Пила: Игра на выживание

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Пила: Игра на выживание (фильм)»)
Пила: Игра на выживание
англ. Saw
Постер фильма
Жанр фильм ужасов
Режиссёр Джеймс Ван
Продюсер
Автор
сценария
В главных
ролях
Оператор Дэвид А. Армстронг
Композитор Чарли Клоузер
Художник-постановщик Джули Бергхофф
Кинокомпания Twisted Pictures
Прокат Lions Gate Films
Длительность 103 мин
Бюджет $1,2 млн
Сборы $103 096 345
Страна  США
Язык английский
Год 2004
Предыдущий фильм Пила (2003)
Следующий фильм Пила 2 (2005)
Ссылки
IMDb ID 0387564

«Пила́: Игра́ на выжива́ние» (англ. Saw) — американский фильм ужасов 2004 года режиссёра Джеймса Вана в его полнометражном режиссёрском дебюте по сценарию Ли Уоннелла по сюжету Вана и Уоннелла. Это первый фильм в серии фильмов «Пила», в главных ролях Уоннелл, Кэри Элвес, Дэнни Гловер, Моника Поттер, Майкл Эмерсон, Кен Люн и Тобин Белл.

Фильм представляет собой нелинейное повествование, вращающееся вокруг тайны серийного убийцы по прозвищу «Конструктор», который проверяет волю своих жертв жить, проводя их через смертельные «игры», где они должны причинить себе большую физическую боль, чтобы выжить. Кадровая история рассказывает о последних жертвах Пилы (Уоннелл и Элвис), которые просыпаются в большой, ветхой ванной комнате, а одному приказано убить другого, чтобы спасти свою семью.

Сценарий был написан Уоннеллом, который написал сюжетом с Ваном в своих дебютах по сценарию. Сценарий первоначально был написан в 2001 году, но после неудачных попыток получить сценарий в родной стране Вана и Уоннелла, в Австралии, им было настоятельно рекомендовано поехать в Лос-Анджелес. Чтобы помочь привлечь продюсеров, они сняли одноимённый низкобюджетный короткометражный фильм. Он оказался успешным в 2003 году, так как продюсеры из Evolution Entertainment были немедленно вовлечены в производство, а также основали компанию Twisted Pictures. У фильм был небольшой бюджет и был снят за 18 дней.

Фильм был впервые показан 19 января 2004 года на кинофестивале Сандэнс, а затем был выпущен в Северной Америке 29 октября 2004 года компанией Lionsgate Films. Фильм получил смешанные отзывы критиков, но заработал более 100 миллионов долларов по всему миру, став одним из самых прибыльных фильмов ужасов со времён «Крик» (1996). Он был перевыпущен в избранных кинотеатрах 31 октября 2014 года, к своему десятилетию. Первое продолжение под названием «Пила 2» было выпущено в 2005 году.

Сюжет

Лицо фотографа Адама, лежащего в ванне, целиком наполненной водой, освещает какой-то предмет, который позже уплывает к его ногам. Неожиданно Адам открывает глаза. Поняв, что он лежит под водой, он дёргается и, зацепив ногой цепочку, выдёргивает из ванны затычку. Вода, ещё недавно целиком наполнявшая ванну, стремительно сливается в канализацию. Вместе с ней туда отправляется и предмет, освещавший Адама.

От пережитого шока Адам вываливается из ванны на пол. Комната, в которой он очнулся, погружена во мрак. Вставая, Адам чувствует, что на его ногу надета цепь. Держа её в руке, Адам доходит до трубы, к которой он прикован. В растерянности и ужасе он начинает звать на помощь.

После нескольких попыток докричаться до кого-нибудь, Адам думает, что он умер. На это с другого конца комнаты откликается спокойный мужской голос, который говорит ему, что это не так. Спустя какое-то время, мужчине — хирургу Лоуренсу Гордону — удаётся включить свет.

Привыкнув к яркому свету и увидев друг друга, узники понимают, что они оба поставлены в равные условия — за ноги они прикованы цепями к трубам. Однако сначала их внимание привлекает труп человека, лежащего в центре комнаты в луже крови. В одной его руке зажат плеер, в другой — револьвер. Пока Адама рвёт от отвращения, Лоуренс подходит к трупу, насколько ему это позволяет сделать цепь, пытаясь получше разглядеть его. Придя в себя, Адам оглядывается по сторонам, после чего обращает внимание на цепь. Пока Гордон пытается разглядеть труп получше, Адам впадает в истерику, дёргая цепь и истошно вопя. Лоуренс интересуется, не узнаёт ли он их мёртвого сокамерника, на что Адам отвечает отрицательно. Пообщавшись с Адамом и получив ответы на свои вопросы, Лоуренс замечает, что на стене висят совсем новые часы, что его удивляет.

Пока хирург пытается безуспешно открыть дверь, Адам обыскивает себя и находит конверт в одном из карманов. Вскрыв его, он обнаруживает кассету для плеера, на которой написано «Послушай». Лоуренс обыскивает себя и обнаруживает такой же конверт, однако в нём, помимо такой же кассеты, лежат ещё патрон и маленький ключ. Оба узника по очереди пытаются открыть этим ключом замки на своих цепях, но у них ничего не выходит.

Адам обращает внимание на плеер, который держит в руке их мёртвый сокамерник. После нескольких попыток ему удаётся дотянуться до плеера и взять его. Прослушав свои кассеты, узники узнают, что фотограф Адам оказался здесь, потому что следит за другими людьми. Чтобы спастись, Адам должен что-нибудь предпринять, а Лоуренс должен убить Адама до шести часов, иначе его семья — жена Эллисон и дочь Дайана — будет убита. Также похититель говорит, что человек, лежащий в центре комнаты, застрелился из-за большого количества яда в его крови. В конце он добавляет, что в комнате много подсказок и что крестом отмечено сокровище, после чего просит врача следовать зову сердца.

Лоуренс начинает оглядывать комнату, чтобы найти сердце и вдруг он находит его на бачке унитаза. Адам находит в нём пару ножовок, однако перепилить ими цепи не удаётся. Хирург понимает, что пилы оставлены им не для цепей, а для ног. Наконец, Лоуренс догадывается, кто сделал это. Адам тут же вскакивает на ноги, требуя от Лоуренса ответа, но врач успокаивает его, говоря, что лишь знает о нём, но не знаком с ним лично. Последнее, что он слышал об их похитителе — полиция его всё ещё не поймала. Гордон говорит, что знает о нём, потому что сам был подозреваемым и начинает рассказывать Адаму историю, случившуюся с ним пять месяцев назад, с самого начала.

Хирург рассказывает Адаму о серийном убийце, которому журналисты дали прозвище «Конструктор смерти». Однако, как замечает Лоуренс, он никого не убивает — он лишь создаёт ситуации, в которых жертвы сами себя убивают.

