Парламентская ассамблея ОДКБ
Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности | |
---|---|
Тип | |
Тип | Международная парламентская организация |
Руководство | |
Председатель |
Вячеслав Володин с 24.11.2016 |
Ответственный секретарь ПА ОДКБ — руководитель Секретариата ПА ОДКБ | Сергей Поспелов |
Структура | |
Объединённые комитеты |
1. по вопросам обороны и безопасности 2. по политическим вопросам и международному 3. сотрудничеству, по социально-экономическим и правовым вопросам |
https://paodkb.org/ |
Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ) — международная парламентская структура государств-членов Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Основана постановлением председателей парламентов государств Содружества независимых государств (СНГ) 16 ноября 2006 года на заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ (МПА СНГ) в Санкт-Петербурге. Является уставным органом межпарламентского сотрудничества ОДКБ, обеспечивающим синхронную ратификацию договоров ОДКБ и гармонизацию национальных законодательств государств-членов ОДКБ. Координирует вопросы сотрудничества государств-членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях.
В ПА ОДКБ входят парламенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Парламенты Афганистана (нижняя палата Национальной ассамблеи), Сербии (Народная скупщина), а также Парламентское собрание Союза России и Белоруссии имеют статус наблюдателей[1].
Штаб-квартира организации находится в Санкт-Петербурге.
История
Создание
В 1999 году Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ (Совет МПА СНГ) принял специальное решение, согласно которому парламентские делегации государств-членов Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) стали рассматривать в рамках МПА СНГ правовые вопросы договора о коллективной безопасности. Этот статус МПА СНГ был заключён на сессии Совета стран Договора о коллективной безопасности (Совет ДКБ) в 2000 году в Бишкеке, когда Совет ДКБ возложил на МПА СНГ задачи ведения работы по унификации и гармонизации национальных законодательств государств-членов ОДКБ[2].
23 ноября 2001 года состоялось первое заседание Совета МПА СНГ, на котором была принята программа правового обеспечения «Плана основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности на 2001 – 2005 гг.», утверждённая председателями Совета ДКБ и Совета МПА СНГ, определявшая основные направления парламентской работы государств-членов ОДКБ до 2005 года[3].
23 июня 2006 года на заседании Совета ДКБ была сформулирована необходимость развития парламентского измерения в рамках ОДКБ. Согласно этому решению, а также на основании Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ, председатели парламентов государств-членов ОДКБ в ходе заседания, состоявшегося 16 ноября 2006 года в Санкт-Петербурге, приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ[4]. 30 марта 2007 года состоялось заседание парламентских делегаций ОДКБ, на котором основной темой повестки дня стало создание ПА ОДКБ, а её председателем был избран Председатель Государственной думы Федерального Собрания РФ Борис Грызлов[4]. 10 декабря 2010 года на очередной сессии Совета ДКБ главы государств-членов ОДКБ подписали изменение Устава ОДКБ, где в статье 11 ПА ОДКБ была определена как орган межпарламентского сотрудничества[5].
Деятельность
Основной деятельностью ПА ОДКБ является принятие модельных законодательных актов, регулирующих правовые отношения в сфере компетенции ОДКБ, а также выработка рекомендаций по сближению законодательств государств–членов ОДКБ и приведения договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ, в соответствие с положениями международных договоров. Такая работа Ассамблеей ведётся в рамках принятых на определённый период программ деятельности по сближению и гармонизации национальных законодательств государств–членов ОДКБ. Также в рамках ПА ОДКБ ведётся обсуждение вопросов сотрудничества государств–членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях и выработка рекомендаций, направляемых Совету коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам государств-членов ОДКБ.
