Парсеваль, Август фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Август фон Парсеваль

Франц Август Фердинанд Макс фон Парсеваль (нем. Franz August Ferdinand Max von Parseval; 1861—1942) — германский инженер-конструктор; один из пионеров авиации и аэронавтики.

Биография

Август Парсеваль родился 5 февраля 1861 года в баварском городе Франкенталь; потомок французского дворянина эмигрировавшего в Германию в 1791 году[1]. Отец — государственный чиновник Йозеф Фердинант фон Парсеваль[de] (1825—1887), мать — Мари Амели (урожденная von Schaden; 1840—1918). Успешно окончил Королевский Баварский пажеский корпус[de] и 1880 году получил офицерский чин, и прослужив четверть века в немецкой армии, в 1906 году вышел в почётную отставку в звании майора[2].

Аэроплан Парсеваля

Вопросами воздухоплавания Парсеваль начал вплотную заниматься в 1889 году. В 1897 году им, совместно с поручиком Зигсфельдом, был построен 1-й змейковый аэростат «Drachenballon», который был введен в германской армии вместо сферических аэростатов, как «годный для привязных подъёмов при более сильных ветрах» (до 20 метров в секунду), тогда как на сферических аэростатах того времени при ветре в 8 м/с уже нельзя было производить подъёмы[2].

С 1901 года Август фон Парсеваль занялся разработкой проекта управляемого аэростата и в 1906 году им был построен первый управляемый аэростат мягкой системы. Этот летательный аппарат имел объём 2.300 кубических метров, длину 48 метров, диаметр 8,6, двигатель — Даймлер мощностью 86 лошадиных сил. Первые полеты дали довольно хорошие результаты и заставили обратить внимание на эти аэростаты. Их особенностями являлись: мягкая оболочка, простая подвеска, легкая разборка и возможность укладывать разобранный аэростат (до 3.000 м3) всего на две единицы гужевого транспорта[2].

В 1910 году Парсеваль построил и аэроплан-моноплан своей системы, но последний никаких существенных преимуществ перед аналогами не показал. За свои работы Парсеваль подучил звание доктора-инженера и был приглашен для чтения лекций по воздухоплаванию в Берлинский политехникум (ныне Берлинский технический университет)[2][3].

Иллюстрация из статьи «Парсеваль»
Военная энциклопедия Сытина»)

Форма аэростата приобретённого для Русской императорской армии (см. рисунок) — продолговатая с сильно заостренной задней частью. Неизменяемость формы поддерживается двумя баллонетами, которые вместе с тем служат рулями высоты, для чего нужно из одного баллонета выпустить воздух, а в другой вогнать. Под аэростатом проходит жесткий шланг в баллонеты с особой распределительной коробкой посредине, откуда идет шланг к вентилятору. Гондола — металлическая, подвешена на двух боковых металлических тросах, по которым может немного перекатываться на рамках, и 2 или 3 парах вертикальных тросов. Винты сперва употреблялись мягкие (системы Парсеваля), но затем стали использоваться деревянные, как и на других системах[2].

Управляемые аэростаты Парсеваля также были довольно востребованы; они были приобретены Великобританией, Австрией, Италией, Россией, Турцией, Японией и другими странами[2].

Катастрофа дирижабля «Гинденбург» практически положила конец эпохе дирижаблей с жестким каркасом, однако надежность воздушных судов разработанных Парсевалем вывело их на первый план; запатентованные им изобретения используются во всем мире и по сей день. Значительная часть дирижаблей и аэростатов использующие разработки Парсеваля производятся американской компанией «Goodyear Tire and Rubber Company» начиная с 1911 года.

Франц Август Фердинанд Макс фон Парсеваль умер 22 февраля 1942 года в городе Берлине и был похоронен на Вильмерсдорфском кладбище[de].

Заслуги инженера перед отечеством были отмечены орденом Гражданских заслуг Баварской короны.

Примечания

  1. Philbert Marie César de Parseval (1765—1796), chambellan du roi de Prusse Frédéric-Guillaume II et père du général Ferdinand von Parseval.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Парсеваль, Август // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Parseval, Franz August Ferdinand Max von Архивная копия от 29 сентября 2018 на Wayback Machine // Neue Deutsche Biographie (нем.).

Литература

  • Dieter Rühe. Die Parseval-Flugmaschine von 1910 und andere Flugprojekte am Plauer See. Verlag Reinhard Thon, Schwerin 2001, ISBN 3-928820-12-5.
  • G. Schmitt, W. Schwipps. Pioniere der frühen Luftfahrt. Gondrom Verlag, Bindlach 1995, ISBN 3-8112-1189-7.

Ссылки