Гордон узнал о Конструкторе после того, как последний оставил на месте преступления фонарик, принадлежавший доктору. Во время осмотра вместе со студентами смертельно больного пациента по имени Джон (что сообщил всем санитар Зеп, добавив, что Джон очень интересный человек, намекая, что санитар знает о пациентах намного больше, чем их лечащий врач), Гордона вызывают на допрос. Детективы Дэвид Тэпп и Стивен Синг подозревают, что хирург причастен ко всем этим убийствам, так как на фонарике были обнаружены его отпечатки. Однако у Гордона есть алиби, которое подтвердилось. Тем не менее детективы считают, что врач может помочь следствию. Они рассказывают историю маньяка. Одной его жертвой стал человек Пол, 46-летний мужчина, ранее пытавшийся совершить самоубийство. Он оказался в лабиринте из колючей проволоки. Другой — Марк — прикидывался больным. Ему создатель смертельных ловушек ввёл дозу медленнодействующего яда, облил огнеопасным веществом и заставил со свечкой искать комбинацию от сейфа, где находилось противоядие, из цифр, написанных на стене. Оба не смогли «выиграть» в смертельной игре.

Однако одному человеку всё же удалось выжить — это наркоманка Аманда Янг. Конструктор надел на неё устройство, которое через минуту после активации разорвёт её челюсти. Устройство можно было открыть только ключом, находящимся в желудке её сокамерника, которому была введена большая доза опия.

После рассказа, Адам начинает подозревать врача в том, что он и есть тот маньяк, последний отвечает, что он в такой же ситуации что и он, однако фотограф не верит ему. Затем Адам поднимает осколок зеркала, намериваясь кинуть его в Лоуренса и замечает, что это стекло, а не зеркало. После чего фотограф разбивает его. Узники видят, что за стеклом установлена видеокамера, через которую за ними наблюдают. Адам, поражаясь спокойствию доктора, напоминает ему о семье, которая, судя по всему, в данный момент находится у похитителя. Гордон огрызается, говоря, что не перестаёт об этом думать, а затем даёт Адаму свой бумажник, чтобы он увидел его семью, советуя посмотреть его любимую фотографию, где они запечатлены втроём. Но вместо неё Адам обнаруживает совсем другую фотографию, на которой запечатлены связанные Элисон и Дайана. На обороте фотографии дана подсказка, благодаря которой Адам понимает, что крест, о котором упомянул психопат, можно увидеть, если выключить свет. Тем временем Тэпп следит за домом Гордона, считая, что он и есть Конструктор. Теперь Тэпп больше не детектив — его уволили из полиции, потому что его желание поймать убийцу привело к смерти его напарника Синга, что окончательно сломило Тэппа. Теперь он одержим желанием найти убийцу во что бы то ни стало.

Адам предлагает Гордону выключить свет. В темноте они обнаруживают на одной из стен упомянутый убийцей крест. Разбив кусок стены, хирург обнаруживает там коробку, в которой лежат несколько сигарет, зажигалка и мобильный телефон, который может только принимать звонки. Мобильный телефон пробуждает память Лоуренса, и он вспоминает, как его похитили. Лоуренс сначала говорит, что это случилось после работы, но позже вынужден признать, что его похитили, когда он уходил от своей любовницы Карлы.

Также в коробке, найденной доктором, лежит записка, в которой Конструктор предлагает Гордону убить Адама, обмакнув сигареты в отравленную кровь, однако хирург, не желая убивать фотографа, придумывает иной план: Адам, затянувшись сигаретой, должен сымитировать смерть. Но убийца нарушает планы своих жертв — когда Адам падает на пол, маньяк направляет на него через цепь ток, чтобы проверить, действительно ли доктор сделал то, что он от него требует. Удар током заставляет фотографа выдать себя, и тем самым срывает попытку узников обмануть Конструктора, но при этом действует на Адама, как мобильный телефон на Лоуренса — тот вспоминает, как оказался здесь.

Около шести часов звонит мобильный телефон, и Эллисон, которая находятся вместе с дочерью в заложниках у Зепа в их доме, говорит Гордону, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф признаётся, что детектив Тэпп нанял его, чтобы шпионить за Гордоном. Когда Адам в своей квартире проявлял последние снимки с доктором, на него напали и похитили.

Ровно в шесть часов Зеп в доме Гордона отключает камеру слежения. В это же время Эллисон освобождается от верёвки. Зеп входит в комнату и вынуждает Эллисон вновь позвонить своему мужу, и в этот момент она вступает в борьбу с Зепом. Раздаются выстрелы, на которые прибегает Тэпп, следивший за домом доктора. Отбившись от Тэппа, Зеп покидает дом с намерением убить доктора. Тэпп, придя в себя, бросается за похитителем в погоню.

Лоуренс слышит лишь крики и выстрелы. В этот момент убийца направляет на него ток, и хирург в припадке отбрасывает телефон в сторону. Когда он приходит в себя, телефон вновь начинает звонить — спасшаяся благодаря вмешательству Тэппа, Эллисон пытается предупредить об этом мужа. Но доктор не может дотянуться до телефона. Считая, что жена и дочь все ещё в опасности, Гордон теряет рассудок и отпиливает себе ногу, после чего берёт револьвер из руки мёртвого тела, заряжает найденным в конверте патроном и стреляет в Адама.

Тэпп настигает Зепа в здании, где находятся Адам и Гордон, однако в борьбе санитар убивает бывшего детектива выстрелом в грудь. После этого Зеп входит в ванную комнату и видит, что хирург застрелил фотографа. Проверив Адама, Зеп наводит пистолет на Лоуренса, говоря, что тот опоздал. На вопрос Гордона «почему» Зеп отвечает: «Таковы правила». В этот момент Адам, оставшийся в живых, потому что Гордон специально стрелял в плечо, набрасывается на Зепа, сбивает его с ног и забивает санитара до смерти крышкой от бачка унитаза. Тяжело раненый Лоуренс говорит, что нужно позвать на помощь, обещает привести людей и уползает из комнаты.

Адам остаётся в комнате один, всё ещё прикованный к трубе. Он обыскивает тело Зепа в надежде найти ключ от своей цепи. Но, к его ужасу, вместо ключа находит плеер. Фотограф понимает, что санитар всё это время был такой же, как и они сами, жертвой в смертельной игре. Согласно правилам, он должен был взять в заложники жену и дочь Лоуренса Гордона и, если доктор не выполнит условия «игры», убить их, иначе он умрёт от яда, находящегося в его крови.

В шоке, Адам выключает плеер. И в этот момент мёртвое тело, лежавшее всё это время посреди комнаты, начинает медленно вставать на ноги. Адам в ужасе наблюдает, как неизвестный медленно сдирает маску с головы и адаптируется к яркому свету. Он замечает, что предмет, который ушёл в канализацию вместе с водой после пробуждения Адама, и был ключом от цепи. Серия флэшбэков объясняет, что убийцей и похитителем всё это время был Джон Крамер, смертельно больной пациент доктора Гордона. Адам пытается убить Джона пистолетом Зепа, но тот вновь пропускает через Адама ток, заставляя его отбросить пистолет в сторону. Джон медленно идёт к двери, не обращая внимания на дико кричащего ему вслед Адама, выключает свет и со словами: «Игра окончена», закрывает дверь и оставляет фотографа в тёмной комнате навсегда.

