Первая трансконтинентальная железная дорога США

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Первая трансконтинентальная железная дорога США
Карта линии
Transcontinental railroad route.png
Маршрут Первой трансконтинентальной железной дороги. Синим цветом обозначена часть, построенная Union Pacific, красным — построенная Central Pacific, зелёным — построенная позднее.

Первая трансконтинентальная дорога США строилась в 1860-х годах и связала между собой центральные и западные штаты страны с калифорнийским побережьем Тихого океана, отвоёванным у Мексики в 18451848 годах.

История

В период Гражданской войны железные дороги сыграли важную роль для двух конфликтующих сторон, которые использовали железнодорожный транспорт для доставки оружия, продовольствия, боеприпасов, а также для передвижения войск. Поэтому в 1862 году президент США Авраам Линкольн подписал т. н. Pacific Railroad Act о строительстве Трансконтинентальной железной дороги, которая должна была соединить Калифорнию с восточными штатами[1].

Строительство было поручено двум железнодорожным компаниям — Union Pacific и Central Pacific (эта компания занималась строительством железных дорог к востоку от Сакраменто)[1].

Строительство железной дороги было действительно опасным. В 1867 году китайские рабочие в течение одной недели провели мирную забастовку в горах Сьерра-Невада, чтобы улучшить заработную плату и условия труда. [2]

Новая железнодорожная линия прошла по территории штатов Небраска, Вайоминг, Юта, Невада и Калифорния. Торжественно введена в эксплуатацию 10 мая 1869 года, когда был вбит «золотой костыль» близ населённого пункта Промонтори (штат Юта)[3].

Картина Томас Хилла «Последний костыль» (1881 г.)

Значение

Железная дорога мгновенно изменила демографию и экономику Американского Запада. С востока страны на освоение новых территорий потянулись англоязычные мигранты, потеснившие автохтонных индейцев и испаноязычных креолов в Калифорнии. Миграция также привела к размытию религиозного состава территории Юта, ранее почти 100 % мормонской. К началу XX века в разные стороны от первой дороги и параллельно ей были построены новые более современные транспортные системы, действующие до сих пор.

Была основана крупнейшая на сегодняшний день американская компания, которая владеет самой большой сетью железных дорог в СШАUnion Pacific Railroad, эксплуатирующая транспортную систему к западу от реки Миссури.

По мнению историка американского бизнеса Альфреда Чандлера[en], развитие железных дорог привело к появлению нового типа менеджера — профессионала, которого нанимают за знания и квалификацию, а не за степень родства с владельцами компании[4].

В 1880-е гг. своя трансконтинентальная железная дорога появилась и в Канаде, которая тогда ещё находилась под британским управлением.

В кино

Литература

  • Алан Гринспен, Адриан Вулдридж. Капитализм в Америке. История = Capitalism in America: A History . — М.: Альпина Паблишер, 2020. — ISBN 978-5-9614-2356-3..

Примечания

Ссылки