Персонификации на римских монетах
Персонификация на римских монетах — чеканка изображений разных явлений и образов на монетах во времена Древнего Рима вследствие обожествления римлянами повседневных событий и явлений. Римляне персонифицировали явления, города, провинции и континенты[1].
История
Римляне чеканили персонифицированные изображения на реверсах монет. Для них характерно было думать, что власть богов проявляется во всех сферах жизни людей и отражается даже в повседневных мелочах. Боги управляли разными сферами жизни людей. Церера — сельским хозяйством, а Марс — войной, Фортуна — человеческой судьбой, Пакс поддерживала мир. Богиня Согласия помогала налаживать гармоничные взаимоотношения как в частной, так и в общественной жизни. Либертас стала символом политической свободы. Виртус и Гонос олицетворяли солдатскую доблесть и честь[2][3].
Марс на римских монетах
Бог войны Марс часто присутствовал на монетах, которые чеканились в военное время. Его можно увидеть на монетах Лутация Серсона, Альбина Брута, Терма и Маллеола, Лентула, Сатриена, Аксия Назова, Рустия, Муссидия Лонга и Клодия[4][5].
Либертас на римских монетах
Либертас — персонификация духа республиканской конституции. Она изображается на реверсах монет Парция Лекка и Касия в квадриге. Богиня появляется на монетах Эгнация Максума: на аверсе одной из монет изображен бюст богини, на реверсе еще одной монеты — богиня на биге. На еще одном реверсе монет изображен храм Юпитера и Либертас. Возможно, в этом контексте изображение свободы означает получение больших прав италийскими народами. Либертас изображена на денариях Брута и Кассия. Она представляет конституцию, для которой есть угрозы. Изображение богини на денарии Паликана — олицетворение верности Юлия Цезаря конституции[3][6].
Богиня Салюс (Салюта) на римских монетах
Богиня Салюс (Спасение) или Салюта является персонификацией защиты. Она расположена на денарии Силана, чтобы защитить государство от грозящих ему опасностей. Салюс, также как и Валетудо — персонификация здоровья — расположена на денарии Ацилия. Они напоминают о первом римском враче, основавшем врачебные лечебницы на улице Ацилия[1][7].
Другие персонификации
Виктория сопровождала римлян в их военных походах, Гений — охранял человеческую жизнь[3]. Виртус изображена на денарии Аквиллия в виде головы в шлеме. Чеканку этой монеты Аквиллий посвятил своему деду, который когда-то подавил восстание рабов[1]. Пакс (Мир), который правит бигой, изображен на реверсе денария с головой слона. Богиня Фелицитас, которая является персонификацией счастья, процветания и мира, изображена на аверсе квинария Паликана[3][8].
Пиетас в Древнем Риме олицетворяла сострадание и преданность. Ее изображение размещено на реверсе Геренния в виде катанских братьев. Аист — один из атрибутов богини — расположен на оборотной стороне монеты Кецелия Метелла Пия. Пиетас, размещённая на реверсе Гирция, является символом набожности, относится к главным жрецам Юлия Цезаря. Также Пиетас расположена на реверсе денария Марка Антония как символ преданности делу брата[1]. Богиня победы Виктория является персонификацией преимуществ римских солдат над другими армиями. Вначале её часто изображали на монетах с крыльями, стоящей на колеснице с пальмовой ветвью и венком. Виктория изображалась на реверсе монеты Катона, возле ее изображения была сделана подпись «Победительница». Изображение Виктории с крыльями появляется на монетах Оппия, Каризия, Папия Цельза, Валерия Флакка, Тиция, Планка, Нумония Ваалы. Вариаций изображений Виктории множество. Она может держать щит в руках, стоять с венком и пальмовой ветвью, подносить венок к трофеям[1].
Испания на денарии Постумия Альбина изображена женщиной с ниспадающими волосами, которая занимается восхвалением провинции. Италия изображена на монетах как вооружённая богиня. Персонификация стала такой после борьбы с восставшими италийцами в 91-89 гг до н. э. Богини Рома и Италия показали примирение Рима и Италии на реверсе денария Калена и Кордия. Аверс Гостилия Сасерна представлен покорённой провинцией, которую символизируют мужчина и женщина[1]. Римляне персонифицируют Африку. Континент изображен в виде слона на ауреусе Помпея Великого, на денарии Корнуфиция, на денарии Эппия. Азия изображена на реверсе Мурка в виде коленопреклонной фигуры, которая ждёт, что она будет поднята на ноги[9].
Юнону римляне почитали как защитницу во время военных действий и как советчицу. Изображение Юноны чеканилось на монетах Тория Бальба, Процилия, Папия и Росция Фабата. При Папие Цельсе чеканились монеты с Юноной на реверсе, вместе с такими атрибутами, как волк и орёл. На денарии Л. Котты изображен покровитель монетного двора — Вулкан [10]. Аполлон появляется на реверсах монет Помпония Музы в качестве покровителя муз, на денариях Аквиллиях — как Бог-солнце. Также его изображение чеканится на монетах во времена Кордия Руфа, Валерия Асискула, Аквиллия, Лукреция III, Антония. В большинстве случаев Аполлон на монетах является символом восходящего солнца[11].
На монетах римлян часто чеканилось изображение Юпитера. Монеты Рубрия Доссена, на аверсе которых были изображены Юнона, Юпитер, Нептун и Минерва, чеканились в качестве благодарности богам за победу в гражданской войне. На реверсе таких монет изображалась триумфальная колесница Виктории. Чеканя изображения Юпитера на монетах, Сципион Азиат рассчитывал получить одобрение божества в вопросе битвы с кимврами[12].
Сатурна изображали на монетах вместе с арфом[чем?] и считали его хранителем государственных денег. Его изображение размещали на аверсе монет при Нерии, Пизоне и Цепионе. Чеканка монет с Нептуном проходила в те годы, когда предполагались морские сражения[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Монеты Рима, 2005, с. 66.
- ↑ Монеты Рима, 2005, с. 64.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Монеты Рима, 2005, с. 65.
- ↑ 4,0 4,1 Монеты Рима, 2005, с. 59.
- ↑ Аверс и реверс, 2016, с. 89, 116, 117, 122, 123, 127, 130, 131.
- ↑ Аверс и реверс, 2016, с. 100, 108, 120, 132.
- ↑ Аверс и реверс, 2016, с. 101, 106, 107, 109, 122.
- ↑ Аверс и реверс, 2016, с. 116, 121, 130.
- ↑ Монеты Рима, 2005, с. 67.
- ↑ Монеты Рима, 2005, с. 61.
- ↑ Монеты Рима, 2005, с. 60.
- ↑ Монеты Рима, 2005, с. 58.
Литература
- Аверс и реверс истории / [Ред. кол.: А.В. Митяева и др.]. — М.: Международный нумизматический клуб, 2016. — 216 с. — ISBN 978-5-9906902-6-4.
- Гарольд Мэттингли. Монеты Рима. С древнейших времен до падения западной империи. — 2005. — ISBN 1-932525-37-8.
- Ascanio Modena Altieri Vis et Mos, un compendio di simbologie e personificazioni allegoriche nella monetazione imperiale da Augusto a Diocleziano. Firenze: Porto Seguro Editore, 2022. (testo disponibile Архивная копия от 1 марта 2022 на Wayback Machine)