Список ловушек

  • Тест Адама Стэнхейта и Лоуренса Гордона
  • Лабиринт из Колючей Проволоки
  • Легковоспламеняющееся Желе
  • Разрыватель Челюсти
  • Кресло с Дрелью
  • Коридорный Четырёхместный Дробовик
  • Тест Зеппа

Производство

Разработка и сценарий

Ван (слева) и Уоннелл (справа)

После окончания киношколы австралийский режиссёр Джеймс Ван и австралийский сценарист Ли Уоннелл хотели написать сценарий и профинансировать фильм[1]. Вдохновение, которое им было нужно, пришло после просмотра низкобюджетного независимого фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света». Другим фильмом, который вдохновил их на финансирование самого фильма, был фильм Даррена Аронофски «Пи»[2]. Они думали, что самый дешёвый сценарий для съёмки будет включать двух актёров в одной комнате[3]. Уоннелл сказал: «Так что я на самом деле думаю, что ограничения, которые у нас были на наших банковских счетах в то время, тот факт, что мы хотели сохранить фильм, помогли нам придумать идеи в фильме»[4]. Одна из идей заключалась в том, чтобы вся съёмочная площадка с двумя актёрами застряли в лифте и снималась с точки зрения камер видеонаблюдения[3].

Ван предложил Уоннеллу идею о двух мужчинах, прикованых к противоположным сторонам ванной комнаты с мёртвым телом посреди пола, и они пытаются понять, почему и как они там находятся. К концу фильма они понимают, что человек, лежащий на полу, не умер, и именно поэтому они заперты в комнате. Первоначально Уоннелл не дал Вану реакции, которую он хотел. Он сказал: «Я никогда не забуду тот день. Я помню, как повесил трубку и начал просто просматривать его в голове, и без какого-либо длительного периода размышлений я открыл свой дневник, который у меня был в то время, и написал слово «Пила»[3]. Прежде чем мгновенно написать слово «Пила» кроваво-красным, капающим шрифтом, они не придумали названия. «Это был один из тех моментов, который заставил меня осознать, что некоторые вещи действительно должны быть. Некоторые вещи просто ждут, чтобы быть обнаруженными», — сказал Уоннелл[3].

Персонаж по прозвищу «Пила» пришёл только через несколько месяцев, когда Уоннелл работал на работе, которой он был недоволен, и у него начались мигрени. Убеждённый, что это опухоль головного мозга[5], он пошел к неврологу на МРТ; и, нервно сидя в зале ожидания, подумал: «Что, если вам дадут известие о том, что у вас опухоль и вы скоро умрете? Как бы вы отреагировали на это?»[1]. Он представлял себе персонажа Пилу, которому дали один или два года, чтобы жить, и объединил это с идеей Пилы, поместив других в буквальную версию ситуации, но только дал им несколько минут, чтобы выбрать свою судьбу[1]. Ван не собирался снимать «порно с пытками», и сценарий имел только один короткий сегмент пыток. Он сказал, что фильм «сыграл как триллер-мистерия». Только в сиквелах сюжет был более сосредоточен на сценах пыток[1].

Финансирование и короткометражный фильм

Первоначально у Уоннелла и Вана было 30 000 долларов, чтобы потратить на фильм, но по мере развития сценария было ясно, что потребуется больше средств[2]. Сценарий был выбран продюсером в Сиднее на год, но сделка в конечном итоге провалилась[3]. После других неудачных попыток получить сценарий в Австралии с 2001 по 2002 год[1] литературный агент Кен Гринблат прочитал сценарий и предложил им поехать в Лос-Анджелес, где их шансы найти заинтересованную студию были выше[6]. Ван и Уоннелл первоначально отказались из-за отсутствия средств на поездки, но агент пары, Стейси Тестро, убедила их поехать[6]. Чтобы помочь студиям заинтересоваться сценарием, Уоннелл предоставил 5000 австралийских долларов (5000 долларов США) на создание семиминутного короткометражного фильма, основанного на сцене ловушки сценария, которая, по их мнению, окажется наиболее эффективной. Уоннелл сыграл Дэвида, человека в обратном медвежьем капкане. Работая в Australian Broadcasting Corporation, Уоннелл и Ван знали операторов, которые были готовы оказать техническую помощь для короткометражки[7].

Я думаю, что термин «порно с пытками» так или иначе не влияет на меня. Мне не нравится этот термин, и я его не ненавижу. Для меня довольно трудно иметь какие-либо плохие чувства по поводу этого термина, потому что я думаю, что пытки-порно дали мне много хорошего, таких как возможность работать в киноиндустрии и работать сценаристом. Думаю, я просто благодарен за то, что был частью фильма, который сделал это, и все после этого — это просто проблема с шампанским.

— Ли Уоннелл (сценарист) о его чувствах к фильму, помеченному как «порно с пытками».[1]

Ван снял короткометражку с помощью 16-миллиметровой камеры[5] в течение двух дней и перенёс отснятый материал на DVD для отправки вместе со сценарием. Уоннелл хотел сыграть главного героя в полнометражном фильме. Короткометражка помогла показать, что Ван и Уоннелл были «командой режиссёра и актёра», а не просто хотели продать сценарий. Ван сказал: «Нам с Ли так понравился проект, и мы хотели сделать карьеру в кинопроизводстве, поэтому мы придерживались нашего оружия и сказали: «Слушайте, ребята, если вы хотите этот проект, мы идём снимать — Ли должен сниматься в нём, а я должен его режиссировать»[6].

В начале 2003 года[8], находясь в Лос-Анджелесе и до встречи с продюсером Греггом Хоффманом, друг Хоффмана затащил его в свой офис и показал ему короткометражку. Хоффман сказал: «Примерно через две-три минуты моя челюсть упала на пол»[9]. Он быстро показал короткометражку и сценарий своим партнёрам Марку Бергу и Орену Коулз из Evolution Entertainment[1]. Позже они основали Twisted Pictures как лейбл жанра ужасов[10]. Продюсеры прочитали сценарий в ту ночь, а два дня спустя предложили Вану и Уоннеллу творческий контроль и 25% чистой прибыли[11]. Несмотря на то, что Ван и Уоннелл получили «лучшие предложения» от таких студий, как DreamWorks и Gold Circle Films, они не хотели рисковать режиссурой Вана и ролью Ваннелла в главной роли[1]. Чтобы финансировать фильм, Хоффман, Берг и Каулз подали вторую ипотеку в свою штаб-квартиру на Хайленд-авеню[12]. У фильма бюджет составил от 1 до 1,2 миллиона долларов[a].

Кастинг

Потребовалось один день, чтобы снимать сцены Шони Смит, которые Ван описал как «физически обременительные»[15].