Согласно данным исследователей деятельности организации, ПА ОДКБ за последние несколько лет существенно нарастила количество наблюдателей из числа парламентариев других государств (статус наблюдателя получили парламенты Сербии и Афганистана, официальную заявку на его получение в начале 2016 г. направил парламент Пакистана). Заместитель Генерального секретаря Совета МПА СНГ, полномочный представитель Национального собрания Республики Беларусь Виктор Когут отметил, что «одной из позитивных форм сотрудничества среди национальных делегаций в ПА ОДКБ стало проведение рабочих встреч руководителей парламентских делегаций государств–членов ОДКБ и, в частности, в ПА ОБСЕ, накануне очередных сессий Ассамблеи», практика которых сложилась с 2009 года. «За шесть лет совместной работы выработаны подходы по принятию совместных заявлений, одобрению проектов резолюций ПА ОБСЕ и внесению собственных инициатив по их разработке» — сообщил Когут[6].
В периоды между пленарными заседаниями ПА ОДКБ осуществляются заседания Совета ПА ОДКБ и работа постоянных комиссий, проводятся заседания Информационно-аналитического правового центра Ассамблеи и Экспертно-консультативного совета при ПА ОДКБ[7].
Решением Совета ПА ОДКБ в Ереване 31 мая 2010 года статус наблюдателя ПА ОДКБ предоставлен Парламентскому собранию Союза России и Белоруссии[8]. С 11 апреля 2013[9] статусы наблюдателей в ПА ОДКБ года имеют парламенты Сербии и нижняя палата Национальной ассамблеи Афганистана[10]. В начале 2016 года заявку на статус наблюдателя подавал парламент Пакистана[11]. 1 июля 2021 года дополнение к институту наблюдателей ПА ОДКБ организацией был учреждён институт партнёрства.
По состоянию на октябрь 2021 года ПА ОДКБ было принято 69 модельных законодательных актов.
Цели и задачи
Целью создания ПА ОДКБ определено обеспечение гармонизации национальных законодательств государств-членов ОДКБ в сфере обороны, военного строительства и безопасности[12]
Согласно Временному положению «О Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности», целями ПА ОДКБ определено обсуждение вопросов сотрудничества государств-членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях, а также выработка соответствующих рекомендаций, направляемых Совету ДКБ, другим органам ОДКБ и национальным парламентам государств-членов ОДКБ[13].
Также в задачи ПА ОДКБ входит принятие типовых (т.н. модельных) законодательных актов, направленных на регулирование правовых отношений в сферах деятельности ОДКБ, и формирование рекомендаций по сближению законодательств государств-членов ОДКБ и приведению их в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ[13].
Структура и органы управления
Согласно статье 1 Временного положения, ПА ОДКБ является «органом межпарламентского сотрудничества государств-участников МПА СНГ — членов ОДКБ, созданным в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств»[14].
- Совет ПА ОДКБ
Руководящим органом ПА ОДКБ является Совет. Не реже 2-х раз в год проводятся пленарные заседания ПА ОДКБ и Совета ПА ОДКБ. Председатель ПА ОДКБ избирается сроком на 3 года. Главы национальных парламентов или палат парламентов являются членами Совета ПА ОДКБ и одновременно выступают заместителями Председателя ПА ОДКБ. Для выполнения функций организационно-технического и иного обеспечения деятельности ПА ОДКБ в организационно-штатной структуре Секретариата Совета МПА СНГ создано специализированное подразделение[13].
В Совет ПА ОДКБ входят главы парламентов России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
- Председатели ПА ОДКБ
- Борис Грызлов (30 марта 2007 года — 17 мая 2012 года);
- Сергей Нарышкин (17 мая[5] 2012 — 24 ноября 2016 года);
- Вячеслав Володин (c 24 ноября 2016 года, переизбрание 5 ноября 2019 года).
- Рабочие органы ПА ОДКБ
- Координационное совещание председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств — членов ОДКБ при Совете ПА ОДКБ[15];
- Экспертно-консультативный совет ПА ОДКБ[15];
- Секретариат ПА ОДКБ[15].
- Информационно-аналитический правовой центр ПА ОДКБ[15];
- Комиссии ПА ОДКБ
ПА ОДКБ имеет право учреждать постоянные и временные комиссии, формируя их из числа представителей парламентских делегаций, а также другие вспомогательные органы, необходимые для выполнения возложенных на нее функций[15].
