Пассамеццо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пассаме́ццо (итал. passamezzo)[1][2][3] — жанр танцевальной и инструментальной музыки в XVI—XVII веках, в рамках которого сформировались популярные (одноимённые) модели гармонического остинато.

Краткая характеристика

Происхождение названия не установлено, возможная этимология — от итал. «pass’e mezzo», букв. «полтора шага». Франсиско де Салинас (1577) называл пассамеццо «миланской паваной»[4], что указывает на стилистическое родство паваны и пассамеццо.

Возникнув в Италии (первые известные образцы датированы примерно 1530 годом), вскоре приобрело известность и за её пределами (в Англии, Германии, Нидерландах, Франции). По музыкальному стилю пассамеццо близко паване, которую вытеснило с её традиционного первого места в танцевальной сюите. Сложились определённые гармонические модели (формулы) пассамеццо — «старинная» формула (итал. passamezzo antico, по-другому, «passamezzo per b molle», имеется в виду минорное наклонение) и «современная» (итал. passamezzo moderno, иначе, «passamezzo per b quadro», то есть мажорное наклонение формулы):

Passamezzo1.jpg

В некоторых случаях гармоническая формула пассамеццо имеет расширение в виде коды. Равномерная ритмичная пульсация аккордов сочетается с фигурационной, нередко виртуозной мелодической линией.

В Италии XVI в. широкое распространение получили пассамеццо, главным образом, для лютни и клавишных инструментов. Среди авторов в XVI—XVII веках С. Молинаро, А. Габриели, В. Галилей, Б. Марини, Дж. Б. Витали, У. Бёрд, Дж. Булл, Г.Нейзидлер, C.Шейдт, Я. П. Свелинк и мн. др. Лютнист Джакомо Гордзанис (Gorzanis) написал цикл из 24 пассамеццо (в паре с сальтареллой) для всех 12 высотных позиций (оригинальный термин «chiavi», имеются в виду транспозиции базового звукоряда g-дорийского лада) хроматической октавы — 12 на «старинную» и 12 на «современную» формулы (1567; рукопись не опубликована)[5]. В. Галилей реализовал похожую «темперационную» идею в 1584, написав для каждой из 12 высотных позиций (в «старинном» и «современном» стилях) микроциклы из пассамеццо, романески и сальтареллы.

Пассамеццо создавались также на основе других моделей, например на тему народной песни «La rocha e’l fuso», танцевальную тему «La battaglia» (пародия на фантазию «Битва» К. Жанекена) и др. Со второй половины XVII века пассамеццо практически не встречаются.

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. Т.4. М., 1978, стлб. 200.
  2. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с. 413.
  3. Большая российская энциклопедия. Т. 25. М., 2014, с. 416.
  4. …pavana milanesa, sive passoemezzo vulgo vocatur.
  5. Оригинальное название сборника Гордзаниса: Libro de intabulatura di liuto nel qualle si contengano 24 passa mezi 12 per bemolle et 12 per bequadro sopra 12 chiave <…> con alcune napollitanae

См. также

Литература

  • Reichert G. Giacomo Gorzanis Intabolatura di Lauto (1567) als Dur- und Molltonarten-Zyklus // Festschrift Karl Gustav Fellerer zum sechzigsten Geburtstag, ed. H. Hüschen. Regensburg, 1962, SS. 428-38.

Ссылки