Кэри Элвесу отправили короткометражный фильм на DVD, и он сразу же заинтересовался игрой доктора Лоуренса Гордона. Он прочитал сценарий за один раз и был привлечён «уникальностью и оригинальностью» сюжета[16]. Каулз был в то время менеджером Элвеса[17]. Чтобы подготовиться к роли онколога, он встретился с врачом в отделении нейрохирургии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе[18]. В августе 2005 года Элвес подал иск против своей управляющей фирмы и продюсеров фильма, Evolution Entertainment, за «нарушение контракта и несправедливое обогащение». Элвес сказал, что ему обещали, что он получит минимум один процент чистой прибыли продюсеров от фильма, и они этого не сделали. Элвес утверждает, что он получил только 53 275 долларов и зарплату в размере 2587,20 долларов[19]. Позже дело было урегулировано во внесудебном порядке, и Элвес повторил свою роль пять лет спустя в фильме «Пила 3D»[20].

Шони Смит, которая не является поклонником ужасов, изначально отказалась от роли Аманды Янг, описав сценарий как «ужасный»». Однако, посмотрев короткометражку, она согласилась на роль, которая была той частью, которую сыграл Уоннелл в короткометражке[21]. Ван предложил Смит, когда его кастинг-директор спросил, кого он хочет сыграть Аманду, так как он был влюблён в Смит с подросткового возраста, и был удивлён, когда его кастинг-директор обеспечил ей роль[22]. Дэнни Гловер получил роль детектива Тэппа, который преследует убийцу Пилу. Гловер заявил в интервью: «Что-то в этом детективном персонаже в этот конкретный момент привлекло меня к этому»[23].

Приняв на себя роль Пилы, Тобин Белл сказал: «Я видел, потому что думал, что это увлекательное место для фильма. Эти ребята, запертые в комнате, для меня, были свежими. Я не ожидал концовки, когда читал сценарий, поэтому я был совершенно застигнут врасплох, и мне было ясно, что если режиссёры хорошо снимут сцену, зрители также будут застигнуты врасплох. Фильм стоило сделать только в тот момент»[3]. Белл также заявил, что хочет воспользоваться возможностью работать с Гловером, с которым он никогда не работал[24]. Ван пригласил Белла из-за его голоса[22]. Первоначально роль Пилы предложили Майку Баттерсу, но он отказался, так как чувствовал, что у этой роли недостаточно захватывающих сцен[25]. Баттерс, друг одного из продюсеров, с которым он играл в хоккей, в конечном итоге сыграл Пола Лихи, жертву Пилы, который погибает в ловушке для лабиринта бритвой проволоки[22].

Съёмки и постпродакшн

С бюджетом на съёмки в 700 000 долларов[1][26] они начались 22 сентября 2003 года[12] на производственном объекте Lacy Street в Лос-Анджелесе[9] в течение 18 дней[26]. Ванная комната была единственным построенной декорацией[27]. На съёмочной площадке не было стульев[28]. Другие декорации, такие как полицейский участок, были сняты в местах, где другие постановки строили аналогичные декорации. Сцена с ванной была снята в первый день съёмок, и однажды Уоннелл понял, что у них нет денег, чтобы нанять каскадёра для съёмки сцены, заставив его исполнить сцену самостоятельно. Потребовалось шесть дней, чтобы снять все сцены в ванной комнате, и они были сняты в хронологическом порядке, чтобы избежать прыжков непрерывности и помочь актёрам оставаться в характере. Чтобы снять сцены двух главных героев, Ван убедился, что большинство сцен Лоуренса Гордона были очень устойчивыми и контролируемыми, в то время как сцены Адама были шаткими и портативными, чтобы соответствовать личностям персонажей[22]. Вместо того, чтобы использовать тележку с камерой или штатив, оператор Дэвид А. Армстронг снял весь фильм с камерой через плечо[28].

У Элвеса и Уоннелла не было времени репетировать свои сцены вместе, чтобы не противоречить расписаниям Дэнни Гловера и Майкла Эмерсона, которые были доступны только в течение определённого количества дней[17]. Гловер завершил свои сцены за два дня[29]. По словам Элвеса, его диалог в среднем составлял от 12 до 16 страниц в день, что он считал большой проблемой[28]. Из-за плотного графика съёмок Ван не мог позволить себе снимать более пары дублей на актёра[30]. «Это была действительно тяжелая борьба для меня. Каждый день я боролся за то, чтобы получить сцены, которые я не получил. У меня были высокие устремления, но вы можете сделать только столько. Я хотел сделать это в стиле Хичкока кинопроизводства, но этот стиль кинопроизводства требует времени, чтобы настроить и так далее». — сказал Ван об очень коротком графике съёмок[1]. Он сказал, что стиль вместо этого оказался «более суровым и грубым по краям из-за нехватки времени и денег, с которыми нам пришлось снимать фильм», и в конечном итоге он стал эстетикой фильма[1].

400 долларов были потрачены на пересъёмки, которые Ван и Уоннелл сделали самостоятельно. Для пересъёмок Уоннелл служил в качестве заменяющего Смит и Кена Люна в сценах, когда Аманда искала свой ключ, и Стивен Синг вошёл в логово Пилы[22]. В пост-продакшне Ван обнаружил, что у него недостаточно сцен или дублей для работы, так как он в основном снимал репетиции. Имея много недостающих пробелов в конечном продукте, он и монтажёр Кевин Гротерт сняли сцены для совместного монтажа, такие как создание сцен похожих на трансляцию камеры наблюдения и использование фотографий. «Мы многое сделали, чтобы заполнить пробелы на протяжении всего фильма. Что бы мы ни вырезали до газетных вырезок и тому подобного, или мы сократили камеры наблюдения, или мы сократили неподвижную фотографию в фильме, что теперь люди говорят: «Ух ты, это такой крутой экспериментальный стиль кинопроизводства», мы действительно сделали это из-за необходимости, чтобы заполнить пробелы, которые мы не получили во время съёмок», - объяснил он[1].

Показ

Lionsgate получила права на показ фильма на кинофестивале «Сандэнс» 2004 года за несколько дней до премьеры фильма 19 января 2004 года[31]. Там его показывали в переполненном театре в течение трёх полуночных показов с положительной реакцией[8]. Это был заключительный фильм на Международном кинофестивале в Торонто 18 сентября 2004 года[13]. Lionsgate изначально планировала выпустить фильм сразу на видео, но из-за положительной реакции на «Сандэнсе» они решили выпустить его в прокат к Хэллоуину[11]. Он был выпущен 1 октября 2004 года в Великобритании, 29 октября 2004 года в США и 2 декабря 2004 года в Австралии. Первоначально фильм получил рейтинг «NC-17» (дети 17 лет и младше к просмотру не допускаются) Американской ассоциацией кинокомпаний за сильное графическое насилие, но после повторного монтажа он был выпущен с рейтингом «R»[27][32].

Lionsgate провела донорство крови для Красного Креста под названием «Give Til It Hurts» и собрала 4249 пинтов крови[33][34].

