Пароходное общество «Русь»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пароходное общество «Русь»
Акции пароходного обществаАкции пароходного общества
Тип Товарищество
Год основания 1908 год
Год закрытия 1918 год
Основатели Василий Лапшин,
Дмитрий Сироткин,
Иосиф Старцев,
Тимофей Канавин
Расположение  Российская империя:
Царицынская губерния
Отрасль водный транспорт

Пароходное общество «Русь» — пароходная компания в Российской империи, осуществлявшая пассажирские и грузовые перевозки по Волге и её притокам, а также по Каспийскому морю в период с 1908 по 1918 год[1].

История

Товарищество на вере, впоследствии преобразованное в акционерное общество, пароходное общество «Русь» было создано 5 февраля 1908 года. Учредителями акционерной компании являлись крупные саратовские купцы В. Ф. Лапшин[2] и Д. В. Сироткин, а также царицынские купцы И. Г. Старцев и Т. М. Канавин. Правление Общества расположилось в Царицыне, во главе его встал Тимофей Михайлович Канавин. Основной капитал пароходного общества «Русь» составлял 800 тысяч рублей, поделённый на 3200 акций номиналом по 250 рублей каждая. Флот пароходного общества насчитывал до 30 судов[3]. В акционерное общество товарищество преобразовалось в 1910 году, его устав был утвержден 5 февраля 1910 года[4].

К 1911 году Пароходное общество «Русь» осуществляло пассажирские перевозки на Волге от Рыбинска до Астрахани, а также грузовые на Каме, Оке, Москве-реке и на Каспийском море. Этому Обществу принадлежало 80 пристаней и множество складов для хранения грузов. В пароходной компании уделяли большое внимание к качеству пассажирских перевозок. Так в расписании движения пассажирских судов 1911 года сообщалось[3]:

«Пассажирские пароходы общества „Русь“ двухэтажные американского типа с электрическим освещением и паровым отоплением. К услугам пассажиров на всех пароходах имеются аптеки, библиотеки, газеты, пианино и семейные каюты, буфеты с первоклассными кухнями, ванны и, по желанию, постельное белье. Пассажирские билеты продаются, а клади принимаются на всех пристанях и пароходах общества „Русь“, а также на станциях железной дороги в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Багаж пассажиров, купивших билеты на станциях железной дороги, на пароходы общества доставляется бесплатно.»

Привлекали пассажиров также тарифы компании, которые были ниже других. Агенты «Руси» работали на пристанях Москвы и Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Баку и крупных городов на Волге.

Доходы пароходного общества «Русь» росли, и в 1913 году оно приобрело «Верхне-Волжское пароходство Кашиной» (судовладелец Мария Капитоновна Кашина)[5] за 1 миллион 300 тысяч рублей.

После Октябрьской революции, в 1918 году, пароходное общество было национализировано, но принадлежащие ей пароходы продолжали функционировать ещё много лет. Самый последний пароход компании, спущенный на воду в 1913 году — «А. П. Мещерский», переименованный впоследствии в «Богатырь», был выведен из состава советского речного флота только в 1972 году[3].

Фотогалерея

Литература

  • Волжско-Камская справочная книжка. Казань. 1904 год.

Примечания

  1. Пароходное общество «Русь». Дата обращения: 12 июля 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. Василий Лапшин: «Я деньги не прожигаю, я их зарабатываю!», 2011.
  3. 3,0 3,1 3,2 Пароходное общество «Русь». Дата обращения: 12 июля 2019. Архивировано 11 июля 2019 года.
  4. Устав акционернаго общества под наименованием Пароходное общество «Русь». Дата обращения: 12 июля 2019. Архивировано 12 июля 2019 года.
  5. Судовладелец Кашина М. К. (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 июля 2019. Архивировано 15 июля 2019 года.
  6. Ниагара (недоступная ссылка)
  7. Василий Лапшин (недоступная ссылка)
  8. А. П. Мещерский (недоступная ссылка)
  9. И. П. Харитоненко (недоступная ссылка)

Литература

Ссылки