Пан (мифология)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пан
др.-греч. Πάν
Пан обучает Дафниса. Римская скульптура, копия греческого оригинала.Пан обучает Дафниса. Римская скульптура, копия греческого оригинала.
Бог дикой природы, пастбищ, пастухов и стад, горных и лесных угодий, часто ассоциируется с сексуальностью, плодовитостью и плодородием[1].
Мифология древнегреческая
Тип
Отец
Мать

одна из дриад:

Супруга
Дети
Связанные персонажи
Атрибуты
В иных культурах

Пан (др.-греч. Πάν) — древнегреческий бог[2] пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. Этимология имени традиционно, начиная с гомеровых гимнов, связывалась с греч. πάς, «весь». В настоящее время принято связывать имя Пана с греч. Πάω — «пасти»; на этой основе высказывались предположения об общем индоевропейском происхождении Пана и Пушана из ведического пантеона[3][4].

Пан и Гермафродит, античная фреска из Помпей

Родословная

По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа[5]. По другой версии, сын Гермеса и Орсинои[6].

По другому сказанию, сын Зевса и Гибрис, научил Аполлона искусству прорицания[7], или Зевса от Фимбриды[8], или от Ойнеиды[9]. По Эпимениду, сын Зевса от Каллисто и близнец Аркада[10].

Есть версия, что Пан — сын Гермеса и Пенелопы[11][12], родившийся в Мантинее в Аркадии[13]. По Дуриду, он родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами.[14] По Евфориону, сын Пенелопы и Аполлона[15].

По Арефу из Тегеи, сын Эфира от Энои[6].

По Дидимарху, сын Геи[9].

По Аполлодору Афинскому, вообще не имел родителей[16].

Также это эпитет Зевса в орфической теогонии[17].

Предание

По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес, завернув мальчика в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса, видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость.[5]

Выкрал сухожилия Зевса у Тифона. Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским[18]. Преследует нимф[19]. Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия)[20]. Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея[21].

Помогал афинянам при Марафоне[22], гора Пана есть на Марафонской равнине[23]. Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара[24]. В городе Саэтта его полюбила некая женщина[25]. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога[26].

У египтян это самый древний бог[27]. Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой[26]. Либо стал полукозлом-полурыбой[28].

У Плутарха приведён рассказ о смерти Пана[12]: греческий корабль, следовавший в Италию, попал в штиль. Когда он дрейфовал около острова Пакси, с острова послышался громкий голос, звавший кормчего корабля по имени. Когда кормчий откликнулся, голос велел ему на обратном пути объявить, что умер Великий Пан. Кормчий так и сделал, и прежде чем он произнёс слова о смерти Пана, с берега поднялся вопль множества голосов. Царствовавший в то время император Тиберий, узнав об этом происшествии, провёл расследование, и его придворные учёные предположили, что Пан мог быть смертен, поскольку являлся сыном Гермеса и Пенелопы.

Истоки

Многие современные ученые считают, что Пан происходит от реконструированного протоиндоевропейского бога Пехлусон (греч. Péh₂usōn), который был важным пастырским божеством[29]. Пехлусон имеет общее происхождение с современным английским словом «пастбище» (англ. Pasture)[30]. Ригведический бог Пушан считается родственником Пана. Связь между Паном и Пушаном была впервые выявлена в 1924 году немецким ученым Германом Коллицем[31]. Знакомая форма имени Пан является сокращением от более раннего (греч. Πάων), происходящего от корня (греч. peh₂- «охранять, следить»)[32]. Согласно Эдвину Л. Брауну, имя Пан, вероятно, родственно греческому слову (греч. ὀπάων «товарищ»)[33]. В его самом раннем появлении в литературе Пифийская ода Пиндара III. 78, где Пан ассоциируется с богиней-матерью, возможно, Реей или Кибелой; Пиндар ссылается на девушек, поклоняющихся Кибеле и Пану возле дома поэта в Беотии[34].

Эгипан

Эгипан обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы[35], или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса[36]. Он породил Козерога[37]. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами[38].

Культ Пана

Эмиль Бен. «Сон Пана» (1870)

Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб[39]).

Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящён ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навёл (панический) ужас во время сражения. Знаменитая статуя Пана Общеизвестного, согласно Павсанию, стояла справа от Пропилей афинского Акрополя перед участком Артемиды и очень почиталась афинянами. Эта крупная и высокая статуя стояла на площадке под крышей.

Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.

В жертву Пану приносили коров, козлов, ягнят, молоко.

В римской мифологии Пану соответствовали Фавн, покровитель стад, и Сильван, демон лесов[40].

При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле.

Кроме Пана, индивидуального божества природы, были ещё существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжёлые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.

Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».

Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана, такие праздники назывались Вота и Врумалия.