Саундтрек

Саундтрек к фильму был в основном написан Чарли Клоузером, и запись заняла шесть недель[35]. Другие песни были исполнены «Front Line Assembly», «Fear Factory, «Enemy», Pitbull Daycare и «Psychopomps». Песня «Megadeth» «Die Dead Enough» изначально должна была быть использована в фильме, но не использовалась по неизвестным причинам[36][37].

Саундтрек был выпущен 5 октября 2004 года на Koch Records. Джонни Лофтус из AllMusic дал ему три звезды из пяти. Он сказал, что Клоузер «действительно прибивает его своей скрипущей, неуклюжей музыкой» и что он «понимает, что ужас «Пилы» работает только с опьяняющим количеством лагеря, и он использует индустриальную музыку таким же образом». Ему особенно понравились «Cigarette»; «Hello, Adam»; и «F**k This S*! t», комментируя, что они «смешивают леденящие душу звуки с жесткой перкуссией и глубоко нажатыми ударами по клавиатуре»[38].

Выход на видео

Театральная версия фильма была выпущена на VHS и DVD 15 февраля 2005 года в США и Канаде. После первой недели он заработал 9,4 миллиона долларов на продажах DVD и 1,7 миллиона долларов на продажах VHS, что сделало его лучшей продажей недели[39]. В течение второй недели он остался на первом месте по продажам DVD с 6,8 миллионами долларов, что составляет 16,27 миллиона долларов за две недели. Он упал на третье место по аренде VHS с 1,09 миллиона долларов, что составляет 2,83 миллиона долларов за две недели[40]. Всего продано на сумму более 70 миллионов долларов[8]. Двухдисковое издание под названием «Uncut Edition» было выпущено 18 октября 2005 года, чтобы связать его с выходом «Пила 2». Короткометражный фильм был включен в DVD-издание[41].

Позже фильм был выпущен на Blu-ray 27 июня 2006 года[42]. 11 мая 2021 года фильм был выпущен на 4K-UHD с новым разрешением 2160p и новым 58-минутным документальным фильмом[43].

Особенности фильма

Конструктор

Прозвище «Конструктора», англ. Jigsaw произошло от того, что на теле своих жертв он вырезал кусочек кожи, похожий на элемент мозаики в игре «Пазл» (англ. Jigsaw puzzle). По сюжету, «Конструктор» всегда как-то связан со своими жертвами. Он встретил наркоманку Аманду, доктора, который известил его о неизлечимой болезни, и служащего на фабрике по производству манекенов.

Иные особенности

Изначально фильм содержал множество длинных сцен, и по результатам чернового монтажа создатели решили заменить их фотографиями. Полная режиссёрская версия «Пилы» была выпущена практически в то же время, что и «Пила 2». Пробная сцена, представленная на суд голливудских продюсеров, была отснята с применением медвежьего капкана. Единственным отличием от фильма было то, что на месте Шони Смит был представлен Ли Уоннелл. Это устройство действительно можно настроить таким образом, что оно будет способно сломать челюсти человеку.

В ролях

Актёр Роль
Тобин Белл Джон Крамер / Пила / Конструктор Джон Крамер / Пила / Конструктор
Ли Уоннелл Адам Стэнхейт Адам Стэнхейт
Кэри Элвес Лоуренс Гордон доктор Лоуренс Гордон
Дэнни Гловер Дэвид Тэпп детектив Дэвид Тэпп
Кен Люн Стивен Синг детектив Стивен Синг
Дина Мейер Эллисон Керри детектив Эллисон Керри
Майкл Эмерсон Зеп Хиндл Зеп Хиндл
Шони Смит Аманда Янг Аманда Янг
Майк Баттерс Пол Лейхи Пол Лейхи
Актёр Роль
Пол Гутрехт Марк Уилсон Марк Уилсон
Моника Поттер Элисон Гордон Элисон Гордон
Макензи Вега Дайана Гордон Дайана Гордон
Александра Бокин Чан Карла Сонг Карла Сонг
Бенито Мартинес Бретт Бретт
Нед Беллами Джефф Риденхор Джефф Риденхор
Орен Коулс Донни Греко Донни Греко

Связи

С другими фильмами

  • Механическая дробилка головы и рентгеновский снимок с зашитым ключом прямые цитаты из классического фильма ужасов «Ужасный доктор Файбс».
  • Кэри Элвес и Моника Поттер играли вместе отрицательных персонажей в фильмах о детективе Алексе Кроссе «И пришёл паук» и «Целуя девушек».[44]
  • Ли Уоннелл сообщил, что сцена, в которой его персонаж окунает руку в унитаз, была придумана под впечатлением от похожей сцены в картине «На игле».[45]
  • В девятом выпуске аниме-сериала «Lucky Star» главные героини смотрят этот фильм в кинотеатре.

С другими частями серии

Заглавная тема серии фильмов — музыкальная композиция Hello Zepp, написанная Чарли Клоузером.

В сиквеле фильма выяснится, что Адам умер после событий первой части, а в триквеле показано, как именно он погиб. Вплоть до выхода седьмой части судьба доктора Гордона оставалось неизвестной, хотя в каждой части чувствовалось его присутствие. Например: хромающий на правую ногу человек, который «прячет» ключ за глазом Майкла («Пила 2»). Сам Конструктор — инженер, механик, но не хирург. Зашитые рот Арта и глаза Тревора, ловушка Морган и её мужа («Пила 4») с прутьями, проткнутыми через артерии, а также ключ в теле Уильяма («Пила 6») мог оставить лишь хирург.

После выхода фильма «Пила 3D» выяснилось, что Гордон выжил, и Конструктор сделал его своим помощником (тем самым подтвердились теории, указанные выше) после того, как спас от смерти. После смерти самого Крамера Гордону было поручено следить за Марком Хоффманом (первым помощником Конструктора), и он выполнил свою миссию.

О докторе Гордоне упоминается и в Saw: The Video Game. В своём послании Конструктор говорит, что попросил знакомого хирурга «заменить пулю на ключ в вашем теле».

Керри (Дина Мейер) играет одну из главных ролей во второй части фильма. В обеих частях фильма главные «злодеи» лежали на полу в начале фильма (Конструктор в первой части и Аманда во второй).

Игра Saw: The Video Game проливает свет на судьбу детектива Тэппа. Несмотря на то, что в фильмах события видеоигры не упоминаются, есть явные факторы, подтверждающие причастность игры к франчайзу. Например: Saw: The Video Game заканчивается суицидом бывшего детектива. В пятой серии франчайза Тэппа награждают посмертно, так же, как и других детективов. То есть он похоронен, как и остальные полицейские, по делу Пилы. Сомнительно, что тело Тэппа было обнаружено в том же здании, где и закончились события первой серии — тогда бы тела Адама и Зэппа так же были бы найдены.

