Пермь-Котласская железная дорога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пермь-Котласская железная дорога
Расписание движения поездов на 1899 г.Расписание движения поездов на 1899 г.
Годы работы 18981900
Страна Российская империя
Город управления Пермь
Состояние вошла в состав Пермской железной дороги
Подчинение Российская империя

Пермь-Котласская железная дорога — железная дорога в Российской империи, построена за счёт государственной казны в 1895—1898 годах. Линия проложена из Перми на Глазов, Вятку к пристаням на Северной Двине. С 1900 года в составе Пермской железной дороги. В настоящее время линии исторической дороги относятся к Северной ж. д., Горьковской ж. д. и Свердловской ж. д.

История

Управление Пермской дороги. Фото 1910 г.

13 (25) мая 1895 года указом императора Николая II утверждено положение Комитета Сибирской железной дороги о строительстве железной дороги из Перми через Вятку и порты Северной Двины в Котлас. Сооружение линии производилось через Управление по сооружению Сибирской железной дороги.[1] Управление строительными работами расположилось в Вятке.[2]

1 (13) марта 1899 года началось движение поездов[3][4].

В 1900 году объединена с Пермь-Тюменской железной дорогой (до 1898 года — Уральская горнозаводская железная дорога) в единую Пермскую железную дорогу с управлением в городе Пермь[5][6].

С 1937 года — переименована в железную дорогу имени Л. М. Кагановича, которая в 1944 году была разделена на Пермскую и Свердловскую железные дороги. С 1953 года часть бывшей Пермь-Котласской дороги в составе Свердловской железной дороги, большая часть (от станции Чепца до станции Сусоловка) в составе Горьковской железной дороги.

Станции

Пермь — Вятка

Вятка — Котлас

Инженерные сооружения

Мост через Каму

Мосты через р. Каму у Перми (длиною 840 м). Проект утверждён в апреле 1896 года. Торжественно открыт 27 января (8 февраля1899 года. Взорван отступающими колчаковцами в 1919 году. Движение восстановлено в феврале 1920 года[9].

Мосты через р. Чепцу, через р. Вятку у Вятки, через р. Лузу.

Примечания

  1. ПСЗ-3, 1895 г., № 11667
  2. Северная магистраль. 27 июля 2007 г. «Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги»
  3. РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 10. Доклад № 46 от 22 января 1899 г. «Об открытии сквозного движения по Пермь-Котласской ж. д.»
  4. Верхоланцев В. С. Летопись г. Перми с 1890 до 1912 г. Пермь, 1913. С. 34.
  5. РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 12. Доклад № 247 от 5 ноября 1899 г. «О присоединении Пермь-Котласской ж. д. к Пермь-Тюменской под одним общим наименованием Пермской ж. д.»
  6. М. Н. Степанов. Уральская горно-заводская железная дорога Архивная копия от 12 июня 2018 на Wayback Machine // Статья на сайте «Пермский край. Энциклопедия».
  7. Железнодорожный вокзал станции Пермь II (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2011. Архивировано 26 сентября 2011 года.
  8. Расписание товарно-пассажирского поезда № 5. 1899 г.. Дата обращения: 15 сентября 2011. Архивировано 25 октября 2011 года.
  9. Государственный архив Пермского края. Годовщина открытия Камского железнодорожного моста. (недоступная ссылка)

Литература

  • Пермь-Котласская железная дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Неопиханов А. А. Железнодорожные пути Урала: с прил. карты ж. д. на Урале // Сост. И. И. Тецнер. Пермь: электротип. Губ. земства. 1912 г.
  • Свердловская магистраль: [100 лет ж. д.] // Свердловск: Средне-Уральское кн. изд. 1978 г.
  • Пунин А. Л. Л. Архитектура отечественных мостов // : «Стройиздат». 1982 г.
  • История железнодорожного транспорта России. // Том 1. Санкт-Петербург. 1994 г.