Окружение Пана

  • Агрей. Один из панов, брат Номия. Сын Гермеса и Сосы[41].
  • Аргей. Прозвище Пана и Аристея. См. Агрей.
  • Аргос. Один из сыновей Пана[42].
  • Аргенн («белый»). Один из сыновей Пана[43].
  • Главк. Один из сыновей Пана[44].
  • Дафеней (Дафойней). «кроваво-красный». Один из сыновей Пана[45].
  • Евгений (Эвгенейос). Один из сыновей Пана[46].
  • Келеней (Келеневс). «чёрный». Один из сыновей Пана[47].
  • Ксанф. Один из сыновей Пана[44].
  • Лотос (нимфа).
  • Номий. Эпитет Пана. По аркадской версии, это имя нимфы[21].
  • Номий. Один из панов, сын Гермеса и Пенелопы[48].
  • Оместер. «сыроядец». Один из панов[45].
  • Паниск. См. Пан. Согласно Карнеаду, его голову нашли в хиосских каменоломнях[49].
  • Паносилен. Старый силен, отец силенов[50].
  • Питида (Пития/Питис en:Pitys) «сосна». Нимфа, возлюбленная Пана[51]. См. Нонн. Деяния Диониса II 108; XLII 252.
  • Фавн. (лат.) Имя Пана. Когда Геракл носил женскую одежду, служа Омфале, Фавн по ошибке пытался его изнасиловать[52].
  • Филамн. Один из сыновей Пана[53].
  • Фобос. Один из сыновей Пана[53].
  • Форбант. Пан, участник индийского похода[54].
  • Эга. Дочь Гелиоса и Геи, мать Пана. Кормилица Зевса, сестра Амалфеи, мать Эгипана. Когда титаны напали на Олимп, Гея укрыла её в пещере.
  • Эга (en:Aega (goddess)). Согласно Евгемеру, жена Пана, которую соблазнил Зевс, и она родила Эгипана[55].
  • Эгокор (Айгокорос). Один из сыновей Пана[56].

В искусстве

В музыке

Первая из «Шести метаморфоз по Овидию» Бенджамина Бриттена для гобоя соло (1951) посвящена Пану.

В живописи

Картина Врубеля «Пан».

См. также

Примечания

  1. (2019) «Gods associated with male fertility and virility». Andrology 7 (3): 267–272. doi:10.1111/andr.12599. PMID 30786174.
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.279-280, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.15-16
  3. Jan Puhvel. Comparative mythology. с. 53,132 (англ.) // Johns Hopkins University Press, May 1, 1987 — Social Science — 302 pages
  4. H. Collitz, «Wodan, Hermes und Pushan» с. 574—587 (нем.)// 1924—587 pages
  5. 5,0 5,1 Гимны Гомера XIX 34 — по изданию: «Эллинские поэты». Москва, «Художественная литература», 1963.
  6. 6,0 6,1 Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
  8. Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  9. 9,0 9,1 Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  10. Эпименид, фр.9 Якоби = Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36; Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.78
  11. Геродот. История II 145; Цицерон. О природе богов III 56
  12. 12,0 12,1 Плутарх. Об упадке оракулов XVII.
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 38; Гигин. Мифы 224
  14. Феокрит. Свирель, ст.15; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия II 44; Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 772 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; (Фрэнсис Бэкон «О мудрости древних»)
  15. Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; Сервий. К Георгикам I 16, по Пиндару // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.432, 510
  16. Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия I 16 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  17. Орфика, фр.54 Керн
  18. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 32, 3
  19. Еврипид. Елена 186
  20. Павсаний. Описание Эллады VIII 36, 8
  21. 21,0 21,1 Павсаний. Описание Эллады VIII 38, 11
  22. Павсаний. Описание Эллады I 28, 4
  23. Павсаний. Описание Эллады I 32, 7
  24. Жизнеописание Пиндара 4
  25. Феокрит. Свирель, ст.14
  26. 26,0 26,1 Гигин. Мифы 196
  27. Геродот. История II 145
  28. Гигин. Астрономия II 28
  29. Mallory, J. P.; Adams, D. Q. (2006). The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. Oxford, England: Oxford University Press. p. 434. ISBN 978-0-19-929668-2.
  30. "*pa-". Online Etymology Dictionary.
  31. H. Collitz, "Wodan, Hermes und Pushan," Festskrift tillägnad Hugo Pipping pȧ hans sextioȧrsdag den 5 November 1924 1924, pp 574–587.
  32. West, M. L. (24 May 2007). Indo-European Poetry and Myth. OUP Oxford. p. 282. ISBN 978-0-19-928075-9.
  33. Edwin L. Brown, "The Divine Name 'Pan'", Transactions of the American Philological Association 107 (1977:57–61), notes (p. 59) that the first inscription mentioning Pan is a 6th-century dedication to ΠΑΟΝΙ, a "still uncontracted" form.
  34. The Extant Odes of Pindar at Project Gutenberg. See note 5 to Pythian Ode III, "For Heiron of Syracuse, Winner in the Horse-race."
  35. Гигин. Мифы 155
  36. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.189
  37. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 27
  38. Эпименид, фр.18 Якоби = Гигин. Астрономия II 28
  39. Иамба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  40. Античные мифы и легенды. — 236 — 239 с.
  41. Нонн. Деяния Диониса XIV 90
  42. Нонн. Деяния Диониса XIV 87
  43. Нонн. Деяния Диониса XIV 76
  44. 44,0 44,1 Нонн. Деяния Диониса XIV 83
  45. 45,0 45,1 Нонн. Деяния Диониса XIV 81
  46. Нонн. Деяния Диониса XIV 79
  47. Нонн. Деяния Диониса XIV 75
  48. Нонн. Деяния Диониса XIV 93
  49. Цицерон. О дивинации I 23
  50. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.301
  51. Феокрит. Свирель, ст.4; Лукиан. Разговоры богов 22, 4
  52. Овидий. Фасты II 332—358
  53. 53,0 53,1 Нонн. Деяния Диониса XIV 82
  54. Нонн. Деяния Диониса XIV 95
  55. Гигин. Астрономия II 13, 4
  56. Нонн. Деяния Диониса XIV 77

Литература

Ссылки