Реакция

Кассовые сборы

Фильм занял третье место на Хэллоуинский уик-энд 2004 года в 2315 кинотеатрах и заработал 18,2 миллиона долларов, уступив «Рэю» (20 миллионов долларов) и «Проклятию» (21,8 миллиона долларов)[46]. Согласно экзит-полу Lionsgate, 60% мужской аудитории были моложе 25 лет. Фильм также стал вторым лучшим открытием Lionsgate после фильма «Фаренгейт 9/11» — 23,9 миллиона долларов[47]. Во второй уик-энд были добавлены еще 152 кинотеатра, в результате чего количество кинотеатров достигло 2467. Он упал на четвертое место, заработав 11 миллионов долларов, что на 39% меньше, чем в первый уик-энд[48].

Фильм заработал в Великобритании до 2,2 миллиона долларов в 301 кинотеатре, заработав в общей сложности 12,3 миллиона долларов за семь недель[49]. В Австралии он вышел в 161 кинотеатре с 1,2 миллиона долларов и заработал 3,1 миллиона долларов за шесть недель[50]. В Италии фильм вышел 14 января 2005 года в 267 кинотеатрах до 1,7 миллиона долларов и заработал 6,4 миллиона долларов за шесть недель[51]. 16 марта 2005 года фильм вышел в 187 кинотеатрах во Франции стоимостью 1,5 миллиона долларов и заработал 3,1 миллиона долларов к концу четырёхнедельного показа[52]. Фильм заработал 55,1 миллион долларов в США и Канаде и 47,9 миллионов долларов на других территориях, что составляет в общей сложности 103 миллиона доллара по всему миру[53]. В то время он стал самым прибыльным фильмом ужасов после «Крика» (1996)[54].

Перевыпуск к 10-летию

31 октября 2014 года в честь десятой годовщины фильма он был перевыпущен в выбранных кинотеатрах на одну неделю[55]. Было заработано 650 051 долларов в первый уик-энд и является третьим самым кассовым открытием[56]. В конце было заработано 815 324 долларов, в результате чего общий внутренни сборы фильма составили 56 000 369 долларов[57].

Критика

На сайте «Rotten Tomatoes» фильм имеет рейтинг 49% на основе 190 отзывов со средней оценкой 5,6 из 10. Консенсус сайта гласит: ««Пила: Игра на выживание» ловит аудиторию обманчиво умным сюжетом и множеством запоминающихся, неприятных декораций, но его высокие амбиции подрываются нигилистической полосой, которая кажется более подлой, чем глубокой»[58]. «Metacritic» дал фильму среднюю оценку 46 из 100, основанную на 32 отзывах, что указывает на «смешанные или средние отзывы»[59]. Аудитория, опрошенная «CinemaScore», дала фильму среднюю оценку «C+» по шкале от «A+» до «F»[60].

Деннис Харви из «Variety» дал фильму отрицательный отзыв после премьеры на «Сандэнсе». Он назвал фильм «грубой смесью, сшитой из отрезанных частей предыдущих картин ужасов/серийных убийц». Он назвал сценарий «запутанным», критикуя использование «воспоминаний в воспоминаниях» и отвлекающего манёвра. Он описал фильм как «слишком гиперболическим, чтобы быть действительно тревожным»[61]. Карла Мейер из «San Francisco Chronicle» дала фильму положительный отзыв, сказав, что фильм «объединил актерскую игру B-фильма с извращенным мышлением и визуальными трюками, предназначенными для маскировки дешевых эффектов», и что он был «ужасающим в некоторые моменты и намёкающим жутким во многих других». Она назвала сцены убийства «удивительно запоминающимися для такого малобюджетного фильма»[62].

Ким Ньюман из «Empire» дала фильму четыре звезды из пяти. Он сказал, что фильм похож на ранние фильмы Дэвида Финчера и «хвастается сложной структурой — сложные воспоминания в воспоминаниях объясняют, как персонажи пришли к этому кризису — и удовлетворительной загадкой, которая сочетается с его ужасной клаустрофобией». Он закончил свой отзыв, сказав: «Такой же хороший тотальный фильм ужасов, не являющийся лагерным, как и в последнее время»[63]. Оуэн Глейберман из «Entertainment Weekly» дал фильму оценку «B-», назвав его «производным, грязным и слишком бессмысленным для собственного блага». Он описал намерение Пилы как «показывать вам серийного убийцу, скрывающегося внутри себя». Глейберман раскритиковал игру Элвеса, сказав: «[Элвес] должен быть показан на семинаре об опасности чрезмерно действующего. Он сравнил сюжет с фильмом «Семь», сказав: «В вопиющем подражании «Семи» «Пила: Игра на выживание]]» изображает сумасшедшего садиста, чьи отвратительные преступления в каждом случае предназначены для отражения грехов его жертв. Поворот здесь в том, что психопат не совершает убийство»[64]. Дэниел М. Киммел из «Telegram & Gazette» назвал его «одним из самых отвратительных фильмов, которые этот критик видел за более чем 20 лет работы»[65],

Стивен Холден из «The New York Times» написал смешанный отзыв, сказав, что фильм «делает лучшую, чем в среднем, работу по передаче паники и беспомощности людей, терроризируемых садистом в унижающей достоинство среде, но это все еще не особенно страшно. Что отличает своего демона от серийных убийц из заурядных фильмов, так это его импульс унижать и пытать своих жертв и оправдать их некоторой извращенной моралью». Он сказал, что фильм «серьезно подорван полуиспеченной, шаблонной детективной историей, в которой кадрирован ужас»[66]. Карина Чокано из «Los Angeles Times» также написала смешанный отзыв, сказав: ««Пила: Игра на выживание» настолько полна поворотов, что в конечном итоге рычит. Несмотря на все свои яркие инженерные и изобретательные сценарии пыток, Пила кажется любителем. Ганнибал Лектер пригласил его на обед». Она сказала, что фильм «неосторожно подчёркивает своё собственное шаткое повествование на каждом шагу со своей среднебюджетном хокинессе». Она также отметила, что у Элвеса и Уоннелла были проблемы с сохранением американского акцента[67]. Ещё один смешанный отзыв исходил от Роджера Эберта, который дал фильму две звезды из четырёх и посетовал на уловки и сюжетные приспособления, но, тем не менее, описал фильм как «хорошо сделанный и сыгранный, и делает то, что он делает так хорошо, как можно было ожидать»[68].

Ричард Дж. Лескоски из «The News-Gazette» Champaign-Urbana сказал: ««Пила: Игра на выживание» хочет, чтобы её приняли как еще один «Семь». Хотя в нём представлены извращённые грубые сцены и злодей с поверхностно педантичным мотивом, стоящим за его преступлениями (его жертвы, если они выживут, научились больше ценить жизнь), ему не хватает утонченности и блеска фильма Дэвида Финчера»[69]. Когда его спросили, был ли триллер 1995 года «Семь» вдохновением для «Пилы: Игра на выживание», Уоннелл сказал: «Для меня как сценариста, определенно. Я имею в виду, что «Семь» — это просто очень хорошо сконструированный фильм, и если вы пишете триллер, его не помешает изучить. С точки зрения сюжета, мы с Джеймсом никогда не чувствовали, что «Семь» так близок к нашему фильму. Думаю, если вы отойдёте, у вас есть два детектива, преследующих психопата, который использует мерзкий метод для преподавания людям уроков, и эти моменты перекликаются с фильмом «Семь». Однако нам всегда нравилось в «Пиле: Игра на выживание», так это то, что сюжет рассказывается с точки зрения двух жертв психопата, а не полиции, преследующей его, как вы так часто видите»[5].

