Переченье

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пере́ченье (лат. relatio non harmonica) в многоголосной музыке — вид голосоведения, при котором вслед за ступенью звукоряда в одном голосе следует та же ступень в другом голосе, повышенная или пониженная на хроматический полутон.

Краткая характеристика

Переченье происходит тогда, когда один из двух голосов ведётся скачком, а второй ведётся в ту ноту, в которую первый голос мог бы идти плавно. В строгом стиле (многоголосная церковная музыка эпохи Возрождения) переченье запрещалось правилами музыкальной композиции, оно толковалось как фальшивое «негармоничное взаимоотношение» звуков (лат. relatio non harmonica) как в непосредственном их соседстве, так и через проходящий звук или созвучие. По правилу, хроматическое изменение звукоступени следовало делать в том же голосе, в котором изменяемая звукоступень находится. В свободном стиле (эпоха барокко, XVII — 1-я пол. XVIII вв.) переченье изредка допускалось при развитом голосоведении или как способ выражения «драматических» эмоций (в соответствии с общепринятыми правилами музыкальной риторики). В эпоху романтизма переченье часто использовалось как одно из свойственных ладогармонической системе средств, а в хроматической тональной системе XX века приобрело обыденный и эмоционально нейтральный характер.

Исторический очерк

Л. Лехнер. Песня «Gott, bhüte dich» (фрагмент). Переченье показано красной линией

Переченье намеренно используется в светской музыке в музыке XVI—XVII веков для создания специфического эффекта «мерцания» мажорной и минорной красок, при этом в фактуре (трактуемой как суммарное целое) допускается только полутоновый ход и никогда — ход на уменьшённую октаву. Один из первых ярких примеров — шансон Жоскена Депре «Baises moy»[1]. В итальянской музыке переченья как экспрессивное и колористическое средство широко использовал К. Джезуальдо ди Веноза (в поздних мадригалах); так же оно функционирует в мотете А. Банкьери «Anima mea liquefacta est»[2]. В испанской музыке XVII века переченье (исп. punto intenso contra remisso) горячо защищал органист Ф. Корреа де Араухо. Примеры переченья можно найти и у немецких композиторов XVI-XVII веков, например, в знаменитой Lied Л. Лехнера «Gott, bhüte dich» (см. нотный пример), в духовном концерте С. Шейдта «Wie's Gott gefällt, so g'fällt mir's auch» (SSWV 188, первые такты)[3], в мотете И. Шейна «Da Jakob vollendet hatte»[4] и др.

З. Кальвизий (Мелопея, гл. 10) не запрещал переченья, но призывал всё же при небольшом количестве голосов его избегать, «поскольку оно делает мелодию более трудной, а гармонию более жёсткой»[5]; большое количество голосов, считал он, сглаживает переченье. А. Веркмейстер трактовал relatio non harmonica более строго. В его трактовке («Музыкальная гармонология», §§58-61) переченьем считается не только хроматический полутон, но и тритон, возникающий между разными голосами непосредственно сочетаемых аккордов, например, в последовательности (SATB) c/e1/g1/c2 — d/d1/fis1/a1 — между басом c первого аккорда и альтом fis1 второго аккогда.

Переченье часто отмечается в концертах op. 8 А. Вивальди, где в каденциях на доминанте в качестве пенультимы используется уменьшённый вводный септаккорд, а ему предшествует диатоническая гармония[6].

Примечания

  1. Орфографические варианты — Basiés / Baisez.
  2. Из сб. «Nuovi pensieri ecclesiastici» (1613).
  3. Из сб. Новые духовные концерты («Newe geistliche Concerten», 1631).
  4. Из сборника «Израильский источник» (1623).
  5. ...ideo quod modulationem difficiliorem reddit, et harmoniam asperiorem
  6. Everett P. Vivaldi: The Four seasons and other concertos, op. 8. Cambridge, 1996, p. 57.

Литература

  • Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии, Полн. собр. соч., т. IIIa, М., 1957;
  • Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960;
  • Тюлин Ю. Н., Привано Н. Г. Теоретические основы гармонии, 2 изд., Л., 1965, с. 210—15.

Ссылки