Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия
Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия | |
---|---|
Церковь | Грузинская православная церковь |
Управление | |
Главный город | Сухум |
Кафедральный собор | Собор Благовещения Пресвятой Богородицы |
Иерарх | Патриарх-католикос митрополит Пицунды и Цхум-Абхазии Илия II[1] (с 21 декабря 2010) |
Статистика | |
Храмов | 14 |
Население | 250 000 человек (2001) |
Пицу́ндская и Суху́мо-Абха́зская епа́рхия (груз. ბიჭვინთისა და ცხუმ აფხაზეთის ეპარქია) — епархия Грузинской православной церкви.
С 1993 года из-за войны Абхазии с Грузией епархия фактически вышла из-под контроля Грузинской православной церкви. В 2009 году на внеочередном епархиальном собрании духовенства Абхазии были приняты решения о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви на территории Республики Абхазии и создании Пицундской и Сухумской епархии Абха́зской правосла́вной це́ркви[2]).
21 декабря 2010 года решением Священного синода Грузинской православной церкви Сухумо-Абхазская епархия, которую патриархия Грузии продолжает числить в своей юрисдикции, была передана под непосредственное управление патриарха, которому с этого дня усвоен титул — Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Цхум-Абхазии и Пицунды[3]. Московский патриархат в официальной переписке воздерживается от употребления полного титула патриарха Грузинского, предпочитая употреблять старый[4].
История
Первая церковно-каноническая единица на территории Абхазии возникла в IV веке — Парикия Питиунта, возглавлявшаяся епископом. Первым известным её епископом был участник I Вселенского Собора в Никее (325) епископ Стратофил.
До ранневизантийского времени на территории современной Абхазии существовала Абазгийская епархия Константинопольского Патриархата.
15 апреля 1851 года Абхазская епархия была восстановлена в составе Грузинского Экзархата Русской православной церкви. Местопребывание епископа было назначено в Пицундской крепости при древнем Юстиниановском соборе[5]. В том же году впервые после длительного перерыва было совершено богослужение на абхазском языке[6].
С 1869 года кафедра была викариатством Имеретинской епархии.
В 12 июня 1885 года произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии, после чего территория Сухумской епархии включала в себя населённые пункты от реки Ингури до Анапы.
После провозглашения автокефалии Грузинской Церкви в 1917 году на Общецерковном соборе в её структуре была создана Абхазская епархия, предстоятель которой носил титул Цхум-Бедийского[7].
Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована Грузинской демократической республикой. После этого непризнанная ещё Грузинская Церковь открыла на территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил новую епархию епископ Амвросий (Хелая). С этого момента фактически прекращает своё существование Сухумская епархия, которая обхединяла небольшое количество «тихоновских» приходов[источник не указан 1750 дней].
К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря[источник не указан 1750 дней].
В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви. В 1943 году последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской[источник не указан 1750 дней].
Во время грузино-абхазской войны 1992—1993 годов все грузинские священнослужители покинули территорию Абхазии, остались четыре священника: Виссарион Аплиа (Гудаутская церковь); протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служивший в Гагрском храме; и игумен Виталий (Голубь), служивший в Сухумском кафедральном соборе.
После 1993 года грузинский архиерей епархии митрополит Даниил (Датуашвили) пребывает в Тбилиси. С этого же года начались переговоры о вступлении епархии в Русскую Православную Церковь, или о переходе в Константинопольский Патриархат, или о восстановлении автокефалии Абхазской Церкви.
Современные история и состояние
5 марта 2004 года иерей Виссарион Аплиаа участвовал во встречах с представителями Грузинской православной церкви, в том числе с её предстоятелем Илией II.
5 сентября 2008 года временно управляющий епархией священник Виссарион Аплиаа заявил, что Абхазская церковь желает быть самоуправляемой в составе Русской православной церкви Московского патриархата. Представители Грузинской и Русской церквей квалифицировали действия абхазского священства в целом как неправомочные[2].
15 сентября 2009 года на внеочередном епархиальном собрании духовенства Абхазии были приняты следующие решения:[8]
- Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви на территории Республики Абхазия.
- Объявить о создании Пицундской и Сухумской епархии Абхазской православной церкви.
- Внести соответствующие изменения в Устав епархии.
