Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чориков Б. Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского

Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его бывшего военачальника князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века и среди его сочинений.

История появления

Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский во время Ливонской войны, потерпев поражение в боях, в апреле 1564 года Весной 1564 года в сопровождении двенадцати верных слуг Курбский бежал в Вольмар, где базировались литовцы. Оттуда беглый воевода написал Ивану Васильевичу письмо с объяснением своего поступка, обвиняя царя в нарушении христианских норм. За Курбским последовало большое количество русских служилых людей, составивших под командой князя целую дружину[1].

В июле того же года царь отправил ответ — письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное»; Курбский направил краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, как он сам объяснял, по причине закрытия Москвой границ, и переписка прервалась.

В 1577 году в ходе похода на Ливонию воевода Богдан Бельский взял город Вольмар, откуда Курбский отправил своё первое письмо. Грозный не преминул сообщить о своей победе Курбскому в новом послании, написанном именно в Вольмаре[1]. В 1579 году князь составляет ответ и отправляет его вместе с предыдущим письмом. Всего переписка ограничилась пятью письмами. Существуют предположения, что Андрей Курбский пытался составить более обстоятельный ответ царю и даже создать на основе этого ответа литературное произведение, но не довёл эту работу до конца.

Содержание

В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития государства. Так, считается, что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавие), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченная монархия»). Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.

Андрей Курбский обвиняет Ивана в уничтожении без вины или изгнании многих Рюриковичей и профессиональных воевод, попытках заменить этих воевод прихлебателями и маньяками, в результате чего великая армия христианская превращается в овец и зайцев, страшащихся гонимого ветром листика, имея в виду поражения на исходе Ливонской войны. Курбский противопоставляет позднее правление Грозного с его бегством в леса от татар и разорением Москвы первому периоду правления, когда русские воеводы наносили татарам поражение за поражением на территории ханств[2]. Курбский обращает внимание царя на то, что им, государственным мужам, не подобает браниться, как простолюдины, и быть многословными, как бабы, тем более что письма пересылаются за границу России и могут вызывать там удивление и смех.

Иван Грозный утверждает, что «самодержавство» имеет божественное происхождение. На Русь оно привнесено князем Владимиром святым через крещение, утверждено Владимиром Мономахом, а также Александром Невским и Дмитрием Донским[3]. Россию он именует «Российским царствием». Иван Грозный цитирует апостола Павла, утверждая, что всякий противящийся власти противится Богу (Рим. 13:1—2), а также о необходимости рабам повиноваться своим господам (Еф. 6:5). Первыми разделил власть царя и священника Моисей, оставляя Аарону священнодействие. Иван Грозный, ссылаясь на Послание апостола Иуды (1:22), обосновывает право царя жёстко наказывать («страхом спасать») изменников и преступников, поскольку от их «лукавая умышления» страна может ввергнуться в «междоусобицы». В отличие от прочих христиан, царь не обязан терпеть, когда его бьют по щеке, и вправе наказывать преступников смертью.

Иван Грозный осуждает подотчётность царя «синклиту». Говоря о призвании царской власти, он пишет, что её задача «действовать страхом, запрещением и обузданием».

Русская земля правится Божиимъ милосердиемъ, и пречистые Богородицы милостию, и всѣхъ святыхъ молитвами, и родителей нашихъ благословениемъ, и последи нами, своими государи.

Иван Грозный именует себя: великий государь, царь и великий князь всея Русии, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский и Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский, Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский и обладатель земли Лифлянская Немецкого чину, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Сибирския земли и Северные страны[4].

Проблема подлинности

Существует также точка зрения (впервые выраженная Эдвардом Кинаном), согласно которой часть или все письма из переписки были написаны не Иваном Грозным и Андреем Курбским (особенно последним)[5]. В настоящий момент большинство историков отвергает эту гипотезу в целом, однако признаёт, что переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского усилиями авторов XVII века дошла до нас в сильно изменённом виде[6].

Язык переписки

Переписка Грозного и Курбского на 80 % состоит из разговорного древнерусского языка, исключая цитаты из писания и богослужебных книг, которые и Грозный и Курбский приводят, переходя на церковнославянский[7]; по выражению Б. А. Успенского: «здесь церковнославянский применяется, когда высказывается общее нравственное осуждение бояр, когда же выражаются личные претензии, употребляется русский. Таким образом, когда автор говорит как бы не от своего лица, употребляется церковнославянский язык; там же, где речь идёт о предметах личного характера, о личных впечатлениях, находим русский язык, т.е. противопоставление церковнославянского и русского соответствует противопоставлению объективного и субъективного содержания»[7].

Исключением является первое послание Грозного Курбскому от 1564 года, написанное в официальной манере полностью на церковнославянском[7].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Пухляк, Олег Николаевич. «Ливонская война». voin.russkie.org.lv. Русское общество в Латвии. Дата обращения: 1 марта 2021. Архивировано 24 февраля 2020 года.
  2. Подробнее см.Казанские походы, Иван Грозный#Астраханские походы (1554—1556), Крымский поход Даниила Адашева.
  3. Первое послание Ивана Грозного Курбскому. Дата обращения: 1 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. Второе послание Ивана Грозного Курбскому. Дата обращения: 29 января 2016. Архивировано 12 марта 2016 года.
  5. Keenan E. L. The Kurbskii-Groznyi Apocrypha: The Seventeenth-Century Genesis of the «Correspondence» Attributed to Prince A. M. Kurbskii and Tsar Ivan IV. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971. — 241 pp.
  6. Филюшкин А. И. Андрей Курбский. — M.: Молодая гвардия, 2010. — 299 с. — С. 157—158.
  7. 7,0 7,1 7,2 Успенский, Борис Андреевич. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI - XIX вв.). — М.: Гнозис. — С. 44-45. — 240 с.

Литература

  • Археографический обзор // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 250—351.
  • Бахрушин С. В. Иван Грозный. М., 1942.
  • Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. М. — Л., 1947.
  • Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М., 1998. (Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М-Л. 1944).
  • Гладкий А. И., Цеханович А. А. Андрей Михайлович Курбский // Словарь книжников и книжности Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачёва. Вып. 2. Л., 1988. Электронная версия первого и 1—2 частей второго выпуска на сайте Института русской литературы.
  • История русской литературы XI—XVII веков / Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва, Я. С. Лурье. М., 1985.
  • Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя). М., 1998.
  • Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 2. Ч. 2. М., 1987.
  • Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989.
  • Лихачёв Д. С. Великое наследие. М., 1975.
  • Лихачёв Д. С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Курбского // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 183—213.
  • Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли древней Руси // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 214 −249.
  • Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским // Хрестоматия по древнерусской литературе / Под ред. М. Е. Фёдорова, Т. А. Сумникова. М., 1969.
  • Платонов С. Ф. Иван Грозный. М., 1998.
  • Платонов С. Ф. Русская история. М., 1995.
  • Предисловие // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Текст подготовили Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. Л., 1979. С. 5 — 6.
  • Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1983.
  • Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2007.
  • Солодкин Я. Г. Первое послание Ивана Грозного А. М. Курбскому в русской книжности и дипломатическом обиходе конца XVI — начала XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 2 (12). С. 81—82.
  • Тихомиров М. Н., Дмитриев С. С. История СССР. М.,1948. Т. 1.
  • Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003.
  • Филюшкин А. И. Андрей Курбский. М., 2008.
  • Филюшкин А. И. Андрей Михайлович Курбский. СПб., 2007.
  • Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 2002.

Ссылки