Параллельные тональности

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Параллельные тональности — парные тональности натурального мажора и минора, имеющие идентичные ключевые знаки. Тоника параллельного минора расположена на полтора тона (на малую терцию) ниже тоники мажора. Полный перечень используемых в музыке тональностей:

  • До-бемоль мажор — ля-бемоль минор (7 знаков бемолей).
  • Соль-бемоль мажор — ми-бемоль минор (6 знаков бемолей).
  • Ре-бемоль мажор — си-бемоль минор (5 знаков бемолей).
  • Ля-бемоль мажор — фа минор (4 знака бемоля).
  • Ми-бемоль мажор — до минор (3 знака бемоля).
  • Си-бемоль мажор — соль минор (2 знака бемоля).
  • Фа мажор — ре минор (1 знак бемоль).
  • До мажор — ля минор (нет знаков).
  • Соль мажор — ми минор (1 знак диез).
  • Ре мажор — си минор (2 знака диеза).
  • Ля мажор — фа-диез минор (3 знака диеза).
  • Ми мажор — до-диез минор (4 знака диеза).
  • Си мажор — соль-диез минор (5 знаков диезов).
  • Фа-диез мажор — ре-диез минор (6 знаков диезов).
  • До-диез мажор — ля-диез минор (7 знаков диезов).
Квинтовый круг
Bemol-7-.svg Bemol-6-.svg Bemol-5-.svg Bemol-4-.svg Bemol-3-.svg Bemol-2-.svg Bemol-1-.svg No dies-bebol.svg Dies-1-.svg Dies-2-.svg Dies-3-.svg Dies-4-.svg Dies-5-.svg Dies-6-.svg Dies-7-.svg
Ces Ges Des As Es B F C G D A E H Fis Cis
as es b f c g d a e h fis cis gis dis ais

Существуют также малоупотребляемые пары:

  • До-диез мажор — ля-диез минор (семь диезов, соответствует Ре-бемоль мажору и си-бемоль минору)
  • До-бемоль мажор — ля-бемоль минор (семь бемолей, соответствует Си мажору и соль-диез минору)

А также теоретические тональности, использующие дубль-диезы и дубль-бемоли в ключевых знаках и в названиях тональностей. Также параллельные тональности в квинта есть и в гамме тонической.

Литература