Сайт «Bloody Disgusting» поставил фильм на десятое место в своем списке 20 лучших фильмов ужасов десятилетия, а статья назвала фильм «возможно, самым влиятельным фильмом ужасов десятилетия»[70]. «The Daily Telegraph» поставил фильм на 14-е место в своём списке «100 лучших, которые определил 2000-е годы»[71].

Награды и номинации

Год Результат Награда или фестиваль Номинация Примечания
2004 Победа Фестиваль фантастических фильмов и фильмов ужасов в Сан-Себастьяне Лучший фильм
2005 Победа Международный фестиваль фантастических фильмов в Брюсселе Лучший триллер
2005 Победа Gérardmer Film Festival Специальный приз жюри Разделил награду вместе с фильмом Calvaire
2005 Победа Gérardmer Film Festival Гран-при фестиваля
2005 Номинация Teen Choice Awards Лучший крик в фильме Крик Адама перед финальными титрами
2005 Номинация Teen Choice Awards Лучший фильм
2005 Номинация Satellite Awards Лучшие дополнения на DVD
2005 Номинация MTV Movie Awards Лучшая роль в фильме ужасов/триллере Кэри Элвес в роли доктора Гордона
2005 Номинация Golden Trailer Awards Лучший фильм ужасов
2005 Номинация Fantasporto Лучший фильм
2005 Номинация Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) Лучший фильм ужасов
2006 Номинация Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) Лучшее коллекционное издание DVD

