Пахомий (Кедров)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Архиепископ Пахомий
Архиепископ Пахомий
Имя при рождении Пётр Петрович Кедров

Архиепископ Пахо́мий (в миру Пётр Петро́вич Ке́дров; 30 июля 1876, Яранск, Вятская губерния — 11 декабря 1937, Котельнич, Кировская область) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Черниговский.

Биография

Родился в семье священника. Мать — Елизавета. Братья — Поликарп (в монашестве Аверкий; 18791937), Михаил (в монашестве Михаил — епископ Вроцлавский; 1883-1951), Иван, Александр, Николай. Сёстры — Зинаида, Вера.

Окончил Яранское духовное училище, Вятскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1900; тема кандидатской работы: «Библейские основания христианского аскетизма»). В академии учился вместе с будущим архиепископом Феодором (Поздеевским).

С 1896 года пономарь в Михаило-Архангельском храме Казанской духовной академии[1].

6 декабря 1898 был пострижен в монашество, с декабря 1898 — иеродиакон, с 22 ноября 1899 — иеромонах. С молодости отличался монашеским настроением, часто молился по ночам. С одной из таких молитв связана история, которая в сохранившихся воспоминаниях описана в двух вариантах. Согласно первому, «мистическому», содержащемуся в его биографии из книги митрополита Мануила (Лемешевского), во время молитвы

неожиданно он услышал какой-то голос, восхваляющий его в совершенстве духовном и повелевающий подойти к горящей свече и опалить себе глаз. Не уразумев козни искусителя, он подошёл к свече и подставил левый глаз. Пламя свечи настолько сильно опалило его, что он потерял зрение на этот глаз. Так он остался с одним глазом. Горький опыт прелести научил его осторожности в делах Божиих.

Существует и другой, «рационалистический», вариант этой истории. По данным архимандрита Спиридона (Лукича), таинственный голос принадлежал семинаристу, вызвавшемуся подшутить над товарищем-подвижником и спрятавшемуся за большим распятием в углу, перед которым тот всегда молился. Согласно этой версии, будущий архиепископ не потерял глаз, а отделался лишь шрамом.

С 1900 — помощник смотрителя Липецкого духовного училища.

С 1903 — смотритель Кременецкого духовного училища.

С 1904 — заведующий Волынской Свято-Федоровской церковной учительской школы при Дерманском Свято-Троицком монастыре.

С 1905 — архимандрит.

С 1906 — настоятель Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Одновременно продолжал заведовать церковной учительской школой.

Архиерей

С 30 августа 1911 года — епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, заведующий черниговским Успенским Елецким монастырём[1].

Награждён орденом Святого Владимира III степени (1914)[1].

С 17 сентября 1916 года — епископ Стародубский, первый викарий Черниговской епархии. Ближайший сотрудник архиепископа Василия (Богоявленского).

С мая 1917 года — епископ Черниговский и Нежинский, избран епархиальным съездом духовенства и мирян после смещения с должности монархически настроенного архиепископа Василия.

Член Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918, участвовал в 1—2-й сессиях, заместитель председателя VII, член I, II, XIX отделов[1]. В 1918 году товарищ председателя и член президиума Всеукраинского православного церковного собора[1].

В 1921 году на несколько дней был арестован в качестве заложника. В октябре 1922 года вновь арестован и выслан на три года за пределы Черниговской губернии.

Некоторое время жил в Предмостной слободке, находящейся на левом берегу Днепра, напротив Киева (ныне в черте Киева), на самой границе между Киевской и Черниговской епархиями. В этом месте архиепископу Пахомию было удобно поддерживать связь с митрополитом Михаилом (Ермаковым) и киевскими викарными епископами, а также управлять своей епархией. Но власти узнали о местонахождении владыки Пахомия и, вероятно, вынудили его уехать отсюда[2].

Некоторое время жил в Москве у своего сокурсника архиепископа Феодора (Поздеевского), бывшего настоятелем Свято-Данилова монастыря. С 29 ноября 1923 года — архиепископ.

По воспоминаниям современников, обладал феноменальной памятью. Декламировал на память всю поэму Александра Блока «Двенадцать» (что свидетельствует также и о его интересе к мирской поэзии). Согласно другим воспоминаниям, «с чистой христианской душой — бессребреник, который отдаст последнюю рубашку. Редкий тип христианина, который не ждёт просьбы, а сам предлагает то, что у него есть».

30 ноября 1925 года арестован в Москве вместе с другими сторонниками патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). В 1926 году выслан на три года в автономную область Коми (Зырян), служил и проповедовал в храме Рождества Христова села Деревянск[1].

В 1928 году вернулся в Чернигов, где воссоздал епархиальное управление и был пострижен в схиму[1]. Критиковал деятельность заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

16 октября 1930 года был арестован и «как враг революции и советской власти» приговорён к шести годам лишения свободы. Срок отбывал в Соловецком лагере особого назначения, в 1931 году работал на строительстве Беломорканала в лагере «Май-Губа», в 1932-м содержался в инвалидном лагере в Куземе.

В 1936 году вернулся в Яранск, где жил в доме брата, священника Николая Кедрова. Был тяжело болен; травма, полученная во время учёбы, способствовала развитию паралича лица. После кончины брата был помещён в Котельничскую психиатрическую лечебницу, где и скончался 11 ноября 1937 года.

Могила владыки Пахомия в городе Котельниче почиталась верующими, с неё брали землю для исцеления.

В 1981 году прославлен в лике новомучеников Русской православной церковью заграницей[3].

Мощи ныне покоятся в Никольском соборе Котельнича[4].

Библиография

  • Распоряжения // ГА Черниговской обл. Ф. Р-67. Оп. 1. Д. 460. Л. 47-54;
  • Речь при наречении во епископа // Жизнь Волыни. 1911. № 22;
  • Речь // Черниговские епархиальные известия. 1911. С. 492;
  • Устав службы в праздничные дни 1915 года. Чернигов, 1914;
  • Послание к пастве Черниговской; Речь; Новое дело, поручаемое приходу высшей церковной властью; Возлюбленным о Христе пастырям и пасомым Церкви Черниговской; По епархии; О разделе между членами клира братских кружечных домов; Пожар в храме от удара молниями; Выборы приходского совета; Вниманию съезда духовенства // Черниговский вестник. 1917. № 4-5, 7, 12-17; К сведению духовенства // Голос духовенства и мирян Черниговской епархии. 1918. № 1;
  • Послание архиепископа Пахомия и епископа Аверкия // Лопушанская Е. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 10-25 (Вестник ПСТГУ. История. 2007. № 4).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2..
  2. Сухоруков А. Н. Малоизвестные страницы церковного служения экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) в 1922—1923 годах (по материалам следственного дела) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — Вып. 1 (30). — С. 82.
  3. 20 век. Развитие Котельнича как транспортного узла и одного из центров социальной сферы Кировской области. Дата обращения: 31 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. Вылегжанина Т. Тайна Прошедшего Времени. Архивная копия от 8 августа 2018 на Wayback Machine

Литература

Ссылки