Петров, Владимир Михайлович (режиссёр)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Петров
Владимир Петров (режиссёр).jpg
Имя при рождении Владимир Михайлович Петров
Дата рождения 10 (22) июля 1896(1896-07-22)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 7 января 1966(1966-01-07) (69 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия кинорежиссёр, сценарист, актёр
Карьера 1928—1964
Награды
Орден Ленина — 1938 Орден Трудового Красного Знамени — 1944 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Народный артист СССР — 1950 Заслуженный артист РСФСР — 1935 Сталинская премия — 1941 Сталинская премия — 1946 Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1950

Влади́мир Миха́йлович Петро́в (10 [22] июля 1896, Санкт-Петербург7 января 1966, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950). Народный артист СССР (1950)[1].

Биография

Владимир Петров родился в Санкт-Петербурге в семье книгоиздателя; с детства вместе с братом и сестрой участвовал в любительских театральных представлениях на даче в Поповке[2]. В 1915—1916 годах учился на юридическом факультете Петроградского Императорского университета и, одновременно, на драматических курсах Императорского петербургского Театрального училища у Юрия Юрьева[3].

Во время Первой мировой войны окончил Одесскую школу прапорщиков и служил в армии. Участник Гражданской войны[4].

Творческую деятельность начинал как драматический актёр, с 1917 года играл в «Лесном Зимнем театре» в Петрограде[3]. С 1918 года — актёр и режиссёр в труппе известного театрального режиссёра Гордона Крэга в Англии[1]. Вернулся в Россию в 1920 году.

По словам писателя Бориса Васильева, в творческой среде ходили слухи, будто в те годы Петров на самом деле воевал в Белой армии: по одной версии, он участвовал в Первом Кубанском походе, попал в плен и был освобождён по личной просьбе Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко; по другой — служил начальником контрразведки у Антона Деникина и добровольно перешёл на сторону большевиков. Его также называли разведчиком в тылу армии генерала Константина Мамонтова и английским шпионом, сдавшим агентуру и за это помилованным[5]. Ещё одна версия гласит, что в 1918 году он служил в ставке барона Врангеля, но перешёл на сторону Красных и до 1922 года служил в ВЧК[2].

В 1924 году учился на кинокурсах Вячеслава Висковского, с 1925 года работал на киностудии «Севзапкино» помощником режиссёров Висковского, Семёна Тимошенко, Григория Козинцева и Леонида Трауберга[1].

В 1928 году дебютировал как режиссёр, совместно с Николаем Береснёвым поставив детский фильм «Золотой мёд» о перевоспитании беспризорников в детской трудовой коммуне. Фильм на несколько лет опередил другую известную ленту о беспризорниках — «Путёвка в жизнь» (1931), сделав Петрова одним из первых советских детских режиссёров[6].

Для детей и юношества были предназначены и следующие картины «Джой и Дружок» (1928), «Адрес Ленина» (1929), «Фриц Бауэр» (1930). В его ранних картинах чувствовалось влияние немецкого экспрессионизма, что приводило к излишней мрачности и сложности восприятия[6].

В число ведущих советских кинорежиссёров вошёл после экранизации пьесы Александра Островского «Гроза» (1934), в которой был занят актёрский ансамбль в составе Аллы Тарасовой, Варвары Массалитиновой, Михаила Тарханова, Михаила Царёва, Михаила Жарова. На 2-м Венецианском фестивале, где фильм в числе прочих советских картин завоевал кубок выставки, был особо отмечен актёрский ансамбль «Грозы»[7].

Известной работой режиссёра стала масштабная историческая постановка «Пётр Первый» (1937—1939) по совместному с Алексеем Толстым сценарию. Игра Николая Симонова и картина в целом отмечались среди наиболее значительных достижений раннего советского кино[1][6].

С 1943 года работал режиссёром «Мосфильма». В 1944 году поставил картину «Кутузов», в которой главную роль исполнил Алексей Дикий. В 1945 году перенёс на экран пьесу Островского «Без вины виноватые», отмеченную премией кинофестиваля в Венеции, а в 1948—1949 годах поставил фильм «Сталинградская битва».

Могила Петрова на Новодевичьем кладбище

Экранизации русской литературной классики оставались в центре творчества режиссёра и в 1950-е годы: «Ревизор» (1952), «Поединок» (1957), «Накануне» (1959). За умение подбирать актёров и работать с ними, в том числе, за творческую свободу, которую он им предоставлял, получил прозвище «актёрский режиссёр», которым гордился[8].