Примечания

  1. Источники бюджета различаются. Некоторые поставили бюджет в 1 миллион долларов[13], 1,15 миллионов долларов[14] и 1,2 миллиона долларов[6].
  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Tobias, Scott Saw creators Leigh Whannell and James Wan. The A.V. Club (October 29, 2010). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 12 сентября 2011 года.
  2. 2,0 2,1 Walker, Sarah (September 2004). «Saw Cuts Deep». Fangoria: 50. ISSN 0164-2111.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Albin, Andrea Special Feature: 'Saw Revisited: Jigsaw's Long Journey'. Bloody Disgusting (October 26, 2010). Дата обращения: 17 сентября 2011. Архивировано 29 октября 2010 года.
  4. Otto, Jeff Interview: James Wan and Leigh Whannell. IGN 1 (October 27, 2004). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 7 ноября 2010 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Fallon, John The Arrow Interviews Leigh Whannell. JoBlo.com (2004). Дата обращения: 19 августа 2011. Архивировано 1 ноября 2014 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 They came, Saw, conquered. The Sydney Morning Herald (November 24, 2004). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 5 ноября 2010 года.
  7. Otto, Jeff Interview: James Wan and Leigh Whannell. IGN 2 (October 27, 2004). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 26 января 2013 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 A. Fernandez, Jay "Saw" horror franchise faces test with 5th movie. Reuters (October 20, 2008). Дата обращения: 18 августа 2011. Архивировано 23 октября 2012 года.
  9. 9,0 9,1 Saw Production Notes (1.18MB .DOC file download). Lionsgate (2004). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 30 сентября 2011 года.
  10. Harris, Dana Twisted, LG find way into 'Catacombs'. Variety (March 2, 2005). Дата обращения: 28 сентября 2011. Архивировано 18 сентября 2012 года.
  11. 11,0 11,1 Lidz, Franz. As the ' Saw ' turns, The Virginian-Pilot, Norfolk, Virginia: Landmark Media Enterprises (October 25, 2009).
  12. 12,0 12,1 Fleming, Mike 'Saw' comes, conquers. Variety (January 11, 2004). Дата обращения: 21 сентября 2011. Архивировано 5 февраля 2013 года.
  13. 13,0 13,1 Alexander, Chris. Saw's Unkindest Cutssaw's Unkindest Cuts, Toronto Star, Torstar (June 11, 2006).
  14. Lidz, Franz Limbs Pile Up, and Money, Too. The New York Times (October 21, 2009). Дата обращения: 18 сентября 2011. Архивировано 6 мая 2012 года.
  15. Fallon, John The Arrow Interviews James Wan. JoBlo.com (2004). Дата обращения: 19 августа 2011. Архивировано 23 марта 2014 года.
  16. Otto, Jeff IGN Interviews Cary Elwes. IGN 1 (October 26, 2004). Дата обращения: 18 августа 2011. Архивировано 7 ноября 2010 года.
  17. 17,0 17,1 Gorman, Howard 'Saw' at 15 – Cary Elwes on the iconic horror that "every studio turned down". New Musical Express (October 31, 2019). Дата обращения: 18 июля 2021. Архивировано 17 декабря 2022 года.
  18. Otto, Jeff IGN Interviews Cary Elwes. IGN 2 (October 26, 2004). Дата обращения: 18 августа 2011. Архивировано 26 января 2013 года.
  19. Welkos, Robert W. From a thriller to legal drama. Los Angeles Times (August 19, 2005). Дата обращения: 25 декабря 2022. Архивировано 25 декабря 2022 года.
  20. Gingold, Michael "Saw VII" Synopsis and Cast Revealed – Including Cary Elwes!. Fangoria (April 25, 2010). Дата обращения: 26 сентября 2011. Архивировано 14 июня 2012 года.
  21. Condit, Jon Glover, Danny & Smith, Shawnee (Saw). Dread Central (December 2, 2004). Дата обращения: 19 августа 2011. Архивировано 21 октября 2012 года.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 Saw DVD commentary
  23. Alter, Ethan Role Recall: Danny Glover Remembers 'The Color Purple,' 'Saw,' and His Classic Line in 'Lethal Weapon'. Yahoo! News (November 10, 2016). Дата обращения: 17 декабря 2022. Архивировано 17 декабря 2022 года.
  24. Leane, Rob Tobin Bell interview: Jigsaw, the Saw movies and more. Den of Geek (October 24, 2017). Дата обращения: 17 декабря 2022. Архивировано 17 декабря 2022 года.
  25. Vineyard, Jennifer 4 Saw Actors Remember Their Gross Movie Deaths. Vulture (October 22, 2014). Дата обращения: 26 июня 2021. Архивировано 25 октября 2014 года.
  26. 26,0 26,1 Messer, Ron James Wan & Leigh Whannell Insidious Interview; The Saw Creators Also Discuss Their Untitled Sci-Fi Project, Nihtfall, and Recent Horror Remakes. Collider.com (April 4, 2011). Дата обращения: 4 апреля 2011. Архивировано 6 августа 2011 года.
  27. 27,0 27,1 Fallon, John The Arrow interviews Gregg Hoffman, Oren Koules & Mark Burg. JoBlo.com (2004). Дата обращения: 19 августа 2011. Архивировано 1 ноября 2014 года.
  28. 28,0 28,1 28,2 Parker, Ryan Cary Elwes on 'MI:7' Production Snags, His Return to Rom-Coms and Standing Firm Against a 'Princess Bride' Reboot. The Hollywood Reporter (November 24, 2019). Дата обращения: 24 ноября 2021. Архивировано 17 декабря 2022 года.
  29. Otto, Jeff Interview: James Wan and Leigh Whannell. IGN 3 (October 27, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 26 января 2013 года.
  30. Saw: Director James Wan & Writer/Star Leigh Whannell. Bloody Disgusting (January 21, 2009). Дата обращения: 18 августа 2011. Архивировано 22 декабря 2017 года.
  31. Lions Gate Gets World Rights To Sundance Midnight Film "Saw". indieWire (January 13, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 9 марта 2016 года.
  32. Abele, Robert An outsider mentality. Los Angeles Times (October 28, 2004). Дата обращения: 19 августа 2011. Архивировано 16 октября 2012 года.
  33. American Red Cross Partners With Lionsgate on SAW IV Blood Drive. Red Cross (August 6, 2007). Дата обращения: 12 сентября 2011. Архивировано 6 ноября 2011 года.
  34. McClintock, Pamela Inside Move: 'Saw' gets into bloody vein for promo poster. Variety (October 9, 2006). Дата обращения: 12 сентября 2011. Архивировано 9 ноября 2012 года.
  35. Spence D. Charlie Clouser Interview. IGN 3 (November 1, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 19 марта 2012 года.
  36. MEGADETH: 'Die Dead Enough' Single To Be Featured In Upcoming Horror Film. Blabbermouth.net (July 26, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 12 марта 2005 года.
  37. Producer: MEGADETH's 'Die Dead Enough' Not Featured In 'Saw' Movie. Blabbermouth.net (July 28, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 17 декабря 2022 года.
  38. Loftus, Johnny Saw (Original) Motion Picture Soundtrack. Allmusic. Дата обращения: 17 августа 2011.
  39. Seeing Saw. The Numbers (February 24, 2005). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 13 июня 2013 года.
  40. Saw Remains on Top of Belated Rental Charts. The Numbers (March 5, 2005). Дата обращения: 17 августа 2011.
  41. Details and specifications for Saw (Special Edition, Uncut) on DVD. DVD Town. Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 7 августа 2011 года.
  42. Drawbaugh, Ben HD DVD and Blu-ray movies released on June 27th 2006. Engadget (June 26, 2006). Дата обращения: 14 декабря 2022. Архивировано 14 декабря 2022 года.
  43. Oddo, Marco Vito For the First Time Ever, Watch 'Saw's Grisly Games in 4K Ultra HD. Collider (April 7, 2021). Дата обращения: 14 декабря 2022. Архивировано 14 декабря 2022 года.
  44. J. Leskosky, Richard. Improbable ' Saw ' surprises, but still not worth a see, The News-Gazette (4 ноября 2004).
  45. Interview with Leigh Whannell, Writer of Insidious and Saw | Den of Geek. Дата обращения: 15 сентября 2017. Архивировано 13 октября 2017 года.
  46. Weekend Box Office Results for October 29–31, 2004. Box Office Mojo. Amazon.com (November 1, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011.
  47. Gray, Brandon 'Ray,' 'Saw' See Robust Bows. Box Office Mojo. Amazon.com (November 1, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011.
  48. Weekend Box Office Results for October 5–7, 2004. Box Office Mojo (November 8, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011.
  49. United Kingdom and Ireland and Malta Weekend Box Office. Box Office Mojo (November 14, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011.
  50. Australia Weekend Box Office. Box Office Mojo (March 10, 2005). Дата обращения: 17 августа 2011.
  51. Italy Weekend Box Office. Box Office Mojo (February 20, 2005). Дата обращения: 17 августа 2011.
  52. France and Algeria, Monaco, Morocco and Tunisia Weekend Box Office. Box Office Mojo (April 12, 2005). Дата обращения: 17 августа 2011.
  53. Saw (2004). Box Office Mojo. Дата обращения: 31 октября 2016.
  54. Foundas, Scott Splattered: An Interview with James Wan Talking torture, politics and not-so-sweet revenge. LA Weekly (August 30, 2011). Дата обращения: 19 августа 2011. Архивировано 9 марта 2012 года.
  55. Vejvoda, Jim Saw returning to theaters for its 10th anniversary. IGN (August 28, 2014). Дата обращения: 28 августа 2014.
  56. Worst Openings at the Box Office for 2,000+. Box Office Mojo. Дата обращения: 2 февраля 2015.
  57. Saw 10th Anniversary (2014). Box Office Mojo. Internet Movie Database (November 6, 2014). Дата обращения: 2 февраля 2015. Архивировано 17 декабря 2022 года.
  58. Saw (2004). Rotten Tomatoes. Дата обращения: 29 июня 2019.
  59. Saw Reviews. Metacritic. Дата обращения: 28 октября 2014.
  60. 'Spiral' Carves Up $8.7 Million Opening Weekend at Box Office. TheWrap (May 16, 2021). Дата обращения: 16 мая 2021. Архивировано 16 декабря 2022 года.
  61. Harvey, Dennis Sundance Review. Variety (January 27, 2004). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 8 октября 2011 года.
  62. Meyer, Carla Cheap Thrills Sharpen Grisly 'Saw'. San Francisco Chronicle (October 29, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 29 июня 2011 года.
  63. Newman, Kim Saw. Empire (April 1, 2006). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 13 ноября 2012 года.
  64. Gleiberman, Owen (October 27, 2004). «Saw Review».
  65. M. Kimmel, Daniel. Many will wish they'd never seen 'Saw', Telegram & Gazette (October 30, 2004).
  66. Holden, Stephen A Gore Fest, With Overtones of Iraq and TV. The New York Times (October 29, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 10 июля 2012 года.
  67. Chocano, Carina 'Saw' would work better if sharpened. Los Angeles Times (October 29, 2004). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 16 октября 2012 года.
  68. Ebert, Roger Saw movie review. RogerEbert.com (October 28, 2004). Дата обращения: 17 декабря 2022.
  69. J. Leskosky, Richard. Improbable ' Saw ' surprises, but still not worth a see, The News-Gazette (November 4, 2004).
  70. 00's Retrospect: Bloody Disgusting's Top 20 Films of the Decade ... Part 3. Bloody Disgusting (December 17, 2009). Дата обращения: 3 января 2010. Архивировано 10 августа 2011 года.
  71. Gritten, David; Robey, Tim; Sandhu, Sukhdev The films that defined the noughties. The Daily Telegraph (November 6, 2009). Дата обращения: 19 августа 2011. Архивировано 25 августа 2011 года.

Ссылки