Пентаграмма

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пентаграмма

Пентагра́мма (пентальфа, пентагерон; греч. πεντάγραμμον от πέντε «пять» + γραμμή «черта, линия») или Пифагорейский пентакльзвёздчатый многоугольник, полученный соединением вершин правильного пятиугольника через одну. Её можно также описать как звёздчатый многоугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника, а также как многоугольник, полученный продлением сторон правильного пятиугольника до точек пересечения.

В культуре

История

Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука. Символизировала траекторию планеты Венера[1][2], Утреннюю и Вечернюю (см. также Фосфор и Эосфор, Люцифер).

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. В Др. Египте символизировала звёзды. Как сообщает в своей «Новой Энциклопедии Франк-масонства» Артур Уэйт, египтяне называли пентаграмму «звездой псоглавого Анубиса».

Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак; вера в её оберегающие свойства была столь глубока, что в Древнем Вавилоне её изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. Она также для посвящённых являлась могущественным знаком власти. В том же Вавилоне этот знак часто встречается на царских печатях, и, по мнению современных учёных[3], она олицетворяла собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света». По другой версии, самые древние обозначения пентаграммы символизировали богиню Иштар и загробный мир Дуат[4].

Древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз.

Пентаграмма встречается на печатях Александра Македонского[5].

Пентаграмму, по словам Агриппы (XV век), использовали пифагорейцы[6] в качестве отличительного знака принадлежности к их сообществу. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Для отражения этой доктрины вокруг пентаграммы изображались пять букв:

  • ύ — ύδωρ (вода) (самый верхний), символизирующая воду;
  • Γ — Γαια (земля) (левый верхний), символизирующая землю;
  • ί — ίδέα (правый нижний), символизирующая идею, или дух по другой версии — ίερόν (храм);
  • έ — έιλή (верхний правый угол), символизирующая огонь;
  • ά — άήρ (нижний левый угол), символизирующая воздух.

Пентаграмма встречается также на талисманах гностиков, как символ интеллектуального всемогущества.

По версии известного исследователя каббалы Гершома Шолема, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме под именем «печати царя Соломона» из арабских манускриптов.

В арабской магии «печать Соломона» использовалась широко, но первоначально она, заключённая в круге, встречалась относительно редко. Даже тогда, гексаграмма и пентаграмма были взаимозаменяемы, и это название [«печать царя Соломона»] относилось к обеим фигурам.

Гершом Шолем, [A collection of articles on the Kabbalah]. [S.l. : s.n., 1920-1955?].

Пентаграмма находилась и среди символов тамплиеров.

Римский император Константин Великий включил пентаграмму в свою печать и свой амулет, потому что посчитал, что благодаря ей он нашёл истинную веру и принял христианство.

Пентаграмма появляется в поэме «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» XIV века. В ней рыцарь сэр Гавейн, племянник Короля Артура, использовал пентаграмму в качестве личного символа, изобразив её на своём щите в золоте на красном фоне. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств — «благородство, вежливость, целомудрие, отвага и благочестие».

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах[7]. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы» (англ. Witch’s Foot, нем. Drudenfuß)[8].

Пентаграмма из «Оккультной философии» Корнелия Агриппы

В XVI веке в эпоху Возрождения была принята ещё одна символика пентаграммы. Если вписать в неё человеческую фигуру, связав её с пятью элементами — четыре стихии: Огонь, Вода, Воздух, Земля, и Дух или Эфир, — то получится изображение микрокосма, знака оккультной «духовной работы» на «материальном плане». Впервые об этом написал в 1531 году знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй книге своей «Оккультной Философии» (по его имени пентаграмма микрокосма называется иногда «пентаклем Агриппы»).

Астролог Тихо Браге пошёл дальше, в своём труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году он опубликовал изображение пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического Божественного имени Спасителя IHShVH (יהשוה — Пентаграмматон), где ש — трактуется как символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем יהוה.

Использование пентаграммы как защитного символа от злых духов зафиксировано на рубеже XVIII—XIX века в трагедии «Фауст» Гёте. По сюжету произведения, дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, пробравшись мимо плохо начертанной пентаграммы на входе:

Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: волшебный знак у вашего порога.