- Подготовить соответствующие обращения ко всем православным поместным церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской православной церкви, прекратившей своё существование в 1795 году.
- 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату православной церкви в Абхазии.
После этого обращения протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что «решения об изменении статуса Православной церкви в том или ином регионе никогда не принимаются в одностороннем порядке, так же как и вопрос об изменении канонических церковных границ. Это вопрос для диалога между поместными церквами. Между Русской и Грузинской Церковью такой дружественный и братский диалог ведётся, и мы надеемся общими усилиями достигнуть решения вопроса»[9]. Католикос-патриарх всея Грузии Илия ІІ заявил, что «Данное заявление мы не должны воспринимать всерьез, так как ни у кого нет права объявлять независимость от родной Церкви»[9].
24 октября 2009 года председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) объявил, что в Абхазии нет раскола:
Несмотря на изменение политических границ, мы по-прежнему считаем Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Однако мы видим, что де-факто Грузинская Православная Церковь там сейчас присутствовать не может: ни один грузинский епископ или священник не имеет возможности приехать в Абхазию, чтобы окормлять верующих. Значит, мы должны помочь осуществлять пастырскую деятельность находящимся там канонически рукоположённым абхазским священнослужителям. Мы должны помочь им обрести хотя бы временный канонический статус[10].
Председатель ОВЦС убеждён, что если ситуация в Абхазии будет «пущена на самотек», то её жители останутся беззащитными перед религиозной экспансией чуждых вер и воинствующим секуляризмом.
Во исполнение постановления епархиального собрания Пицундской и Сухумской епархии Абхазской православной церкви, 4 ноября клирики Абхазии обратились к предстоятелям Поместных православных церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано Илие II, предстоятелю Грузинской православной церкви, второе Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси[11].
21 декабря 2010 года решением Священного синода Грузинской православной церкви управление епархией было передано католикосу-патриарху всея Грузии Илие II[3]. Это решение, согласно заявлению Синода, было принято «на основе исторических документов и с учётом сегодняшней обстановки»[12]. Патриарх Илия II выразил желание посетить епархию в ближайшее время.
В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской православной церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь Святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова)[13].
Несмотря на заверения митрополита Илариона, данные католикосу Илие II о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сам игумен Ефрем подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампара) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла[14].
Прихожане Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений»[15].
15 мая состоялось «Церковно-народное собрание» в монастыре Нового Афона[16].
10 июля 2012 года ушедшие в раскол священники на заседании Совета «Священной митрополии Абхазии» объявили о разрыве евхаристического общения с клириками Сухумо-Пицундской епархии[17].
Епископы
- Грузинский экзархат Русской православной церкви
- Герман (Гоголашвили) (8 сентября 1851 — 2 сентября 1856)
- Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, архим.
- Геронтий (Папиташвили) (6 октября 1857 — 16 ноября 1859)
- Александр (Окропиридзе) (4 марта 1862 — 30 мая 1869)
- Гавриил (Кикодзе) (30 мая 1869 — 28 декабря 1886) в/у, еп. Имеретинский
- Геннадий (Павлинский) (28 декабря 1886 — 31 марта 1889)
- Александр (Хованский) (29 мая 1889 — 12 февраля 1891)
- Агафодор (Преображенский) (2 марта 1891 — 17 июля 1893)
- Петр (Другов) (19 сентября 1893 — 17 января 1895)
- Арсений (Изотов) (8 февраля 1895 — 26 марта 1905)
- Серафим (Чичагов) (10 апреля 1905 — 6 февраля 1906)
- Кирион (Садзагелов) (3 февраля 1906 — 25 января 1907)
- Димитрий (Сперовский) (25 января 1907 — 25 июля 1911)
