Уртадо де Мендоса, Педро

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Педро Уртадо де Мендоса»)
Педро Уртадо де Мендоса

Педро Уртадо де Мендоса (лат. Petrus Hurtado de Mendoza; 1578, Вальмаседа — 10 ноября 1641, Мадрид) — испанский философ, теолог, иезуит, номиналист оккамистского направления.

Биография

В начале своей карьеры, вступив в 1595 году в общество иезуитов, Уртадо обучался в иезуитском коллегиуме в Саламанке, но затем с 1608 по 1611 год он преподавал философию в коллегиуме Памплоны. После того, как он проработал профессором философии, Уртадо в течение следующих 30 лет преподавал теологию в Университете Саламанки и одновременно работал в Конгрегации доктрины веры (испанской инквизиции) в качестве цензора.

Будучи профессором теологии (около 1615 г.) в коллегиуме святого Игнатия[es] в Вальядолиде, Уртадо опубликовал полный курс философии Disputationes a summulis ad metaphysicam, в котором рассматривались различные философские темы от логики до метафизики. Работа претерпела несколько редакций и оказала глубокое влияние на протестантский мир, даже больше, чем Франсиско Суарес, чье влияние на протестантских схоластов имело немаловажное значение. Двумя годами позже, в 1617 году, Уртадо опубликовал в Лионе второе издание этой работы под названием Disputationes de Universa philosophia. Наконец, в 1624 году последнее издание было опубликовано в Лионе как Universa philosophia.

За свою долгую педагогическую карьеру Уртадо имел несколько важных учеников, которые впоследствии стали известными философами-иезуитами, а именно Ричард Линч[en] (1610-1676), Антонио Перес (1599-1649) и Родриго де Арриага.

Умер в Мадриде в 1641 году.

Всеобщая философия (Universa philosophia)

«Universa philosophia» (Всеобщая философия), 1624

Уртадо принадлежал к третьему поколению ученых-иезуитов, инициировав переход от более реалистичных позиций Франсиско Суареса и Габриэля Васкеса к концептуализму, характерному для этого поколения. Его концептуалистические тенденции получили дальнейшее развитие у его учеников Родриго де Арриаги и Франсиско де Овьедо.

Труды

  • Disputationes a Summulis ad Metaphysicam, Valladolid, 1615.
  • Disputationes ad universam philosophiam, Lyon, 1617.
  • Всеобщая философия (Universa philosophia), Lyon, 1624.
  • Scholasticae et morales disputationes. De tribus virtutibus theologicis. De spe et charitate volumen secundum, Salamanca, 1631.
  • Disputationes de Deo homine, sive de Incarnatione Filii Dei, Antwerpen, 1634.

См. также

Примечания

Литература

на русском языке

  • Педро Уртадо де Мендоса. Всеобщая философия // Вдовина Г. В. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009, с. 583-610.

на английском языке

  • Jean-Pascal Anfray. A Jesuit Debate about the Modes of Union Francisco Suárez vs. Pedro Hurtado de Mendoza. American Catholic Philosophical Quarterly, Philosophy Documentation Center, 2019, 93 (2), pp.309-334.
  • Daniel D. Novotný, “The Historical Non-Significance of Suárez’s Theory of Beings of Reason: A Lesson From Hurtado”. In Suárez's Metaphysics in its Systematic and Historical Context, ed Lukáš Novák, Berlin: De Gruyter, 2014, 183-207.
  • Embry В. Pedro Hurtado de Mendoza: Can God Lie?

на французском языке

  • Jacob Schmutz, "Hurtado et son double. La querelle des images mentales dans la scolastique moderne", dans: Lambros Couloubaritsis, Antonino Mazzù (éds), Questions sur l'intentionnalité, Bruxelles: Ousia, 2007, 157-232.