Фауст: Не пентаграмма ль этому виной? Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путём впросак попался?

Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить, и промежуток в уголке остался. Там, у дверей, и я свободно мог вскочить.

В XIX веке пентаграмма появилась на картах Таро, после того, как их стали ассоциировать с каббалой.

Перевёрнутая пентаграмма

В первые века христианства перевёрнутая пентаграмма трактовалась как символ Христа. Перевёрнутая пентаграмма имеется на печати равноапостольного римского императора Константина I Великого, сделавшего христианство государственной религией.

В 1405 году иконописец Андрей Рублёв изобразил Христа на фоне перевёрнутой пентаграммы на иконе «Преображение Господне».

Перевёрнутая пентаграмма изображена на таких высших государственных наградах как Орден Красного Знамени СССР и Медаль Почёта США.

В Каббале

По мнению некоторых каббалистов, перевёрнутая пентаграмма — это Зеир Анпин (греч. микропрозоп — «Малый лик» Творца), который образуют на Древе жизни шесть нижних сфирот: хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, йесод. В то же время Зеир Анпином именуется Тиферет, Божественный Сын, через соединение с которым наш мир может спастись.

Идея некоего плотского существа, символизируемого пентаграммой, чья искупительная жертва служит для одухотворения и продолжения жизни людей, лежит в самой основе авраамических религий. Примеры: это жертвоприношение Авраамом Исаака, древнеиудейский обряд «козёл отпущения», когда грехи народа возлагались на жертвенный рогатый скот, и более поздняя идея жертвенности Христа — пасхального агнца[9].

Как символ сатанизма

Знак Бафомета из книги «La Clef de la Magie Noire» Станисласа де Гуайта, 1897[10]

С подачи Элифаса Леви перевёрнутая пентаграмма стала символом Сатаны и сатанизма.

Мы приступаем к объяснению и посвящению Таинственной Пентаграммы. Так что, пусть все безразличные и суеверные закроют книгу; они не увидят ничего, кроме тьмы, или же будут возмущены. Пентаграмма, которая в гностических школах называется Пылающей Звездой, является знаком интеллектуального всемогущества и самодержавия. Это Звезда Магов; это знак Слова, создавшего плоть, и, согласно направлению её лучей, этот абсолютный магический символ представляет упорядоченность, либо беспорядок, Священного Ягненка Ормузда и Святого Иоанна, либо проклятого Козла Мендеса. Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя. Это Мария или Лилит, победа или смерть, день или ночь. Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец — это знак Спасителя.

Элифас Леви. Учение и ритуал Высшей магии. — 1854—1856

При этом на другом изображении Леви изобразил на лбу козла Бафомета прямую пентаграмму, противореча этим сам себе.

В 1897 году это изображение опубликовал в книге «Ключ к Чёрной магии» («La Clef de la Magie Noire») Станислас де Гуайта[10], причём по окружности пентаграммы он написал на иврите «Левиафан», а между лучами пентаграммы — «Samael Lilith» на латинице.

В 1969 году символ Гуайта, без последней надписи, опубликовал в своей книге «Сатанинская Библия» Лавей, назвавший его «печать Бафомета», и позже зарегистрировавший его как торговую марку своей организации «Церковь Сатаны».

Траектория Венеры

«Пентаграмма» Венеры

«Пентаграмма Венеры» — это траектория, которую проходит планета Венера при наблюдении с Земли. Венера находится с Землёй в орбитальном резонансе 13:8 (8 оборотов Земли вокруг Солнца за 13 оборотов Венеры), смещаясь на 144° со времени соединений. Значение 13:8 является приблизительным отношением, ибо 8/13 = 0.615385, а точный оборот Венеры происходит за 0.615187 земного года.[11]

Это небесное явление могло отмечаться древними астрономами, которые одновременно являлись астрологами и связывали небесные явления с философией и мифологией. Ссылки на явление встречаются в современных мистических движениях Нью эйдж[12].

