Парижские мирные договоры (1947)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Парижские мирные договоры
Канадские представители на Парижской мирной конференции, Люксембургский дворец. Слева направо: Норман Робертсон, достопочтенный Уильям Лайон Макензи Кинг, почтенный Брук Клакстон, Арнольд ХиниКанадские представители на Парижской мирной конференции, Люксембургский дворец. Слева направо: Норман Робертсон, достопочтенный Уильям Лайон Макензи Кинг, почтенный Брук Клакстон, Арнольд Хини
Стороны  СССР
 США
 Великобритания
 Франция
 Италия
 Румыния
 Болгария
Flag of Hungary (1946-1949, 1956-1957).svg Венгрия
 Финляндия

Парижская мирная конференция (29 июля — 15 октября 1946) завершилась подписанием Парижских мирных договоров 10 февраля 1947 года. Страны — победители во Второй мировой войне (СССР, США, Великобритания и Франция) провели переговоры с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией. В итоге договоры позволили Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и Финляндии вернуть себе права суверенных государств в международных послевоенных отношениях и стать членами ООН.

Подготовка

В ию­ле 1945 года был создан коалиционный Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел (СМИД), в котором представители СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ки­тая приступили к раз­ра­бо­тке про­ек­тов мир­ных до­го­во­ров со странами Оси и самой Герма­ни­ей. На Пот­сдам­ской кон­фе­рен­ции был принят принцип 4–3–2: в под­го­тов­ке про­ек­та до­го­во­ра с ка­ж­дой из стран – бывших со­юз­ниц Гер­ма­нии надлежало уча­ст­во­вать государ­ст­вам, непосредственно под­пи­савшим с ней до­го­вор о пе­ре­ми­рии или ус­ло­вия ка­пи­ту­ля­ции (Фран­ция выступала как страна, под­пи­сав­шая ус­ло­вия ка­пи­ту­ля­ции Ита­лии). Таким образом, в под­го­тов­ке до­го­во­ра с Ита­ли­ей были задействованы 4 страны (СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция); с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей и Ру­мы­ни­ей – три (СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­ния); с Фин­лян­ди­ей – две (СССР и Ве­ли­ко­бри­та­ния)[1].

На сес­сии СМИД в Лон­до­не (11 сентября – 2 октября 1945 года) возникли разногласия по мир­ному­ уре­гу­ли­ро­ва­нию в Сре­ди­зем­но­мо­рье, на Бал­ка­нах и в Япо­нии, а так­же по про­це­ду­ре об­суж­де­ния мир­ных до­го­во­ров, к которым анг­ло-американские представители попытались подключить Фран­ции и Ки­тая, отказавшись от формулы 4–3–2. Эти про­ти­во­ре­чия час­тич­но уда­лось пре­одо­леть на трёхстороннем со­ве­ща­нии СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­нии 16–26 декабря, после чего кон­фе­рен­цию 5 чле­нов СМИД и 16 го­су­дарств ан­ти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции было решено созвать в Па­ри­же не позд­нее 1 мая 1946 года. В отличие от регламента Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции 1919–1920 годов, бывшим со­юз­ни­кам Гер­ма­нии предоставили на рассмотрение и обсуждение подготовленные тексты договоров[1].

На первом эта­пе сес­сии СМИД в Па­ри­же (25 апреля –16 мая 1946 года) острые разногласия вызвали во­про­сы о грани­цах Ита­лии и её ко­ло­ни­ях, ре­па­ра­ци­ях, а так­же попытка американцев вклю­чить в по­вест­ку также до­го­во­р с Ав­ст­ри­ей. После паузы до 15 июня на втором этапе сессии удалось согласовать вопрос об итальянских репарациях Советскому Союзу и договориться о со­зы­ве конференции 29 ию­ля и принятии решений боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов. При этом по 26 пунк­там различных до­го­во­ров со­хра­нились раз­но­гла­сия: они касались про­бле­мы Трие­ста, су­до­ход­ст­ва по Ду­наю, ря­да эко­но­мических во­про­сов[1].

Состав делегаций

СССР, гла­ва – министр иностранных дел В. М. Мо­ло­тов; он согласовывал свои дей­ст­вия пу­тём шиф­ро­пе­ре­пис­ки лич­но с И. В. Сталиным. В со­став советской де­ле­га­ции вхо­ди­ли ми­ни­ст­ры иностранных дел Эстонской ССР Х. Х. Кру­ус, Латвийской ССР П. И. Ва­ле­скалн и Ли­товской ССР П. И. Ро­том­скис. Отдельно в соответствии с ре­ше­ния­ми Ял­тин­ской кон­фе­рен­ции 1945 года о пре­дос­тав­ле­нии республикам ста­ту­са пер­во­на­чаль­ных чле­нов ООН были пред­ста­влены Украинская ССР (министр иностранных дел Д. З. Ма­ну­иль­ский) и Бе­ло­русская ССР (министр иностранных дел К. В. Ки­се­лёв), с пра­вом ре­шаю­ще­го го­ло­са[1].

