Парча

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Французская парча — Лион, 1760—1770


Парча́ (от перс. پارچه parče — «ткань, материя») — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами. Часто металлическая нить (или сплющенная металлическая нить — ленточка) навивается на льняной, шёлковый, хлопчатобумажный уток[1]. Среди известных дизайнеров текстиля XVIII—XIX веков, работавших с парчой, можно назвать, например, Анну Марию Гартуэйт.

Парча использовалась для шитья придворной одежды и церковных облачений (по настоящее время).

Алтабас

Алексей Михайлович (1670—1680) в одежде из алтабаса.

Алтабас (тур. altynbäz[2]) — разновидность парчи, плотная шёлковая ткань с орнаментом или фоном из золотой волоченой или серебряной волоченой нити. Согласно Комиссаржевскому[3] «цельнозолотная» ткань, напоминавшая тонкий металлический лист (в отличие от парчи, на которой из золота выполнялись только узоры), использовалась в Византии как элемент украшения парадного костюма в виде нашивок; одежду, сшитую целиком из алтабаса носил только император и высшая знать. В XVI—XVII вв.[4] завозился на Русь с востока для нужд двора и церкви и использовался для пошива парадных одежд. Орнамент алтабаса был растительным или геометрическим. Плотность полотна позволяла подчеркивать монументальность формы парадного костюма.

С начала XVIII века название «алтабас» вытеснено словом «парча». Причиной этого стали указы Петра I о запрете на ношение традиционного костюма, в первую очередь направленные на запрет ношения костюмов, указывающих на сословный статус. Считается, что до запрета предметы из алтабаса, за исключением духовенства, монопольно использовались царским двором[5] и могли быть носимы только как подарки «с царского плеча».

См. также

Примечания

  1. Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988. с. 590
  2. Алтабас // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
  3. Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма 2005. ISBN 5-17-018578-2
  4. Л. В. Орленко в Терминологическом словаре одежды (1996) указывает более ранние сроки появления алтабаса на Руси.
  5. Коллекция светской одежды на Руси XVI—XVII веков Архивная копия от 1 июля 2017 на Wayback Machine, Оружейная палата.

Литература

  • Андреева Р. П. Парча // Энциклопедия моды. — СПб.: Издательство «Литера», 1997. — С. 278. — 416 с. — ISBN 5-86617-030-2.
  • Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988.
  • Клейн В., Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология, М., 1925
  • Соболев Н. Н., Очерки по истории украшения тканей, М. — Л., 1934
  • Rodony Font С., L’Historique du métier pour la fabrication des étoffes façonnées, P. — Liege, 1934.
  • Р. М. Кирсанова. Парча // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 202—204. — 383 с.: ил. с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
  • Парчовая ткань // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VI. — Стб. 718—720

Ссылки