Николай Черкасов писал в мемуарах, что Петров «по методам работы близок к режиссёрским традициям Московского Художественного театра, мастеров которого он обычно привлекал к участию в своих картинах. Как режиссёр он отличался глубиной и широтой мышления, стремлением к большим масштабам, желанием решать крупные, значительные задачи и умением преодолевать всевозможные трудности во имя достижения высокого качества»[9].

Был автором сценариев большинства своих фильмов.

С начала 50-х жил в Москве в доме 31/29 по ул.Поварская, на одной лестничной площадке с режиссером Всеволодом Пудовкиным.[источник не указан 824 дня]

Владимир Петров скончался 7 января 1966 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Семья

  • Жена — Кэтевана Григорьевна Церетели (умерла в 1977 году)[10].

Фильмография

Год Фильм
Режиссёр Сценарист Примечание
1928 Золотой мёд
ДаY
совместно с Н. Я. Береснёвым, фильм не сохранился
Джой и дружок
ДаY
ДаY
режиссура и сценарий совместно с М. Хухунашвили, фильм не сохранился
1929 Ледяная судьба
ДаY
ДаY
сценарий совместно с Б. Л. Бродянским, фильм не сохранился
Адрес Ленина
ДаY
фильм не сохранился
1930 Фриц Бауэр
ДаY
ДаY
фильм не сохранился
1931 Плотина
ДаY
ДаY
фильм не сохранился
Товарный № 717
ДаY
фильм не сохранился
1932 Беглец (короткометражный)
ДаY
ДаY
сценарий совместно с М. Ю. Блейманом
1933 Гроза
ДаY
ДаY
19371938 Пётр Первый
ДаY
ДаY
совместно с С. И. Бартеневым, сценарий совместно с А. Н. Толстым и Н. М. Лещенко
1941 Чапаев с нами (короткометражный)
ДаY
1942 Неуловимый Ян
ДаY
совместно с И. М. Анненским
1943 Кутузов
ДаY
1944 Юбилей
ДаY
ДаY
совместно с Г. А. Левкоевым
1944 Без вины виноватые
ДаY
ДаY
19481949 Сталинградская битва
ДаY
1951 Спортивная честь
ДаY
1952 Ревизор
ДаY
ДаY
совместно с В. Швелидзе
1956 300 лет тому…
ДаY
1957 Поединок
ДаY
ДаY
1959 Накануне
ДаY
ДаY
сценарий совместно с О. Василевым
1960 Первый урок
ДаY
совместно с Р. Вылчановым
19631964 Русский лес
ДаY
ДаY
сценарий совместно с Л. М. Леоновым и Ю. Б. Лукиным

Звания и награды

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Кино. Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 321—322. — 637 с.
  2. 2,0 2,1 Владимир Петров. Легенды мирового кино на YouTube. Телеканал «Культура»
  3. 3,0 3,1 Знаменитые деятели искусства в Санкт-Петербургском университете / сост. Д. А. Гусев и др.. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. — С. 262. — 287 с. — ISBN 978-5-288-05763-2.
  4. Лебедев Н. А. Режиссёрские кадры РСФСР // Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 – 1934 годы. — 1965. Архивировано 5 апреля 2016 года.
  5. Васильев Б. Л. Век необычайный. — М.: Вагриус, 2003. — С. 224—225. — 236 с. — ISBN 5-9560-0135-6.
  6. 6,0 6,1 6,2 Большая советская энциклопедия. Т. 32. Панипат-Печура. — 2-е изд. — М.: Большая Советская энциклопедия, 1955. — С. 597. — 648 с.
  7. Михаил Жаров. Актёр ты или ничто? О работе над ролью Кудряша в «Грозе». Чапаев (1972).
  8. Романов А. В. Немеркнущий экран. Записки журналиста. — М.: Советская Россия, 1976. — С. 131. — 270 с.
  9. Черкасов Н. К. Николай Черкасов. — М.: ВТО, 1976. — С. 65—66. — 432 с.
  10. Участок 6 : Ряд 29 : 11 // Новодевичий мемориал : Некрополь Новодевичьего кладбища / Авт. и сост. С. Е. Кипнис. — М.: Пропилеи, 1995. — С. 216. — 430 с. — ISBN 5-7354-0023-1.
  11. Петров, Владимир Михайлович — RuData.ru. Дата обращения: 29 марта 2022. Архивировано 7 марта 2019 года.

Ссылки