США, гла­ва – Дж. Ф. Бирнс[1].

Ве­ли­ко­бри­та­ния, гла­ва – К. Р. Этт­ли[1].

Фран­ция, гла­ва – Ж. Би­до[1].

Также были представлены делегации Ки­тая, Ав­ст­ра­лии, Бель­гии, Бра­зи­лии, Гре­ции, Ин­дии, Ка­на­ды, Ни­дер­лан­дов, Но­вой Зе­лан­дии, Нор­ве­гии, Поль­ши, Че­хо­сло­ва­кии, Эфио­пии, Юго­сла­вии, Южно-Африканского Сою­за; все­го 844 человек[1].

Бы­ла предоставлена также воз­мож­ность из­ло­жить свои по­зи­ции странам, за­ин­те­ре­со­ван­ным в об­су­ж­дав­ших­ся до­го­во­рах - это Мек­си­ка, Ку­ба, Еги­пет, Иран, Ирак, Ал­ба­ния и Ав­ст­рия[1].

В рам­ках конференции действовало 10 ко­мис­сий: ге­не­раль­ная, юри­ди­че­ская и по со­став­ле­нию до­го­во­ров, во­ен­ная, две по эко­но­мике (отдельно для Ита­лии и для всех ос­таль­ных го­су­дарств), 5 ко­мис­сий по по­ли­тическим и тер­ри­то­ри­аль­ным во­про­сам (по од­ной на ка­ж­дое го­су­дар­ство). Ра­бо­ту кон­фе­рен­ции ос­ве­ща­ли свыше 2 тысяч жур­на­ли­стов[1].

Обсуждение

В начале конференции США и Ве­ли­ко­бри­та­ния до­би­лись пе­ре­смот­ра до­го­во­рён­ности по про­це­дур­ным пра­ви­лам, 15 го­ло­сами про­тив 6 проведя 2 ви­да ре­ко­мен­да­ций: при­ня­тые ква­ли­фи­цированным боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов и про­стым боль­шин­ст­вом[1].

30 июля были опуб­лико­ва­ны и переданы на обсуждение де­ле­га­ци­ям по­бе­ж­дён­ных про­ек­ты пяти мир­ных до­го­во­ров. В ос­но­ву соглашений с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей, Ру­мыни­ей и Фин­лян­ди­ей по требованию советской стороны были положены ус­ло­вия за­клю­чён­ных пере­ми­рий.

Острые дискуссии вызвал статус Триеста, который Италия при поддержке западных дер­жа­в хотела превратить в Сво­бод­ную тер­ри­то­рию во гла­ве с гу­бер­на­то­ром в прямом подчинении ООН. СССР счи­тал наи­луч­шей пе­ре­да­чу Юлий­ской Край­ны вме­сте с Трие­стом Юго­сла­вии, однако со­гла­сил­ся с иде­ей ней­траль­ной и де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ной Сво­бод­ной тер­ри­то­рии Три­ест с собственным из­би­рае­мым на­се­ле­ни­ем Народным со­б­ра­ни­ем. Однако этот вопрос так и не был решён в Париже[1].

Протесты большинства вызвали пре­тен­зии Гре­ции на часть ал­бан­ской (Северный Эпир) и болгарской тер­ри­то­рии, этот вопрос решить не удалось. Западные державы под­держивали Гре­цию в вы­со­ких ре­па­ра­ци­он­ных вы­платах от Ита­лии и Бол­га­рии[1].

На­пря­жён­ные дискуссии вызвали тре­бо­ва­ния западных дер­жав вы­пла­чи­вать ре­па­ра­ции не то­ва­ра­ми, а иностранной ва­лю­той (долларами и фунтами), ком­пен­си­ро­вать утраченное иму­ще­ст­во на тер­ри­то­рии вра­же­ских го­су­дарств в объ­ё­ме 75%, пре­дос­та­вить полную сво­бо­ду су­до­ход­ст­ва по Ду­наю, что вос­при­ни­ма­лось советской де­ле­га­ци­ей как по­пыт­ка англосаксов доминировать в Южной и Юго-Восточной Ев­ро­пе[1].

