит специалистов по плавучим АЭС» (недоступная ссылка) «Деловой Петербург Архивная копия от 22 сентября 2015 на Wayback Machine» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «Известия», 5 сентября 2007 года
  21. 21,0 21,1 В России заработала первая в мире плавучая атомная станция. Ведомости. Дата обращения: 26 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
  22. Росатом планирует построить не менее 7 плавучих атомных электростанций. seogan.ru. Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано 23 августа 2019 года.
  23. гл. ред. П. А. Яковлев : В Китае состоялась закладка корпуса первого плавучего энергоблока в арктическом исполнении на базе реакторов РИТМ-200. Атомная энергия 2.0 С. 127648. Росатом (30 августа 2022). Дата обращения: 31 августа 2022.
  24. Глава МЭРТ сомневается в окупаемости плавучих АЭС. РИА Новости. Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 22 февраля 2019 года.
  25. РусГидро оценило стоимость новой ТЭЦ в Певеке в 18,9 млрд. Prochukotku.ru. Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 21 февраля 2019 года.
  26. Для чукотского золота не хватает напряжения. Коммерсантъ. Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 21 февраля 2019 года.
  27. AKADEMIK LOMONOSOV-1. Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 9 ноября 2020 года.
  28. AKADEMIK LOMONOSOV-2. Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 6 марта 2020 года.
  29. Росатом построит четыре энергоблока для Баимского ГОК почти за 200 млрд рублей Архивная копия от 2 ноября 2021 на Wayback Machine // 2 ноя 2021

Литература

Ссылки