Пентатоника

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пентато́ника (от др.-греч. πέντε «пять» + τόνος «напряжение, натяжение; тон») — пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг), например, вверх по квинтам: до — соль — ре — ля — ми.

Общая характеристика

В отличие от диатонического, пентатонический звукоряд не содержит полутонов, отсюда его другое название — «ангемитоновый» (то есть «бесполутоновый», от греческой отрицательной приставки др.-греч. ἀν и др.-греч. ἡμιτόνιον — полутон). Для бесполутонового звукоряда в англоязычной науке используется термин «anhemitonic scale», в современной русской науке звукоряды такого типа зачастую обобщают термином «ангемитоника»[en][1][2].

Бесполутоновый звукоряд представляют пятью разными способами:

Пентатонические ряды.svg

Пентатоника — самодостаточная и полная интервальная система; ангемитоновый пятиступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями. По той причине, что пентатонический звукоряд не посекундовый (не состоит из тонов и полутонов), применение школьной терминологии для обозначения ступенной величины интервалов («секунда», «терция», «кварта» и т. д.) составляет проблему. Например, назвать вторую ступень звукоряда № 3 (в нотном примере вверху) «секундой» (ввиду того, что это вторая ступень) означало бы запутать читателя, поскольку в данном звукоряде вторая ступень выше первой на малую терцию. Вместо «ступенной» терминологии предпочтительны термины, обозначающие «абсолютную» величину (интервальный объём) — по образцу древнегреческой гармоники, например, вместо «терция» — полудитон (или «гемидитон») и т. п. Латинские термины «секунда», «терция» и прочие сформировались в европейском Средневековье для обозначения ступеней диатонического тоно-полутонового звукоряда, обычно подразумевался отсчёт снизу вверх, например, secunda [vox] означал второй снизу звук, вторая снизу ступень диатонического звукоряда.

Ангемитоновая пентатоника может быть неполной, или «олиготоновой» (греч. ὀλίγος; недостаточный, малочисленный), главным образом, в виде трёх- или четырёхзвучных звукорядов (иногда трёхзвучные интервальные системы называют «тритоникой», четырёхзвуные «тетратоникой»). Ангемитоновые олиготоники относят к пентатонике условно, так как они не образуют пятиступенных систем и, таким образом, противоречат определению.

Опора на первичные (кварто-квинтовые) отношения звуков свидетельствует о древности пентатоники. Она лежит в основе традиционной («народной») музыки китайцев, вьетнамцев, монголов, тюркских народов (башкир, татар, чувашей и др.). Музыка народов Анд основана преимущественно на пентатонике. Пентатоника также встречается в музыкальном фольклоре Европы и в древнейших пластах русской народной песни (особенно в так называемых календарных обрядовых песнях).

Академические композиторы начиная с XIX века применяли пентатонику как особую краску (модализм) для придания музыке аромата архаики (например, А. П. Бородин в песне «Спящая княжна»), ориентального колорита (Колыбельная слонов из «Детского уголка» Клода Дебюсси), естественной красоты и чистоты (пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига).

В китайской культуре

Пять основных тонов (т. н. у шэн 五聲 или у инь 五音: gōng 宫, shāng 商, jué 角, zhǐ 徵 и yǔ 羽), наряду с 12-ступенной хроматической системой, составляют основу китайской музыкальной теории. В конфуцианской традиции им приписывалось магическое воздействие на социум, где гун соответствовал государю, шан — министрам, цзюэ — народу, чжи — делам, а юй — материальным ресурсам (宮為君,商為臣,角為民,徵為事,羽為物 — «Шо юань» 說苑, гл. «Сю вэнь» 脩文)

Другие значения термина

Пентатоникой также называют любые пятиступенные звукоряды, которые представляют собой законченные интервальные системы (в отличие от пентахордов неполных диатоник). Среди них:

Темперированная пентатоника
  • темперированная пентатоника (октавный звукоряд делится на 5 относительно равных частей, как, например, индонезийский слендро[en], выразить который европейской нотацией невозможно);
  • смешанная (например, a-h-d'-e'-f).

Примечания

  1. Например, в книгах: Ангемитоника как музыкальная система. — М. : Советский композитор, 1990; Ангемитоника в модальных и тональных системах. — Казань, 2002.
    В журнале: Музыкальная академия. — 1999. — № 3—4. — С. 37.
    В учебнике: Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — Изд. 2. — СПб.—М., 2003. — С. 42 et passim.
  2. Шестиступенный целотоновый (в литературе встречается и «целотонный») звукоряд, который также является бесполутоновым, «ангемитоникой» однако не называют (см. Симметричные лады).

Литература

  • Гиршман Я. М. Пентатоника и её развитие в татарской музыке. — Москва, 1960.
  • Квитка К.В. Избранные труды в двух томах. — М.: Советский композитор, 1971—1973.
  • Старостина Т. А. Ладовая систематика русской народной песни // Гармония: Проблемы науки и методики. — Сб. статей. — Вып. 1. — Ростов-на-Дону, 2002. — С. 85—105.
  • Холопов Ю. Н. Гармония. // Теоретический курс. — СПб.—М., 2003.
  • Холопов Ю. Н. Гармония. // Практический курс. — Части 1, 2. — М., 2003, 2005.

Ссылки

Японская народная мелодия «Сакура» Архивная копия от 24 ноября 2015 на Wayback Machine (пример полутоновой пентатоники)