Петербургский форштадт (Выборг)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Петербургский форштадт
Город Выборг
Административный район города Центральный
Дата основания XVIII век

Петербургский форштадт — одно из исторических предместий Выборга, оформившееся в XVIII веке и включённое в городскую застройку в соответствии с генеральным планом 1861 года в качестве административного района Анина (позднее — Калева). В отличие от Старого города, на современных картах Центрального микрорайона Выборга не указывается и используется только как историческое понятие.

История

После большого пожара, случившегося в Выборгской крепости в 1738 году, военные власти запретили горожанам вновь селиться в районе крепости Короно-Санкт-Анны и в Земляном городе (Рогатой крепости)[1]. Поэтому городские жители стали строить деревянные дома по обеим сторонам дороги, ведущей в Петербург. Так в первой половине XVIII века возникло Санкт-Петербургское предместье (на картах XIX века чаще именовалось Петербургским форштадтом). Оно было отведено для русских жителей (в качестве шведско-финского поселения предполагалось сформировать Выборгский форштадт), но на практике население стало смешанным.

Основное население форштадта относилось к небогатым слоям: здесь, в частности, проживали извозчики, ремесленники, отставные солдаты. В соответствии с требованиями военного ведомства их постройки не могли располагаться ближе 130 саженей (270 метров) к Выборгской крепости, так как эспланада должна быть всегда открытой для артиллерийского огня. На эспланаде у городского колодца постепенно сформировалась площадь Красного колодца, ставшая местом отдыха и праздничных развлечений. Первоначальная застройка предместья, в основном одноэтажная и деревянная, была нерегулярной. Только на Большой улице (Петербургской дороге) находилось несколько красивых больших деревянных зданий, принадлежавших русским купцам. С ростом Выборга в форштадте начали поселяться зажиточные горожане и чиновники[1]. Заметную роль играла каменная православная Ильинская церковь, расположенная на возвышенности — архитектурная доминанта предместья. К 1812 году в предместье насчитывалось 329 застроенных участков. Форштадт окружали луга, пригодные для распашки, выпаса скота и разведения садов. К нему примыкал расположенный на Петербургской дороге летний лагерь Выборгского гарнизона.

В 1861 году выборгским губернским землемером Б. О. Нюмальмом был разработан городской план, предусматривавший снос устаревших укреплений Рогатой крепости и формирование сети новых прямых улиц, разделивших территорию бывшего форштадта на участки правильной формы. Согласно плану город разделялся на 9 районов, и вместо Петербургского форштадта формировался городской район Анина (часть территории форштадта была выделена в район Репола), соединённый с бывшей крепостью новой главной городской магистралью с парком-эспланадой. Но выполнение плана с переделом земельных участков и выпрямлением улиц растянулось на многие годы: некоторые деревянные домики прежнего предместья сохранялись вплоть до советско-финских войн (1939—1944). Несмотря на перепланировку, Петербургский форштадт оставил след на карте города: ряд кварталов, прилегающих к Вокзальной улице и Ленинградскому шоссе, находится под углом к соседним: сохранились направления некоторых улиц, сформировавшихся до разборки городских укреплений.

Считается, что название Анина связано с именем императрицы Анны Иоанновны, в царствование которой образовалось предместье. В 1929 году, после провозглашения независимости Финляндии, в рамках кампании по устранению названий, связанных с российским периодом истории Выборга, Анина получила новое название — Калева (фин. Kaleva, по имени персонажа финского фольклора). Некоторые улицы городского района носили названия, данные в честь персонажей карело-финского эпоса «Калевала» (например, улица Куллерво).

В соответствии с генеральным планом Выборга 1929 года, разработанным архитектором О.-И. Меурманом, предполагалось выпрямить въезд в город с юго-восточной стороны, проложив главную городскую автодорогу от Южного кладбища[fi] до района дома Лаллукки. Новой композиционной осью Калевы должна была стать широкая улица Калеванкату — основная составная часть автомагистрали. Однако работы по пробивке шоссе, проводившиеся в 1930-х годах, были прерваны в связи с началом военных действий, а после войны возобновлены не были.

С 1944 года, по итогам Выборгской наступательной операции Великой Отечественной войны, финские названия улиц были заменены русскими[2]. В послевоенный советский период центр города не разделялся на административные районы (на картах выделялись только отдалённые от центра территории — посёлки). С 2008 года, после введения подразделения на микрорайоны, территория бывшего предместья входит в Центральный микрорайон Выборга.

В 1960-х годах участки, освободившиеся от сгоревшей в военное время малоэтажной деревянной застройки бывшего форштадта, активно застраивались типовыми жилыми домами советской архитектуры — «хрущёвками». Однообразие их пропорций и фасадов из силикатного кирпича не украсило городскую застройку и впоследствии было подвергнуто критике. Вместе с тем ряд зданий внесён в реестр объектов культурного наследия в качестве архитектурных памятников: это прежде всего довоенные постройки в стиле неоготики, модерна и функционализма, а также некоторые образчики советского архитектурного модернизма.

Планы города

Литература

  • Кауппи У.-Р., Мильчик М. Выборг. Столица Старой Финляндии / Ред. М. Инбар. — Хельсинки, 1993. — 200 с. — ISBN 951-717-743-7.
  • Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности / Ред. О.В. Казаков. — Выборг: «Фантакт», 1992. — 200 с.
  • Неувонен П., Пёюхья Т., Мустонен Т. Выборг. Архитектурный путеводитель / Пер. Л. Кудрявцевой. — 2-е изд. — Выборг: «СН», 2008. — 160 с. — ISBN 5-900096-06-8.

Примечания