Пивоваров, Даниил Валентинович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дании́л Валенти́нович Пивова́ров
Пивоваров, Даниил Валентинович.jpeg
Страна  СССР Россия
Научная сфера философия, религиоведение, культурология, философия религии, теория познания, философия науки
Место работы Уральский государственный университет,
Уральский федеральный университет
Альма-матер Уральский государственный университет
Учёная степень доктор философских наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель М.Н. Руткевич
Ученики В.И. Жуковский
Н.П. Копцева
Известен как философ, религиовед, культуролог; создатель научной школы «Синтетическая парадигма в философии» и научной концепции «Синтетическая теория идеального»
Награды и премии Заслуженные деятели науки Российской Федерации

Дании́л Валенти́нович Пивова́ров (29 октября 1943 года, Шанхай, Китай — 7 января 2016, Екатеринбург, Россия[1][2]) — советский и российский философ, религиовед и культуролог; специалист в области теории познания и философии религии[3]. Создатель научной школы «Синтетическая парадигма в философии» и научной концепции «Синтетическая теория идеального». Доктор философских наук (1987), профессор (1988).

Биография

Родился в Шанхае в семье русских эмигрантов.[3]

В 1947 году с родителями приехал в Россию в Свердловск.

В 1961 году окончил специальную английскую школу № 13.[1]

В 1962 — 1965 годах проходил срочную службу в Советской армии.

Поступил на радиотехнический факультет Уральского политехнического университета, но решил перевестись на философский факультет УрГУ.[1]

В 1970 году с отличием окончил философский факультет Уральского государственного университета[3].

В 1972 году досрочно окончил заочную аспирантуру философского факультета Уральского государственного университета[3]

В 1972 году под научным руководством М. Н. Руткевича защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Некоторые аспекты практической проверки истинности научной теории» (Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм).

С 1970 года преподаёт на философском факультете Уральского государственного университета.[3] Ассистент (1970—1975), старший преподаватель (1975—1978), доцент (1978—1986) кафедры диалектического материализма.

В 19771978 годах по программе Британского совета стажировался в Кембриджском университете.

С 1986 года — заведующий созданной им кафедрой истории и теории научного атеизма (позднее — кафедрой истории и философии религии; кафедра религиоведения) философского факультета Уральского государственного университета.[3].

В 1987 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Операционный аспект идеального отражения» (Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм)[3].

В 1988 году присвоено учёное звание профессора.

В 1989 году по программе Фулбрайта в качестве приглашённого профессора читал специальный курс по теории познания, а также занимался исследованием философского операционализма П. У. Бриджмена в Северо-Западном университете.

С 1986 года — член диссертационных советов по философии, культурологии и психологии в Уральском университете.

С 1996 по 1999 годы — член экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и вероисповедований при администрации Губернатора Свердловской области; в настоящее время — член Экспертно-консультативного совета при Екатеринбургской епархии. Председатель Экспертного совета по проведению религиозной экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции РФ по Свердловской области.

Скончался 7 января 2016 года. Похоронен на Сибирском кладбище города Екатеринбурга.

Научная и преподавательская деятельность

Создал научную школу «Синтетическая парадигма в философии», объединившую более 70 ученых. Подготовил 14 докторов и 30 кандидатов наук. Опубликовал более 500 научных работ, в том числе 32 монографии и учебные пособия. Научный редактор 25 книг.

Разработал синтетические концепции идеального, культуры, религии.

Д. В. Пивоваров занимался разработкой научной проблематики: идеальное и идеал; операционный аспект знания; метод экстраполяции; визуальное мышление в науке и изобразительном искусстве; неравновесные процессы в открытых нелинейных системах; элементарный объект и элементаристский подход; диалектика субъекта и объекта; религии в основании культур; взаимосвязь космоцентрической, социоцентрической и эгоцентрической религий; иррациональное в бытии и познании; вера и знание[3].

Построил особый диалектико-логический алгоритм категориального синтеза. Разработал «симфонику» как методологию толерантного ведения споров.

Д. В. Пивоваров считал, что идеальное есть виртуальное взаимоотражение субъекта и объекта, которое проявляется, как: выбор репрезентанта некой целостности и признание его за эталон, освоение эталона посредством возможных схем действия, перенос знания об эталоне на сверхчувственную целостность.[3]

Понятие истины, по Д. В. Пивоварову, имеет смысл только в отношении феноменов идеального и идеала и распадается на следующие аспекты:[3]

1) репрезентативный 2) креатологический 3) экзистенциальный.

В исследованиях структуры языка Д. В. Пивоваров выделил три звена: объект-язык, речеоперативную деятельность и субъект-язык — речеоперативный образ объект-языка.[3]

Культура для Д. В. Пивоварова идеалообразующая сторона человеческой жизни, первоосновой которого он считает сакрализованные идеалы, а выражением — взаимосвязанные множества светских идеалов.[3]

Д. В. Пивоваров рассматривал религию, как священную связь людей с Абсолютом, как начало сакрализирующее основные ценности жизни. Он выделяет три вида религий:[3]

1) эгоцентрические 2) социоцентрические 3) космоцентрические

Д. В. Пивоваров предложил различать понятие вера двух видов:[3]

1) faith — вера (духовное влечение души к предельным основаниям бытия) 2) belief — вера (признание без достаточного основания истинности образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания).

Одним из первых в отечественном религиоведении осуществил исследование идейной основы мировой религии бахаи.

Благодаря Д. В. Пивоварову в научный оборот были введены новые понятия и термины: диалектико-логический алгоритм, объект-язык и субъект-язык, виртуал, имманация, оксирома, крипта, сциент и асциент, арт-философ, faith-вера и belief-вера, онтология религии, гносеология религии, праксеология религии.

Читал курсы философии, философии науки, философии религии, оригинальные специальные курсы «Проблема идеального», «Теория рефлексии Гегеля», «Основные категории онтологии», «Операциональный аспект научного знания», «Визуальное мышление в изобразительном искусстве», «Религия как социальная связь», «Знание и вера в науке и религии», «Язык религии».

Семья

Жена — Азетта Михайловна Пивоварова. Сын — Максим Даниилович Пивоваров (умер в 1999 г.). Сын — Даниил Даниилович Пивоваров (род. 5 мая 1968 г.), выпускник философского факультета УрГУ[4], телеведущий, автор и ведущий еженедельных информационно-юридических программ «Код безопасности» и «Резонанс» на телеканале КРИК.[5]

Научные труды

Монографии и пособия


Энциклопедии и словари



Статьи


Рецензии

Переводы

Интервью

Награды

  • В 1977 году стал Лауреатом Всесоюзного конкурса молодых учёных по проблемам диалектического материализма, который проводился Философским обществом СССР совместно с журналом «Вопросы философии». Его статья «О соотношении предметного и операционального компонентов научного знания» была признана лучшей.
  • Лауреат ряда премий УрГУ за:
    • монографию «Диалектика субъекта и объекта» (1994)
    • серию статей в «Современном философском словаре» (1997)
    • учебные пособия «История и философия религии» (2002) и "Философия религии (2007) в номинации «За лучшую учебно-методическую работу».
  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1998 год)[6]
  • В 1999 году лауреат премии им. В. Н. Татищева и Г. В. де Генина.
  • Почётный профессор Гуманитарного университета Екатеринбурга (2001).
  • В 2002 году на конкурсе гуманитарного фонда «Золотая мысль» монография «Дух, душа и вера» была признана лучшей среди работ.
  • Почётный профессор Уральского государственного университета (2004).

Примечания

Литература

Ссылки