СССР рассматривал как по­пыт­ки создать ин­ст­ру­мен­ты для вме­ша­тель­ст­ва во внут­реннюю политику бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии пред­ло­же­ние США и Ве­ли­ко­бри­та­нии об учреждении ко­мис­сии по на­блю­де­нию за ре­па­ра­ция­ми, ини­циа­ти­ву ав­ст­ралийской де­ле­га­ции по уч­ре­ж­де­нию Ев­ропейского Ме­ж­ду­народного су­да по пра­вам че­ло­ве­ка. Настороженно воспринимались и ко­ле­ба­ния союзников в от­но­ше­нии ста­тьи о за­пре­те воз­ро­ж­де­ния и дея­тель­но­сти фа­ши­ст­ских организаций. В то же время США и Великобритания счи­та­ли позицию СССР на конференции слишком бес­ком­про­мисс­ной и некон­ст­рук­тив­ной[1].

Сущность

Положения договоров касались военных репараций, обязательств по отношению к правам национальных меньшинств и территориальных изменений, включая конец Итальянской колониальной империи в Африке и изменений итало-югославской, венгро-словацкой, румыно-венгерской, советско-румынской, болгаро-румынской, франко-итальянской и советско-финской границ.

Политические положения предусматривали, что подписавшие должны «принять все необходимые меры ради обеспечения всех лиц под своей юрисдикцией, невзирая на расу, пол, язык и религию, правами человека и основных свобод, включая свободу слова, печати и издания, религиозного культа, политических убеждений и общественных собраний».

Граждане, в военное время задействованные в партизанском движении стран-союзников, не подверглись наказанию. Каждое правительство предприняло меры по предотвращению возрождения фашистских организаций или иной другой «политической, военной или полувоенной, чьей целью было лишить людей их демократических прав».

Особенно в Финляндии репарации и продиктованное изменение границ было воспринято как большая несправедливость и предательство западных стран после симпатии, которую продемонстрировал Финляндии Запад во время начатой СССР Зимней войны 1939—1940 годов. Тем не менее, эта симпатия сошла на нет из-за финского сотрудничества с нацистской Германией во время Советско-финской войны 1941—1944. В это время Финляндия не только вернула территории, потерянные по Московскому мирному договору 1940, но также продолжила наступление вглубь СССР, занимая широкую полосу советской территории. Это заставило Великобританию объявить войну Финляндии в ноябре 1941, ещё сильнее ослабив политическую поддержку Запада этой стране. Приобретение СССР финских территорий было оговорено Московским перемирием от 19 сентября 1944 года и привело к увеличению приобретений по Московскому мирному договору 1940 года, который закончил Зимнюю войну.

Военныe репарации

Проблема военных репараций оказалась одной из самых сложных, возникших при выработке послевоенных условий. СССР — страна, наиболее разоренная войной — требовал максимально допустимых сумм со всех побеждённых стран, за исключением Болгарии.

В ходе переговоров правительство Греции при поддержке со стороны Великобритании выдвинуло требование к правительству Болгарии выплатить 1 млрд долларов США в качестве компенсации за оккупацию греческих территорий в период Второй Мировой войны. Правительство Народной Республики Болгария при поддержке со стороны СССР отклонило эти требования[2]. В соответствии с мирным договором Болгария была обязана выплатить репарации в размере 70 млн долларов в течение 8 лет[3].

В случаях Румынии и Венгрии условия репараций, обусловленные в соответствующих перемириях, были относительно высоки и не пересматривались.

Военные репарации в ценах 1938 года:

  • 360 млн $ от Италии:
  • 300 млн $ от Финляндии Советскому Союзу;
  • 300 млн $ от Венгрии:
  • 300 млн $ от Румынии Советскому Союзу[4];
  • 70 млн $ от Болгарии:
    • 45 млн $ — Греции;
    • 25 млн $ — ФНРЮ.

Распад СССР и Югославии не привел к каким-либо официальным пересмотрам Парижских мирных договоров.

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 ПАРИЖСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947 • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 9 апреля 2022. Архивировано 9 апреля 2022 года.
  2. Освободительная миссия советских вооружённых сил на Балканах / отв. ред. д. ист. н. А. Г. Хорьков. М., «Наука», 1989. С. 160.
  3. Болгария // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 5. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1950. С. 424.
  4. с погашением в течение 8 лет, частично золотом (по золотому паритету доллара США на день подписания Соглашения о перемирии, то есть 35 долларов за одну унцию золота) и частично товарами (нефтепродукты, зерно, лесные материалы, морские и речные суда, различное машинное оборудование и другое товары)

Литература

Ссылки