Петрозаводский порт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Петрозаводский порт
Пассажирский причал (аэрофотосъёмка)Пассажирский причал
(аэрофотосъёмка)
Местонахождение Петрозаводск,
Республика Карелия
Дополнительные сведения
Ближайшая ж/д станция Петрозаводск (станция)
Ближайший аэропорт Петрозаводск (аэропорт)
61°47′24″ с. ш. 34°23′30″ в. д.HGЯO

Петрозаво́дский порт — один из старейших российских портов, расположен на южном берегу Петрозаводской губы Онежского озера в черте города Петрозаводска.

Представляет комплекс сооружений для приёма и отправки, разгрузки, погрузки и стоянки судов, складирования грузов и обслуживания пассажиров.

История

Впервые пристань Петрозаводска упоминается в донесении вице-коменданта Шуйских заводов А. С. Чоглокова ингерманландскому генерал-губернатору А. С. Меньшикову 28 августа 1704 г. — «пристань на Шуйских заводах строится»[1].

Уже в сентябре 1704 года пристань была построена. Она предназначалась для доставки водным путём на Олонецкую верфь пушек с ядрами, произведённых на Шуйском оружейном заводе, и находилась в устье реки Лососинка.

В 1793 году была сооружена деревянная общественная пристань. В 1839—1940 годах на пристани был построен маяк за счёт города с привлечением пожертвований частных лиц и средств морского министерства, названный Константиновским по имени посетившего Петрозаводск великого князя Константина Николаевича. Издержки по содержанию маяка, включая содержание смотрителя, взял на себя город[2]. В 1858 году маяк был перенесен на восточный угол новой поперечной дамбы[3].

Первый пароход пришел к петрозаводской пристани 7 августа 1828 г.[4].

В 1860 году товариществом Петербуржско-Волжского пароходства было организовано регулярное сообщение между Петрозаводском и Санкт-Петербургом. Пароходом «Новая Ладога» буксировались баржи с изделиями Александровского-пушечного завода и кроме казённых грузов баржами перевозились пассажиры и «частные ручные клади»[2].

Веcной 1864 г. пристань и маяк при ней были разрушены ледоходом. На средства олонецкого губернатора Ю. К. Арсеньева и других благотворителей была построена новая пристань, которая получила имя «Александровской». Для борьбы с заторами льда, ее строитель архитектор К. М. Гарнич-Гарницкий устроил специальные свайные кусты с железной оковкой. Александровская пристань была открыта в 1866 г.[5].

В 1873 году открылось пароходное сообщение между Петрозаводском и Повенцом.

В 1875 году рядом с пристанью была построена спасательная станция.

В 1876 году открылось пароходное сообщение между Петрозаводском и Пудожем. С 1890 года был организован «круговой» маршрут Петрозаводск-Повенец-Пудож-Вознесенье[2].

В начале 1900-х годов по инициативе предпринимателей Петрозаводска было организовано «Онежское пароходное общество», закуплены современные пароходы и в 1906 году пароходы вышли на линию. Контора пароходного общества была открыта вблизи пристани на Владимирской улице.

В 1923 году пристань вошла в состав Северо-Западного речного пароходства Наркомвода СССР, с 1940 года — в составе Беломорско-Онежского пароходства.

В 1930-е годы пристань была одной из крупных пристаней Северо-Западного пароходства. Кроме грузовых, осуществлялись транзитные рейсы Ленинград-Петрозаводск-Медвежья Гора, пассажирские Петрозаводск-Шала, местные Петрозаводск-Соломенное-Судострой[6].

С началом Советско-финской войны (1941—1944) суда Петрозаводской пристани были переданы в состав Онежской военной флотилии, Петрозаводск был оккупирован финскими войсками.

После освобождения Петрозаводска, в послевоенные годы, проходила модернизация оборудования пристани, построены железобетонные гидротехнические сооружения, было проведено оснащение портальными и плавучими кранами, поступили новые суда.

В 1961 году пристань была переименована в Петрозаводский порт. С 1962 года были организованы регулярные рейсы на остров Кижи, в Подпорожье, Медвежьегорск, Вытегру, Великую Губу. С завершением строительства Волго-Балтийского водного пути, с 1964 года порт начал принимать суда с Дона и Волги.

В 1967 году была построена железнодорожная ветка, которая связала грузовой причал порта с Октябрьской железной дорогой. В 1975 году было построено новое здание водного вокзала.

Начальники порта

  • ?
  • А. А. Георгиевский (с 1917)
  • И. Т. Морозов
  • П. А. Зелинский (1950—1954)
  • И. Ф. Порозенко (1954—1977)
  • Н. А. Бурдаков (1977—1984)
  • Д. Н. Тихонов (1987—1990)
  • И. Т. Надькин (1990—1998)
  • Г. М. Огрюм (1999—2002)
  • С. И. Розолинский
  • ?

Фотогалерея

Old Petrozavodsk.jpg Petrozavodsk, 1916.jpg Petrozavodsk port.jpg ПричалПетрозаводскогоПорта.jpg Речной вокзал.jpg
Петрозаводская пристань (1915 год) Петрозаводская пристань (1916 год) Грузовой причал порта (2007 год) Яхты на пассажирском причале (2014 год) Здание Водного вокзала

Примечания

  1. Коронен А. В устье Лососинки. Петрозаводскому порту — 280 лет // Ленинская Правда. 1984. 20 июня.
  2. 2,0 2,1 2,2 История Петрозаводска: власть и горожане. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. — 375 с. ISBN 978-5-9274-0328-8
  3. Казенные и общественные постройки в Олонецкой Губернии, в 1858 году // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1860 год / изд. ред. Олонец. губерн. Ведомостей. — Петрозаводск: Губерн. тип., 1860. — л.217-219.
  4. [gufo.me/dict/biography_encyclopedia/%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2 Игнатий Семёнов]
  5. Олонецкие губернские ведомости. 1866. 7 мая, 25 июля, 30 июля, 6 августа.
  6. Альшиц Л. На петрозаводской пристани // Красная Карелия. 1938. 10 августа.

Литература

  • Коронен, А. М. Порт работает по-новому / А. М. Коронен. — Петрозаводск : Карелия, 1977. — 80 с.
  • Коронен, А. Порт пяти морей : [Петрозаводский порт] / Анатолий Коронен // Карелия. — 2004. — 4 сентября — С. 5.
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 412—464 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2)
  • Улицы и площади старого Петрозаводска / отв. ред. к. и. н. Жульников А. М. — Петрозаводск: Карельский государственный краеведческий музей, 2003 — 48с. ISBN 5-94804—020-8

Ссылки