По состоянию на 2021 год рабочими органами ПА ОДКБ являются 3 постоянные комиссии: по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по социально-экономическим и правовым вопросам[13].
Примечания
- ↑ Парламентская газета, 1 июля 2021.
- ↑ Игнатов, 2009, с. 46.
- ↑ Игнатов, 2009, с. 46-47.
- ↑ 4,0 4,1 Игнатов, 2009, с. 47.
- ↑ 5,0 5,1 Бондуровский, Рябухин, 2015, с. 10.
- ↑ Коньков, Чуков, 2020, с. 69-70.
- ↑ Сайт МИД РФ.
- ↑ Сайт Парламентского собрания Союза России и Белоруссии.
- ↑ Сайт ОДКБ.
- ↑ Коньков, Чуков, 2020.
- ↑ Коньков, Чуков, 2020, с. 70.
- ↑ Панарин, 2015, с. 25.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Игнатов, 2009, с. 48.
- ↑ Миксюк, 2021, с. 345.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 МПА СНГ.
Литература
Научные исследования деятельности ПА ОДКБ
- Игнатов В. С. Парламентская Ассамблея ОДКБ: процесс становления и перспективы развития // Управленческое консультирование. — 2009. — № 4. — С. 46-50.
- Ляпина И. С. Правовой статус парламентской ассамблеи государств-членов организации договора о коллективной безопасности // Евразийский юридический журнал. — 2009. — № 1 (8). — С. 32-39. — ISSN 2073-4506.
- Любимов А. П., Амиантов А. А., Грачев-Воронцов А. В. Особенности международного сотрудничества на примере парламентской ассамблеи ОДКБ // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2020. — № 7-8 (182-183). — С. 56-64. — ISSN 2073-9532.
Другие исследования
- Панарин И. Н. ОДКБ и безопасность Евразии // Обзор. НЦПТИ (журнал Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму). — 2015. — № 7. — С. 20-31. — ISSN 2411-0124..
- Коньков А. Е., Чуков Р. С. Парламентская дипломатия: развитие общественно-государственного взаимодействия на мегаполитическом уровне // Полис. Политические исследования. — 2020. — Январь. — С. 62-73. — ISSN 1026-9487.
- Миксюк А. С. Парламентское измерение международных организаций в сфере безопасности // Заметки учёного. — 2021. — № 10 (октябрь). — С. 343-347. — ISSN 2713-0142.
Статьи о ПА ОДКБ сотрудников организации
- Бондуровский В. В., Рябухин П. П. ПА ОДКБ: история создания и организационно-правовые основы // Платон. — 2015. — С. 8-10.
- Бондуровский В. В., Перекопский Г. И. Региональные игры «в дочки-матери на деньги» (к 10-летию принятия решения об образовании Парламентской Ассамблеи ОДКБ) // Геополитика и безопасность. — 2016. — С. 9-12.
Ссылки
- Зайнетдинов, Владимир. Парламентские делегации Республики Сербия и Исламской Республики Афганистан получили статус наблюдателей при Парламентской Ассамблее ОДКБ, Официальный сайт ОДКБ (12 апреля 2013). Дата обращения 31 октября 2021.
- Принят 31 модельный закон из 43 запланированных – Анатолий Выборный выступил на заседании Совета ПА ОДКБ с докладом о предварительных итогах работы по Программе 2016-2020, Официальный сайт ПА ОДКБ (23 июня 2020). Дата обращения 31 октября 2021.
- Деятельность ОДКБ . Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. Дата обращения: 31 октября 2021.
- Межпарламентские организации, предоставившие Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России статус постоянного наблюдателя. . Парламентское собрание Союза Беларуси и России. Дата обращения: 31 октября 2021.
- Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности . Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи СНГ. Дата обращения: 31 октября 2021.
- Шульга, Ольга. Володин: Парламентская ассамблея ОДКБ может учредить институт государств-партнёров, Парламентская газета (1 июля 2021). Дата обращения 31 октября 2021.