Пентаграмма и золотое сечение

Иллюстрация золотого сечения, скрытого в пентаграмме

Пифагор утверждал, что пентаграмма, или, как он её называл, гигиея (ύγιεια) (в честь греческой богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ = (1+√5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого цветного сегмента пентакля на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение, которое в свою очередь пересекает параллельно направленную нить (φ).

[math]\displaystyle{ \varphi = \frac{\mathrm{\color{red}\text{красный}}}{\mathrm{\color{Blue}\text{синий}}} = \frac{\mathrm{\color{Blue}\text{синий}}}{\mathrm{\color{Green}\text{зелёный}}} = \frac{\mathrm{\color{Green}\text{зелёный}}}{\mathrm{\color{Magenta}\text{фиолетовый}}} }[/math]

В кодировках символов

Кодировка Юникод содержит несколько символов со словом «пентаграмма» в названии — это символы от U+26E4 до U+26E7 (в порядке возрастания номеров: ⛤⛥⛦⛧). Различия между первыми тремя символами видны, как правило, при очень большом размере шрифта: в символах U+26E4 и U+26E7 все линии сплошные, а в U+26E5 и U+26E6 при пересечении одна из линий прерывается. Символы пентаграмм не следует путать с символами-звёздами.

На поверхности земли

См. также

Примечания

  1. Кнабе Г. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. — Вильямс, 2006. — С. 292—293. — 736 с. — ISBN 5845909066.
  2. Волкова В. Б. Интертекстуальные концепции в "военной" прозе О. Н. Ермакова конца 1980-начала 2000 гг.: монография. — МГТУ, 2010. — С. 95—96. — P. 320.
  3. E. Douglas Van Buren [Elizabeth], Symbols of the gods in Mesopotamian art. 1945; Beatrice Laura Goff, Symbols of Prehistoric Mesopotamia. 1963
  4. Suns and Planets in Neolithic Rock Art. Дата обращения: 20 апреля 2012. Архивировано 9 марта 2012 года.
  5. Akropolis Ancient Coins. Дата обращения: 20 апреля 2012. Архивировано 30 апреля 2012 года.
  6. The Pythagorean Pentacle — it is Two Points Up. Дата обращения: 20 апреля 2012. Архивировано 5 июня 2012 года.
  7. Richard Hamilton Green. Gawain’s Shield and the Quest for Perfection (недоступная ссылка) // ELH, Vol. 29, No. 2 (Jun., 1962)
  8. Lexikon Heraldik, Gert Oswald, VEB Bibliographische Institut Leipzig, 1984
  9. «По единодушному суждению святых отцов … в образе агнца пасхального ветхозаветные пророки прозревали будущего страждущего Мессию» — Гриц И. Я. Агнец пасхальный // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 257—258. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  10. 10,0 10,1 Станисласа де Гуайта. La Clef de la Magie Noire : 1897. — Париж, 1920. — P. 417.
  11. The Pentagram of Venus. Дата обращения: 18 августа 2015. Архивировано 20 сентября 2015 года.
  12. Чарльз, принц Уэльский. Об орбите Венеры (частичный перевод) // Harmony: A New Way of Looking at Our Worldruen. — 2010.
  13. Daniel Miller. What the devil is it doing there? Mystery of enormous pentagram in Kazakhstan visible on Google earth (англ.). Daily Mail. Associated Newspapers Ltd (2 августа 2013). Дата обращения: 15 марта 2017. Архивировано 16 марта 2017 года.
  14. Лисаковская пентаграмма - в британской газете! (недоступная ссылка). Информационно-аналитический портал Лисаковск ОНЛАЙН (7 августа 2013). Дата обращения: 15 марта 2017. Архивировано 16 марта 2017 года.
  15. 15,0 15,1 В Казахстане обнаружили гигантскую "сатанинскую" пентаграмму (недоступная ссылка). Интернет портал НУР. Со ссылкой на республиканскую газету Казахстана «Экспресс К» (14 ноября 2010). Дата обращения: 15 марта 2017. Архивировано 19 октября 2012 года.

Литература

Ссылки