Парк культуры (станция метро, Сокольническая линия)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Парк культуры»
Сокольническая линия
Сокольническая линия
Московский метрополитен
 Выявленный объект культурного наследия № 7625477№ 7625477
Герб Москвы Выявленный объект культурного наследия № 7625477№ 7625477
Район Хамовники
Округ Центральный
Дата открытия 15 мая 1935 года
Проектное название «Крымская», «Крымская площадь»
Прежние названия «Парк культуры имени Горького» (до 1960-х годов)
Проекты переименования «Остоженка» (1991), «Крымский мост» (1992), «Крымская площадь» (2015)
Тип Колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м 10,5
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Г. Т. Крутиков, В. С. Попов
Архитекторы вестибюлей северный: Н. Я. Колли и С. Г. Андриевский; южный (до 1949 года, не сохранился): Г. Т. Крутиков, В. С. Попов
Станцию возвело Дистанция № 8 Мосметростроя (руководитель С. Фрадкин)
Переходы на станции Moskwa Metro Line 5.svg Парк культуры
Выход к улицам Остоженка, Комсомольский проспект, Зубовский бульвар
Наземный транспорт А: м5, 138, 379, с910, Б
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 013, ПК
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линияПарк культуры (1)Moscow metro ring railway map ru sb future.svg
Перейти к шаблону «Сокольническая линия» 
Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенская площадь
Сокольники
Красносельская
Комсомольская Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-2 Переход на станцию «Ленинградский вокзал» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Пассажирская-Казанская» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-4
Красные Ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный Ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк культуры
Фрунзенская
Спортивная
Воробьёвы горы
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Тропарёво
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Румянцево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Саларьево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Филатов Луг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Прокшино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ольховая
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Коммунарка

«Парк культу́ры» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Связана пересадкой с одноимённой станцией на Кольцевой линии. Расположена в районе Хамовники (ЦАО); названа по Центральному парку культуры и отдыха имени Горького. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка Московского метрополитена. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой.

История и происхождение названия

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».

Своё название получила по Центральному парку культуры и отдыха имени Горького (Сам парк культуры находится на противоположном берегу Москвы-реки). Хотя сейчас ближайшей от входа в парк станцией является «Октябрьская», в год открытия метрополитена именно «Парк культуры» была ближайшей станцией к парку. До начала 1960-х годов название станции часто обозначалось на схемах полностью, как «ЦПКиО имени Горького», впоследствии станция стала именоваться просто «Парк культуры», хотя официально никогда не переименовывалась.

Одна из трёх первых конечных станций в истории Московского метрополитена (наряду со станциями «Сокольники» и «Смоленская»).

Проектные названия станции — «Крымская» и «Крымская площадь» — связаны с запланированной в Генеральном плане реконструкции Москвы прокладкой новой магистрали — «Восточного луча», идущего от Дворца Советов по линии Остоженки к юго-западным окраинам города и образующего на пересечении с Садовым кольцом большую площадь с рабочим названием Крымская. На рекламных фотографиях станции 1935 года указано название «Крымская площадь».[1] В адресно-справочной книге «Вся Москва» 1936 года станция всё ещё именуется «Крымской площадью» и даже «Площадью Покровского», поскольку так называлась близлежащая часть Зубовского бульвара.

Из адресно-справочной книги «Вся Москва» 1936 года
Фрагмент раздела адресно-справочного издания «Вся Москва» 1936 г., информирующего о движении транспорта в столице.

Изначально со станции было намечено четыре выхода — по всем углам перекрёстка Восточного луча с Садовым кольцом, однако к пуску первой линии выстроили лишь два павильона на диагональных углах[2].

В 1991 году станцию предлагали переименовать в «Остоженку»[3]

Вестибюли и пересадки

Имеется два наземных вестибюля. Через северный (архитекторы Н. Я. Колли[4] и С. Г. Андриевский) можно выйти на улицу Остоженку, через южный (общий с одноимённой станцией Кольцевой линии) — на Комсомольский проспект и Зубовский бульвар.

Интересно, что мозаичное панно с изображением Максима Горького в северном вестибюле было создано гораздо позже, в 1966-1968 годах. Его автор Лев Михайлович Рябов[5].

Не сохранившийся до наших дней южный вестибюль работы Г. Т. Крутикова и В. С. Попова был перестроен в 1949 году, в его отделке были использованы белый и серый мрамор, полированный дуб. Павильон был выдержан в едином стиле с подземным залом, оформленным теми же архитекторами[2]. На его месте построен общий вестибюль со станцией «Парк культуры» Кольцевой линии, через который на неё можно совершить пересадку.

Техническая характеристика

Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 10,5 метра). На станции два ряда по 23 колонны с шагом 7 метров. За станцией расположены оборотные тупики, используемые для технического обслуживания и ночного отстоя поездов.

Оформление

Оформление зала выполнено по проекту архитекторов Г. Т. Крутикова и В. С. Попова по конструктивной схеме, заданной проектом Н. А. Быковой и И. Г. Таранова на станции «Сокольники» — главное отличие состояло в отделке, которая была осуществлена более «тёплыми» по оттенку материалами[2].

Квадратные в сечении колонны покрыты крымским[2] жёлто-коричневым мраморовидным известняком. Пол выложен чёрным гранитом (изначально покрытие было асфальтовым). Путевые стены облицованы белой керамической плиткой. В отделке использованы также белый и серый мрамор, красная метлахская плитка. Станция освещается люминесцентными лампами, расположенными по центру зала (до 1960-х годов на месте нынешних светильников были оригинальные люстры, а над путями располагались полукруглые светильники, которые исчезли вместе с люстрами).

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[6]:

Станция в цифрах

  • Код станции — 013.
  • В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 9,3 тысячи человек, по выходу — 10 тысяч человек в сутки[7].
  • Время открытия южного вестибюля для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, северного — 6 часов 30 минут; время закрытия южного вестибюля в 1 час ночи, северного в 22 часа 30 минут[8].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[9]:
По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Кропоткинская»
05:52:00 05:52:00
05:52:00 05:52:00
В сторону станции
«Фрунзенская»
05:46:00 05:46:00
05:46:00 05:46:00

Террористический акт 2010 года

29 марта 2010 года в 8:39 на станции был осуществлён террористический акт, в результате которого погибли 12 человек[10]. Позднее стало известно, что он был осуществлён при участии террористки-смертницы[11].

См. также

Примечания

  1. Фотография вестибюля станции «Крымская площадь». 1935 г.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 237. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  3. А будет — Остоженка//Вечерняя Москва № 224 от 13 ноября 1991
  4. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 14. Киреев — Конго. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. — 751 с.: ил.: карт.
  5. Telegram: Contact @monumentalno
  6. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  7. Исследование пассажиропотоков, проведенное в марте 2002 года.. metro.ru. Московское метро — Проект Артемия Лебедева. Дата обращения: 24 марта 2017. Архивировано 25 января 2012 года.
  8. Московский Метрополитен / Информация / Режим работы метрополитена / Режим работы станций и вестибюлей (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2014. Архивировано 17 ноября 2011 года.
  9. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  10. Теракты в московском метро. Интерфакс (29 марта 2010). Дата обращения: 4 сентября 2010. Архивировано 1 апреля 2010 года.
  11. Совещание в связи с терактами в метро. kremlin.ru. Дата обращения: 30 июня 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.

Ссылки