Пенни-фартинг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пенни-фартинг

Пенни-фартинг (другие известные названия — «гран-би» от фр. grand-bi), «высокое колесо» от англ. high wheeler, «обычный» от англ. ordinary; в советских источниках встречалось название «кенгуру»[источник не указан 2415 дней]) — один из ранних типов велосипеда, характеризующийся очень большим передним и маленьким задним колесом, который получил распространение в 1880-х годах[1], сразу после боншейкера и до изобретения так называемого «безопасного велосипеда»  (англ.) (т. н. «бисиклет»[2]), близкого к современному варианту. Пенни-фартинги были первыми подобными транспортными средствами, которые стали называть словом «велосипед»[3].

Название

Хотя в настоящее время данные велосипеды более всего известны под названием «пенни-фартинг», этот термин, скорее всего, не использовался до того времени, пока они не были признаны устаревшими. Впервые в печати данный термин был употреблён в 1891 году в журнале Bicycling News[4]. Название велосипеда происходит от внешнего вида британских монет пенни и фартинга, поскольку одна из них (пенни) намного больше другой (фартинга), и велосипед сбоку напоминал своим видом эти монеты, следовавшие одна за другой[5]. Во времена же своей популярности они были известны просто как «велосипеды». В конце 1890-х годов в отношении их начал использоваться ретроним ordinary, чтобы отличить их от новых на тот момент «безопасных велосипедов»[6]. Термин high wheel, как правило, используется современными энтузиастами[7][8].

История

Двое велосипедистов в Калифорнии, 1886 год

Велосипеды данной конструкции начал производить в 1870 году Джеймс Старли, известный как «отец велосипедной индустрии», на основе французских боншейкеров, но с передними колёсами значительно увеличенного размера, которые могли иметь в высоту более 1,5 метра; больший диаметр позволял достичь велосипеду большей скорости. В 1878 году Альберт Поуп начал производить подобные же велосипеды в Бостоне, сделав их популярными в США на следующие два десятилетия.

Влияние

В 1884—1886 годах Томас Стивенс на пенни-фартинге совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде (Сан-ФранцискоИокогама)[9].

Несмотря на то, что период их использования был недолгим, пенни-фартинги стали одним из культурных символов конца Викторианской эпохи; их популярность также совпала по времени с появлением велосипедных гонок как вида спорта.

Примечания

  1. Brown, Sheldon Sheldon Brown Glossary High Wheeler (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2008. Архивировано 31 октября 2012 года.
  2. ЭСБЕ/Велосипед или самокат. Дата обращения: 29 марта 2022. Архивировано 24 января 2021 года.
  3. Pedaling History Bicycle Museum, A Quick History of Bicycles: The High Wheel Bicycle (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 января 2009. Архивировано 31 октября 2012 года.
  4. John Simpson & Edmund Weiner. The Oxford English Dictionary (англ.). — Draft, online. — Oxford University Press, 2008.
  5. Herlihy, David V.  (англ.). Bicycle, The History (неопр.). — Yale University Press, 2004. — С. 155—250. — ISBN 0-300-10418-9.
  6. The Wheelmen FAQ: What do you call high wheel bicycles? (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 января 2009. Архивировано 31 октября 2012 года.
  7. Rideable Bicycle Replicas (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 31 октября 2012 года.
  8. HiWheel Sources aka Penny Farthing, Ordinary, Boneshaker (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 января 2009. Архивировано 31 октября 2012 года.
  9. Geof Koss. The Fairless Traveler: Around the World with Thomas Stevens (англ.) // Adventure Cyclist. — 2010. — May. — P. 12—18. Архивировано 22 августа 2017 года.