- Андрей (Ухтомский) (25 июля 1911 — 22 декабря 1913)
- Сергий (Петров) (22 декабря 1913 — май 1919)
- Кавказский экзархат Русской православной церкви
- Антоний (Романовский) (30 ноября 1924—1927) в/у, еп. Ереванский
- Серафим (Протопопов) (23 ноября 1928 — 3 апреля 1930) в/у, еп. Бакинский
- Грузинская православная церковь
- Амвросий (Хелая) (28 октября 1919 — 14 октября 1921)
- Иоанн (Маргишвили) (15 октября 1921 — 7 апреля 1925)
- Христофор (Цицкишвили) (7 апреля 1925 — 21 июня 1927)
- Ефрем (Сидамонидзе) (июнь — октябрь 1927) в/у, еп. Цилканский
- Мелхиседек (Пхаладзе) (17 октября 1927 — 24 марта 1928)
- Павел (Джапаридзе) (26 марта 1928 — февраль 1929)
- Варлаам (Махарадзе) (12 февраля 1929 — 2 января 1935) изгнан властями из епархии
- Меликседек (Пхаладзе) (2 января 1935 — 30 апреля 1944)
- Антоний (Гигинейшвили) (30 марта 1952 — 24 ноября 1956)
- Леонид (Жвания) (15 февраля 1957 — 14 декабря 1964)
- Роман (Петриашвили) (21 февраля 1965 — 28 августа 1967)
- Илия (Шиолашвили) (1 сентября 1967 — 23 декабря 1977)
- Николай (Махарадзе) (19 февраля 1978 — 9 сентября 1981)
- Давид (Чкадуа) (8 сентября 1981 — 7 октября 1992)
- Даниил (Датуашвили) (17 октября 1992 — 21 декабря 2010)
- Илия (Шиолашвили) (c 21 декабря 2010) католикос-патриарх всея Грузии
См. также
Примечания
- ↑ Священный Синод изменил титул Католикоса-Патриарха всея Грузии . Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано 6 марта 2012 года.
- ↑ 2,0 2,1 РПЦ не торопится признать самопровозглашенную абхазскую Церковь . Дата обращения: 17 сентября 2009. Архивировано 26 ноября 2009 года.
- ↑ 3,0 3,1 Управление Цхум-Абхазской епархией передано Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие II . Дата обращения: 22 декабря 2010. Архивировано 24 декабря 2010 года.
- ↑ Russian Patriarch downplays Georgian Patriarch`s title.
- ↑ Шереметевский В. В. Герман (Гоголашвили) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Иерей Виссарион Аплиа об абхазском расколе|Православие и мир . Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 23 апреля 2016 года.
- ↑ Патриархия Грузии . Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 23 мая 2011 года.
- ↑ Протокол заседания Епархиального собрания Абхазской церкви от 15 сентября 2009 г. . Дата обращения: 18 сентября 2009. Архивировано 27 сентября 2009 года.
- ↑ 9,0 9,1 Почему абхазская церковь объявила о выходе из ГПЦ (1st News) . Дата обращения: 1 октября 2009. Архивировано 23 октября 2018 года.
- ↑ Архиепископ Волоколамский Иларион: «Политические разделения и изменение государственных границ не должны вести к изменению границ церковных» . Дата обращения: 19 ноября 2009. Архивировано 4 ноября 2009 года.
- ↑ Письма от лица клириков Пицундской и Сухумской епархии в адрес патриархов Московского и Грузинского (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 ноября 2009. Архивировано 28 ноября 2010 года.
- ↑ Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II взял Абхазскую епархию под своё управление
- ↑ Apsny.Ru (недоступная ссылка)
- ↑ Обращение духовенства Сухумо-Пицундской епархии к пастве абхазской церкви (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 апреля 2011. Архивировано 7 июля 2012 года.
- ↑ Прихожане абхазской церкви просят патриарха Кирилла отозвать отца Ефрема (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2011. Архивировано 12 ноября 2013 года.
- ↑ Церковно-народное собрание создало Абхазскую Священную Митрополию . Дата обращения: 16 мая 2011. Архивировано 14 мая 2014 года.
- ↑ Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии. Заседание Совета Священной Митрополии Абхазии (недоступная ссылка)
Литература
- Т. В. Коридзе, З. Д. Абашидзе. Абхазский (Западногрузинский) католикосат // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 67—72. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
Ссылки
- История Православия в Абхазии на неофициальном сайте ГПЦ
- Священник Виссарион (Аплиаа) «Эхо Абхазии» № 34 от 04.08.2002 г.
- Сайт «Православные храмы Абхазии»
- Протокол заседания Епархиального собраия Абхазской церкви от 15 сентября 2009 г. Архивная копия от 27 сентября 2009 на Wayback Machine